Происшествия

Водитель взбесившегося автобуса: Я извиняюсь перед всеми, кто получил травмы и чьи машины пострадали, но виноват не я [видео]

Вчера мы рассказали о страшной аварии в Перми (подробнее читай На Компросе взбесившийся автобус, у которого заклинило педаль газа, протаранил 20 автомобилей). Нам удалось встретиться с водителем того 67-го автобуса Владимиром Волобуевым.

- Говорю сразу: моей вины нет! - начал он. - Причина в техническом состоянии автобуса. В четверг-пятницу автобус был на капремонте - там поменяли весь низ: тормозные колодки, рулевые тяги и колеса. В понедельник я вышел в первый рейс на полностью отремонтированной машине. Мы с механиком перед рейсом проверяли - все работало!

- Так как же это все случилось?

- Когда я подъехал к перекрестку Компрос - Пушкина, где должен был свернуть к Центральному рынку, стал давить на тормоз - он не работает. Педаль газа ушла до упора вниз. Мгновенно увеличивалась скорость километров до шестидесяти. Когда я понял, что произойдет, - только крикнул пассажирам (их было человек двадцать): «Держитесь за поручни!» Автобус понесся, я делал все что мог: дернул ручник - ноль, включил нейтралку, нажал кнопку, чтобы заглушить двигатель, но ничего не помогало...

- Что творилось в салоне?

- По моим оценкам, бесконтрольный автобус разгонялся от 60 до 80 км в час. Женщины в ужасе кричали: «Откройте двери!» На ходу выбили несколько стекол, но никто во время гонки не выпрыгивал - выскакивали, когда автобус остановился, на Соборной площади... А у меня под конец сознание от шока отключилось: перед глазами мелькали какие-то кадры, ничего не помню. Я даже не заметил, как последнюю машину зацепил - «Тойоту» (я ее на свой бампер насадил) - и как протащил ее несколько сот метров, пока мы не остановились.Меня некоторые «знатоки» после аварии стали учить: мол, влепился бы ты лучше в дерево или в столб, чтобы не натворить столько бед! Поймите, тогда обязательно были бы жертвы. Если на огромной скорости влепиться в препятствие, я бы перед вами не сидел и среди пассажиров могли быть погибшие. Когда я пытался вести неуправляемый автобус, единственной мыслью было - избежать человеческих жертв. А железо... оно же железо. И слава богу, не погиб никто.

- Сколько лет вы работаете водителем?

- 31 год. К Караеву (перевозчик, которому принадлежит взбесившийся автобус. - Авт.) устроился 14 сентября. Раньше у другого перевозчика работал, но маршрут у него забрали, а мы остались безработными. Целые водительские семьи, где муж шофер, а жена кондуктор, сейчас сидят дома, у всех кредиты... Семью-то кормить надо, у меня дочь-семиклассница, месяц через друзей-знакомых искал новое место. Нашел. Я проработал на этом маршруте несколько недель... до вчерашнего дня. Что будет дальше - не знаю, с работы мне еще не звонили, я из ГАИ вчера ночью в третьем часу только вернулся... Но моей вины в этой аварии нет, я даже с адвокатом консультировался.

- А кто виноват?

- Экспертиза покажет, но, по моему мнению, тот, кто должен заниматься техническим состоянием автобусов.

- Вы что-то хотите сказать владельцам разбитых машин?

- Конечно, я извиняюсь, искренне извиняюсь перед всеми, кто получил травмы и чьи машины пострадали (подробнее о пострадавших водителях читай "Водитель «Тойоты», которую протащил до Соборной площади неуправляемый автобус: Очнулся - смотрю, мое авто тушат").

Важные вопросы

1. 20 лет - это возраст для автобуса?

Взбесившемуся на Компросе автобусу - 23 года (его выпустили в 1986 году). Не пора ли на пенсию такому транспорту? К сожалению, выяснить это оказалось непросто. Перевозчики и чиновники в один голос говорят, что автобус - не человек и возраста у него не бывает. Если автобус прошел техосмотр, значит, он пригоден для работы на линии, когда бы ни был выпущен.

Но всем понятно, что ситуация с общественным транспортом в Перми тревожная. И надо что-то делать. Вот лишь несколько ЧП, произошедших за последнее время.

18 сентября в Свердловском районе вспыхнул автобус № 74. Он выгорел почти полностью. К счастью, пассажиров внутри не было.

В июне на Кислотных Дачах загорелся автобус «Мерседес», следовавший по маршруту № 77. Причем на ходу и с пассажирами. Никто не пострадал.

В мае полыхал автобус № 8 марки MAN на улице Орджоникидзе (без жертв).

2. Кто заплатит автолюбителям за ущерб?

Юрист Ольга Федорова:- Кто в конечном итоге будет оплачивать ущерб, зависит от того, кого признают виновным в ДТП. Выяснить это - задача правоохранительных органов, то есть ГИБДД либо органов следствия, если по данному факту будет возбуждено уголовное дело.

Обычно в таких случаях материальный ущерб пострадавшим гражданам и их имуществу выплачивает компания, в которой застрахована гражданская ответственность владельца транспорта (автобуса), ставшего причиной аварии. Однако, поскольку пострадавших в этой ситуации очень много, страховка ОСАГО не сможет полностью покрыть ущерб, причиненный им всем. Сумма, заложенная на эти нужды, ограничена законодательством. Поэтому пострадавшим придется требовать остаток с владельца автобуса через суд.Если в процессе проверки и расследования выяснится, что причиной всех указанных ДТП явились обстоятельства, за которые владелец транспортного средства не несет ответственности (заводской брак в деталях автобуса, дефекты работ, произведенных ремонтной организацией (автосервисом), преступное поведение водителя автобуса), - это может послужить причиной для переложения ответственности (или ее части) с владельца автобуса на виновное лицо (автосервис, водитель).

Законодательство РФ устанавливает, что по общему правилу ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (в данном случае транспортное средство - автобус), всегда несет его владелец. Именно хозяин автобуса должен поддерживать его надлежащее техническое состояние и исправность, контролировать соответствие своих работников - водителей занимаемой должности. Поэтому можно с большой долей вероятности предполагать, что все иски по взысканию ущерба, причиненного данным ДТП, будут прежде всего адресованы владельцу автобуса.