2016-08-24T03:03:52+03:00

Писатель Алексей Иванов: «Географ не алкаш, он пьет, когда надо совершить подлость»

Автор книги, по которой сняли фильм «Географ глобус пропил», на своем сайте ответил на вопросы, которые чаще всего ему задают зрители [видео]
Поделиться:
Комментарии: comments54
кадр из международного трейлера
Изменить размер текста:

Снимали фильм по роману пермского писателя Алексея Иванова, поэтому съемочной площадкой стала Пермь.

Алексей ответил на вопросы своих читателей на своем сайте.

О «СОВЕТСКОМ ДУХЕ» РОМАНА

Н-да, как быстро летит время. Роман этот я закончил восемнадцать лет назад – в 1995 году. А начинал в 1993-м. Тогда дух Советского Союза был, в общем, ещё жив-здоров, потому интонации советской литературы – не старомодность, а просто окружающая реальность. В те времена Пелевин ещё не написал «Чапаева и пустоту», «Духлесса» и в помине не было, Гай-Германика сама училась в школе. Роман восемь лет пролежал в столе и был опубликован лишь в 2003 году – десять лет назад. Очень приятно, что ничего в нём, оказывается, не устарело.

БИОГРАФИЧЕН ЛИ РОМАН?

Я часто слышу или читаю, что роман биографический. У меня уже есть дежурный ответ на этот вопрос: если бы «Географ» был биографическим произведением, то я бы сейчас либо в тюрьме сидел, либо бутылки на мусорке собирал. «Географ» - не биография. Хотя атмосфера и обстоятельства там – да, те самые, в каких я когда-то был. И вдвойне приятно мне было видеть на экране тот самый район, который я описывал в романе, с тем самым затоном и теми самыми кораблями. А учительство Служкина-Хабенского снимали в той самой школе, где лично я учился все десять лет.

МИФЫ О ВИКТОРЕ СЛУЖКИНЕ

Какие только слова не замолвили о бедном Географе. И алкаш он, и лузер, и тряпка, и пофигист. У него кризис среднего возраста, он запутался и потерялся в жизни. Он – «маленький человек», он – из когорты «лишних людей». И так далее. Как пел Высоцкий: «Если правда всё то ну хотя бы на треть, то осталось одно – только лечь, помереть». Но история про человека-тряпку, про деградирующего алкоголика и тэ пэ никому не интересна. Про неё не будут писать, снимать, читать и смотреть. Однако с каждым заблуждением надо разбираться индивидуально.

СЛУЖКИН – АЛКАШ

Да, пьёт он много, но он не алкоголик. Алкоголик – это человек, поступками которого руководит алкоголь. Человек, у которого выпивка – цель жизни. Боюсь что те, кто называет Служкина алкашом, просто не видели алкашей. Но пить Служкину надо меньше.

Его пьянство – реакция на обстоятельства. Он пьёт не от тоски, не от счастья и не от безысходности. Он пьёт тогда, когда надо совершить подлость, а ему не хочется этого делать. Служкин заменяет подлость свинством. Он не гордый, он не встанет в позу и не будет обличать, он смиренно нажрётся и самоустранится от дурного поступка. Поэтому он нажрался в гостях у Киры, учительницы немецкого, - чтобы не переспать с ней, но и не обидеть её отказом. Поэтому он нажрался в электричке, - чтобы не выгонять негодяя Градусова, который увязался в поход, хотя вполне заслужил, чтобы его выгнали вон.

СЛУЖКИН – ПОФИГИСТ

Пофигист – это тот, кто лежит на диване, и всё ему пофиг. А Служкин устраивается на работу, не пропускает занятий, ведёт школьников на экскурсию в затон, ведёт их в поход, занимается с дочкой – гуляет с ней, читает ей Пушкина. В конце концов, он старается всех понять и принять. Конечно, Виктор Служкин не герой-стахановец и не затычка в каждой бочке, но всё-таки никак уж не пофигист.

СЛУЖКИН – ТРЯПКА

В жизни Виктора Служкина, увы, нет места подвигу. Что он должен сделать? Избить друга, изнасиловать жену, сдать школьников в полицию? Ни-че-го не сделать. Это экзистенциальная невозможность. Но и в тупике Служкин сохраняет представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. У него все спрашивают совета, с ним говорят, от него ждут Слова. Он – хранитель. Его дело – неучастие во зле, неучастие в подлости, неучастие в попрании человека человеком. Участие приносит выгоду, а Служкин отказывается. Отказ от неправды и есть поступок. Умение стоять тогда, когда никто не понимает твоей стойкости и не видит в ней необходимости, - это мужество и сила воли.

СЛУЖКИН – ЛУЗЕР

Служкин вполне социализированный человек. В фильме он бывший аспирант, у него есть образование, есть работа, есть семья, есть квартира, дочь ходит в садик. Он мало зарабатывает? Да. Но какой учитель зарабатывает много? Все учителя зарабатывают мало. Все они – лузеры? Не стыдно ли так говорить?

Разве Виктор Служкин ставит себе целью добиться богатства, власти, славы или женщин? Нет. Почему же он неудачник? Он не в этой системе координат. Он говорит про себя: «Я хочу жить как святой» - вот его цель. Разве святые были миллионерами, чиновниками или донжуанами? У Служкина есть определённый уровень достатка, и дальше он занимается тем, к чему лежит душа: думает о жизни. А многие ли богачи могут позволить себе заниматься тем, чем хотят?

Служкина можно уподобить защитникам Брестской крепости. Чего они добились? Берлин не взяли, к своим не прорвались, крепость не удержали, даже выжить не смогли: стояли, где приказано, тут и погибли. Лузеры?

СЛУЖКИН – «ШУТ ГОРОХОВЫЙ»

Так его обзывает жена. Служкин терпит. Он самокритичен. Он не гордый, а смиренный, хотя его смирение не от робости, а от понимания, что все несовершенны, в том числе и обзывающие его. Градусов кричит, что он глобус пропил: обвинение того же пошиба. Но речевая агрессия – стратегия тех, кто не прав («Юпитер, ты гневаешься…»). Служкин сильнее Градусова, сильнее жены, и он молчит. Он великодушен и потому прощает и Градусова, и жену Надю, и друга Будкина, и душевно неразвитых подруг. И зрители смеются над Служкиным от глубокой симпатии к нему, а не от того, что осуждают его недостатки.

У СЛУЖКИНА «СЕРАЯ ЖИЗНЬ»

Не надо цвет жизни путать с цветом уральской погоды. У Служкина нормальная жизнь. Да, проблемы с женой. Бывает. Но это не катастрофа. У Служкина интересная работа – иначе мы не смотрели бы кино. Он умеет отдыхать: то вечеринка у него, то пикник, то поход на ледовый каток. У него есть хобби – турпоходы. У него есть медитация – старые теплоходы в затоне. У него есть друзья, подруги, он влюбляется в ученицу. Он живёт полнокровной жизнью. Он не жалуется. Кстати, он проживает в миллионном городе, который находится вовсе не в сибирской глуши. В общем, почти все живут примерно так же.

Почему же тогда у Служкина «серая» жизнь, а у его критиков – нормальная? Потому что при оценке Географа срабатывает привычка к глянцевой картинке на экране? Или в этой оценке проявляются комплексы оценивающего?

ПОРОЧНЫЙ УЧИТЕЛЬ

Служкин – плохой учитель, он пьёт, он дерётся, он не знает предмета, он играет в карты, он пристаёт к ученице, он ненавидит учеников, он подвергает детей смертельному риску. Ой-ёй-ёй. Учитель он, конечно, никакой, «ваще жара», но он и не выдаёт себя за учителя. А ученики у него ещё те обормоты.

В школе он случайный человек. Но человек, а не функция. Он ведёт себя непедагогично, но не подло, хотя порой чересчур разгильдяйски. Про ненависть к ученикам слышать нелепо. Он сказал про ненависть в сердцах. Служкин - взрослый человек и не пошёл бы в поход с теми, кого ненавидит: он отыскал бы способ отвертеться. В карты, конечно, не надо было играть, но это была попытка исправить ситуацию одним жестом, одним ударом, одним выигрышем. Выигрыша не получилось. И квасить не надо было. И в ученицу не надо было влюбляться – хотя он прошёл через это искушение и устоял.

В конце концов, он не наврал, сводил детей в поход, и они прошли порог – а он их этому учил по-настоящему, махал руками, стоя на скале над рекой. Короче, дров он наломал, но урок честности подростки всё-таки получили.

ПРО ХАБЕНСКОГО

Кто же тогда Географ, если он не лузер, не шут, не «лишний человек»? Он – «гармонический» человек, «идеальный» человек: не в смысле «без недостатков», а в смысле «живущий по идеалам». Такого героя и играет Константин Хабенский.

Играет блистательно, бесконечно обаятельно. Он играет человека, который знает, как жить, но не пойдёт к своей цели по головам. Хабенский играет живого человека, которому хочется любви, дружбы, земных радостей, приключений, драйва, который может ошибаться, попадать впросак, но не теряет доброты, а достоинствами своими не превозносится над окружающими, потому что гордыня – смертный грех. Ближайшая литературная аналогия герою Хабенского – не Зилов, не Печорин, не Обломов, а князь Мышкин. Потому история про Виктора Служкина – светлая, она порождает самые добрые чувства.

ПРО АКТЁРСКИЙ АНСАМБЛЬ

Хабенскому аккомпанируют прекрасные актёры. Чудесная, отчаянная Елена Лядова – усталая женщина, которая ошиблась с мужем. Он оказался слишком хорош, в этом и виноват. И жить с ним невмоготу, и оторваться от него невозможно. Великолепен Александр Робак. Он играет вроде бы жлоба, а на самом деле – доброго человека, которого реально можно полюбить всем сердцем; «за ним как за каменной стеной». Такая надменная и такая вдруг человечная Евгения Брик, одновременно ледяная и страстная. Юная Анфиса Черных словно бы вышла из волшебных грёз русской литературы. Очень подлинный, очень убедительный Андрей Прытков сыграл настоящего пацана, который умеет ценить силу духа.

ПРО УСПЕХ ФИЛЬМА

Я бесконечно рад, что фильм Велединского получает призы, что критики хвалят актёров, операторов, музыкантов. От всей этой истории с фильмом у меня ощущение, что команда Велединского и Тодоровского сделала огромное и очень нужное дело. Судя по зрительскому успеху, Валерий Тодоровский еще раз доказал, что он блистательный продюсер, точно просчитывающий запросы общества, а Александр Велединский виртуозно сочетает комедийные и драматические форматы. Но удивляет странное несовпадение эмоционального восприятия с профессиональной интерпретацией. Эмоционально фильм принимают на «ура!», с полным одобрением, а в истолковании сути скатываются на какие-то злые ярлыки, на всех этих шутов, лузеров, тряпок, алкашей, «лишних людей» и прочее. Значит, фильм угодил прямо в нерв, и надо ждать, пока общество переформулирует критерии, чтобы облагораживающая работа души обрела адекватное объяснение.

ПРИГЛАШАЕМ:

На спектакль "Осторожно, двери закрываются!"

Спектакль Ивана Переса – о личном пространстве, об интимности не как чувственности, а в значении ежедневного взаимодействия с людьми, предметами и местами, а также о границах. Границах своего тела, своего мировоззрения, социальных границах, границах своего времени и эпохи. Каждый человек ежедневно взаимодействует с этими границами и выбирает, какие отношения ему с ними выстраивать.

Можно стремиться к балансу и гармонии, стремиться к взаимопониманию и взаимоуважению, объединяться друг с другом, а можно пойти по пути запугивания и угнетения друг друга. Шесть танцовщиков постоянно находятся на сцене и взаимодействуют друг с другом и показывают зрителю оба возможных варианта.

Где: Театральный центр им. Вс.Мейерхольда (Центр Мейерхольда)

Когда: 15 ноября в 20.00

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ А любовь как сон Корреспондент «КП» посмотрел фильм «Географ глобус пропил» Из этой истории можно было сделать куда более провокационную вещь. Хабенский, например, мог бы отдаться воле порока, вступить в связь со своей ученицей и критики с восторгом бы его оправдали: он же любит. Народ бы валил валом, от подростков бы не было отбоя – а ведь это они в основном несут деньги в кинотеатры. (Читайте далее) Константин Хабенский о «Географе глобус пропил»: «Мне чертовски нравится это кино» Известный актер, сыгравший главную роль, приезжал в Пермь, где снимался фильм, на премьеру - Я не могу себе позволить тех поступков, которые позволял себе Служкин. На мне, как и на нем, есть обязательства по поводу детей, близких... – говорит Хабенский, - Я не могу себе позволить сказать: идите вы все, ребята… а я буду заниматься чистым творчеством. Не могу. Как, например, Ваня Охлобыстин, который в свое время сказал: я пошел в духовенство - и ушел от всех. Как многие мои коллеги. Я могу подобные вещи позволить себе только в кино. Я сошлюсь на Алексея Иванова, который сказал, что Служкин как Мышкин. Он своим примером пытается людей как-то направить, в какое то русло… непонятное. Я, конечно, не буду канонизировать Служкина и сравнивать с романом Достоевского, но если это делает автор «Географа…», можно попробовать. Служкин - это человек, который своими поступками дурацкими, шутовскими пытается сбить с людей пыль. И говорит очень простые вещи: любовь, сам за себя отвечай, думай своей головой, не делай гадости, будь человеком. А то, что он напивается, - это его защита. У нас люди именно так защищаются, чтобы сбросить с себя ответственность. Я не хочу делать подлости: выпил - и все, меня нет. (Читайте далее).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

А любовь как сон

Корреспондент «КП» посмотрел фильм «Географ глобус пропил»

Из этой истории можно было сделать куда более провокационную вещь. Хабенский, например, мог бы отдаться воле порока, вступить в связь со своей ученицей и критики с восторгом бы его оправдали: он же любит. Народ бы валил валом, от подростков бы не было отбоя – а ведь это они в основном несут деньги в кинотеатры. (Читайте далее)

Константин Хабенский о «Географе глобус пропил»: «Мне чертовски нравится это кино»

Известный актер, сыгравший главную роль, приезжал в Пермь, где снимался фильм, на премьеру

- Я не могу себе позволить тех поступков, которые позволял себе Служкин. На мне, как и на нем, есть обязательства по поводу детей, близких... – говорит Хабенский, - Я не могу себе позволить сказать: идите вы все, ребята… а я буду заниматься чистым творчеством. Не могу. Как, например, Ваня Охлобыстин, который в свое время сказал: я пошел в духовенство - и ушел от всех. Как многие мои коллеги. Я могу подобные вещи позволить себе только в кино. Я сошлюсь на Алексея Иванова, который сказал, что Служкин как Мышкин. Он своим примером пытается людей как-то направить, в какое то русло… непонятное. Я, конечно, не буду канонизировать Служкина и сравнивать с романом Достоевского, но если это делает автор «Географа…», можно попробовать. Служкин - это человек, который своими поступками дурацкими, шутовскими пытается сбить с людей пыль. И говорит очень простые вещи: любовь, сам за себя отвечай, думай своей головой, не делай гадости, будь человеком. А то, что он напивается, - это его защита. У нас люди именно так защищаются, чтобы сбросить с себя ответственность. Я не хочу делать подлости: выпил - и все, меня нет. (Читайте далее).

Хулиган Градусов про съемки в «Географе глобус пропил»: «На кастинге всем понравились мои уши»

- Андрей, по внешности ты не совсем похож на Градусова из книги… Он же маленький и рыжий.

- Зато по характеру мы похожи. В школьные годы я был хулиганом. Прогуливал уроки, ругался с учителями. Да и сейчас я волк-одиночка, бунтарь по натуре. Кстати, школа, та, что показана в книге Алексея Иванова, написанной в 90-ые годы, и современная, что была показана в фильме, не сильно-то и отличаются. Нутро школы то же самое. Поведение учителей и учеников то же самое.(Читать интервью далее).

Михаил Леонтьев (в фильме - Борман):

- Да мы и не играли особо - мы существовали в тех ролях, которые нам дали. Мы и жили все это время на сплаве Овечкиным, Борманом, Градусовым, Митрофановой - спали, ели, просыпались этими персонажами. Там ведь не повыкобениваешься особо. У нас даже мыслей не было сказать: «Нет, я не могу, я устал». Там даже Константин Юрьевич (Хабенский. - Ред.) с температурой 38 в ледяную воду падал с катамарана, вел его на поводе. (Читать интервью далее).

Сергей Диев (певец в электричке, с его песни начинается фильм):

- Они нашли меня на вокзале. Две женщины - помощники режиссера. Им понравилось, как я пою. Вы, говорят, нам подходите. Сказали, что надо выучить для съемок песню Кипелова «Я свободен». Я им отвечаю: «Попробую». Но, вообще-то, я люблю петь шансон, иногда - ретро. А они говорят, что надо обязательно эту песню. Я выучил. Привезли нас на вокзал и поехали мы вроде до Сылвы на теплогорской электричке. Съемка начиналась с меня. Я захожу в электричку. «Добрый день (как обычно), уважаемые пассажиры! Чтобы не было вам скучно в пути, я спою вам». Начинаю петь. Потом заходят ревизоры. Я пою, наблюдаю за съемкой. Доходят до Хабенского. (Читать интервью далее)

Итоги «Кинотавра»: Четыре приза для «Географа» и Хабенский как лучший актер

Выбор жюри был ожидаем, а звезды поразили публику экстравагантными нарядами на церемонии закрытия (Читайте далее)

“Географ глобус пропил” снимали в пермской школе и на уральской реке.Алексей ЖУРАВЛЕВ, Ирина МОЛОКОТИНА

Еще больше материалов по теме: «Пермский писатель Алексей Иванов»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также