Премия Рунета-2020
Пермь
+24°
Boom metrics
Звезды7 ноября 2013 10:26

Константин Хабенский о "Географе глобус пропил": "Мне чертовски нравится это кино"

Известный актер, сыгравший главную роль, приезжал в Пермь, где снимался фильм, на премьеру [фото, видео]
Константин Хабенский приехал на премьеру фильма в Пермь.

Константин Хабенский приехал на премьеру фильма в Пермь.

Фото: Ирина МОЛОКОТИНА

7 ноября в кинотеатрах страны начали показывать фильм «Географ глобус пропил».

Снимали его по роману пермского писателя Алексея Иванова, поэтому съемочной площадкой стала Пермь.

Фильм, по большому счету, о поисках любви и дружбе. В главной роли - звезда - любимец российских кинозрителей Константин Хабенский. Он играет пьющего учителя географии Служкина. Собственно он и есть тот географ, который глобус пропил. У него сложные отношения с учениками, женой и лучшим другом.

Учитель Служкин, по сюжету, живет с женой и дочкой в обычной “однушке” панельного дома в спальном микрорайоне. Квартира с балконом, выходящим на затон Камы. А вот сцены внутри служкинской квартиры снимались уже в Москве. Детский сад, куда ходит маленькая Таточка - дочь Служкина, и школа - рядышком.

Школу выбрали на окраине Перми, старой постройки и без стеклопакетов. Кстати, именно в ней когда-то учился писатель Алексей Иванов. Класс и учительская настолько понравились киношникам, что они и переделывать почти ничего не стали – оставили те же столы, шкафы, зеркала, кресла, разве что компьютеры убрали, да карты повесили и глобус поставили.

Учеников в фильме про пьющего учителя географии сыграли обычные пермские школьники. Лишь одну из главных ролей - Машу Большакову, которая влюбляется в географа, - сыграла московская девятиклассница Анфиса Черных.

Полфильма - о том, как географ Служкин ведет своих учеников в поход - на весенний сплав по опасной горной речке. В кадре - невероятно красивая северная природа. Эпизоды снимались на пермской реке Усьва, название которой переводится как «падающая с шумом вода». В ней много перекатов, берега скалистые. Но там нет сложных порогов. Поэтому каскадёрские съёмки проводились на пороге Ревун на Исети в Свердловской области, в которых ребят подменяли дублеры. Всего на сплаве актеры пробыли 17 дней.

Фильм уже собрал кучу наград на разных кинофестивалях. И его наверняка разберут на цитаты. Зрители после премьеры напевали песенку учеников, которую ребята сочинили прямо во время съемок.

В Перми, где снимали фильм, премьера стартовала 4 ноября. А 6-го в столицу Прикамья прилетел исполнитель роли географа Служкина Константин Хабенский.

Перед кино актер планировал встретиться со своими подопечными - уже третий год действуют студии Хабенского в пермских 22-й и 84-й школах и в Лысьве, где ребят бесплатно учат актерскому мастерству. Но рейс отменили из-за непогоды и Хабенский успел только в кино. На премьеру были приглашены и ученики его школы.

На показе известный актер ответил на вопросы зрителей.

По сюжету, Служкин-Хабенский вышел из электрички и пошел покупать пиво (станция Пермь I).

По сюжету, Служкин-Хабенский вышел из электрички и пошел покупать пиво (станция Пермь I).

«ТЕ ЕЩЕ ФРУКТЫ СОБРАЛИСЬ»

- Как проходили съемки фильма?

- Первую часть мы снимали в ноябре. Жили в гостинице «Урал». Снимали в детских садах, школах. Вторую часть - сплав - снимали в мае на реке Усьва. Ждали, когда поднимется вода. Снег, дождь - все это реально. В каких-то кадрах, например, прохождение страшного порога выполняли дублеры. Но на сплаве много снимались и дети, которые на себе испытали все прелести киноиндустрии.

- Легко ли работалось с детьми?

- С детьми работать сложно. Как и с животными. Потому что им на все наплевать. Конечно, они делают вид, что им интересно, какие задачи им дает режиссер, о чем их просит более взрослый коллега, но они живут своей жизнью. У них какая-то своя прекрасная жизнь, в которую взрослым актерам нужно встраиваться. Другого варианта нет. Весь ноябрь я приноравливался к классу, влезал в каждого человечка, пытался понять, какой манок нужен для каждого молодого актера. Ведь еще те фрукты собрались. С детьми всегда сложно. Они устают, они не понимают, что это кино, что это профессия. А у них любовь, какие-то свои проблемы.

«Я НЕ МОГУ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ТЕХ ПОСТУПКОВ, КОТОРЫЕ ДЕЛАЛ СЛУЖКИН»

- Трудно было перевоплотиться в географа Служкина?

- Мне кажется, что это человек очень свободный. Это человек, который, не участвуя в общей дележке, сохраняет себя. Вам хотелось уйти с фильма? Вам было интересно? Если бы Служкин был человек скучный, законченный, какой-то непонятный, я бы, наверное, тоже встал и ушел с фильма. Мне было бы неинтересно за ним следить. Это не мои слова, это слова писателя Алексея Иванова. Он говорил: этот человек что-то сохраняет внутри себя, что-то такое, что для людей, которые рядом с ним находятся, интересное. Он живет только тем, что пытается сохранить себя как человека. С одной стороны, сегодня это это вещь распространенная, с другой - нет. Я же езжу по стране, в деревни заезжаю, я вижу это. Люди живут сами по себе. И пофиг им на все. Вроде он работает, зарабатывает деньги - ровно столько, сколько зарабатывает учитель, но нельзя говорить, что у нас все учителя находятся в … (пауза). Он зарабатывает столько, сколько положено ему. При этом он пытается своими мозгами, душой попробовать научить детей самостоятельному восприятию мира. Когда меня бросили лет 15 тому назад в сериал «Убойная сила», я тоже не знал, как себя ведет милиция. Просто поставил себя в определенные обстоятельства. Я начал себя отождествлять, как бы себя вел , если бы меня завтра отправили в отдел. То же самое с «Географом». Я не считаю, что этот человек неудачник. Повторюсь: это человек, который сохраняет себя.

- Вам этот человек симпатичен?

- Я не могу себе позволить тех поступков, которые позволял себе Служкин. На мне, как и на нем, есть обязательства по поводу детей, близких... Я не могу себе позволить сказать: идите вы все, ребята… а я буду заниматься чистым творчеством. Не могу. Как, например, Ваня Охлобыстин, который в свое время сказал: я пошел в духовенство - и ушел от всех. Как многие мои коллеги. Я могу подобные вещи позволить себе только в кино. Я сошлюсь на Алексея Иванова, который сказал, что Служкин как Мышкин. Он своим примером пытается людей как-то направить, в какое то русло… непонятное.

Я, конечно, не буду канонизировать Служкина и сравнивать с романом Достоевского, но если это делает автор «Географа…», можно попробовать. Служкин - это человек, который своими поступками дурацкими, шутовскими пытается сбить с людей пыль. И говорит очень простые вещи: любовь, сам за себя отвечай, думай своей головой, не делай гадости, будь человеком. А то, что он напивается, - это его защита. У нас люди именно так защищаются, чтобы сбросить с себя ответственность. Я не хочу делать подлости: выпил - и все,меня нет.

- А если вдруг бенефис, то это «Адмирал» или Служкин?

- Ни то ни другое. Бенефис - это когда актер созрел для того, чтобы что-то сказать. Своими словами. Пока «Адмирал» и Служкин - это слова людей, которые написали что-то. Я просто их воспроизвожу. Мои друзья и коллеги - Сережа Безруков, Сережа Гармаш, Катя Гусева - делают бенефисы, сольные выступления, какие-то свои концерты. Но я считаю, что мне еще рано. Пока хочется работать на материале великих людей, не на своем. Я избегаю телевидения, СМИ, потому что считаю, что актер - немного другая профессия. Я не политик, не социолог, я актер. Мы должны радовать, а не учить и не направлять. И когда мне журналисты говорят: приходите на ТВ, прокомментируйте закон Димы Яковлева или что-то другое, я говорю: «Я вообще не в курсе». Я просто душой понимаю, что это неправильно. Но я вообще не в курсе, что происходит. Разберитесь сами. У нас другая идея: чтобы люди пришли в зал, мы вышли, заставили их смеяться, плакать, на два-три часа отвлечься и прочистить свое нутро. И потом разойтись. Все. Больше от нас не требуется. Дальше, пожалуйста, бенефис, отдельные выступления, я сяду, надену корону и начну вещать. Мне просто это не нравится, поэтому я этого не делаю.

«МНЕ ЧЕРТОВСКИ НРАВИТСЯ ЭТО КИНО»

- В фильме много женских историй, разных судеб. А вам из всей этой плеяды женщин с кем бы было интересно? Лично вам, не Иванову? С кем бы хотелось остаться?

- Я не думаю, что Служкину с кем-то хотелось бы остаться. Он, наверное, останется с дочерью. В его жизни это главная женщина. Остальных женщин он прощает. Это такая великая любовь ко всем. Не обязательно физическая. И, при чем, и к мужчинам и женщинам. Он говорит всем: ребят, все проще, любите друг друга. Когда главный герой смотрел скандальное видео, снятое про него Овечкиным и выложенное в интернете, он не обиделся, только улыбнулся и ушел.

Это всепрощение. Это не предательство - то, что он увидел. Это желание ребят делиться с миром информацией, поэтому он не мстит никому.

В романе шикарный финал: отец и дочь стоят и смотрят, - какие машины проезжают. Поэтому и в книге, и в фильме Служкин бы остался с дочерью.

Фото: Ирина МОЛОКОТИНА

- Есть театр, есть кино. Я люблю театр, потому что когда играю спектакль второй раз, третий - я могу поменять роль, докрутить мысль и вбить в зрителя какие-то свои сегодняшние ощущения и эмоции. Кино - это другая история. В кино переиграть нельзя. - Кто-то из критиков уже сказал, что это самая лучшая ваша роль…

«Географ…» - это фильм про людей, для людей. То ли это возраст, то ли это уже какой-то цинизм и самолюбование, но мне почему-то чертовски нравится «Географ…», мне не стыдно за него. Может быть, потому что нравится книга и потому что этот фильм кровью давался нам и тяжело выходил на экран, потому что были две версии - продюсерская и режиссерская. Были большие споры. Мне многие говорят, что получилось хорошо. Но на сегодняшний день говорить, что лучшая роль – Служкин - нет, так нельзя сказать.

- Роман был написан в 90-е, в фильме показана современная школа, многое приходилось менять ?

- Мне за сорок. Я не могу, естественно, играть 25-летнего географа. Грим уже не работает. И поступки отличаются. Поэтому некоторые сцены из романа мы поменяли, переделали вместе с Ивановым. Перенесли на 10 - 15 лет вперед события. Да и современные дети не ведутся на те провокации, которые были в 90-х годах. У них разные взгляды. И честь и хвала Иванову, что он воспринял, понял и помог переделать. Ничего, в сущности, не поменялось. Так, по мелочам. В романе, к примеру, учитель заставляет учеников «встать-сесть, встать-сесть», сейчас этого не сделают дети. Просто пошлют учителя, и все. Или сорокалетний географ не мог приставать к школьнице, как мог это делать 25-летний герой. Другая кровь, все по-другому.

- Как вам после столицы провинция, есть ли у провинции шансы выжить?

- Больше вопрос к президенту, наверное. Нет особой разницы между столицей и провинцией. Разница в том, как люди себя воспринимают, как себя подают, проявляют - вот и все. Учитывая, что у меня в Перми две студии творческого развития для детей, и с ребятами мы занимаемся уже третий год, я знаю, какой здесь потенциал находится, поэтому разница между Москвой, в которой нет студии, и Пермью, где две студии, весьма и весьма ощутима. Когда мы снимали фильм, нам помогало такое огромное количество людей, я их всех помню, люблю. Поэтому это такой неправильный вопрос - что такое провинция и что такое Москва. Если кто-то хочет, может быть, поедет зарабатывать в Москву миллионы, а люди, которые сохраняют себя, занимаются делом, любят тех, кто находится рядом с ними, - это люди, которые живут в провинции, в России.

>> КСТАТИ

Фляжка, кепка и паспорт Хабенского проданы на аукционе

После просмотра фильма провели аукцион, выставили фляжку, кепку, паспорт и портфель Служкина с тетрадками школьников и ручками. Стартовая цена каждой вещи - 5 тысяч рублей.

За фляжку, из которой Служкин-Хабенский пил в электричке и на сплаве, предложили 15 тысяч рублей. Кепка и паспорт были проданы за 20 тысяч.

Слегка потрепанный учительский портфель из дерматина ушел за 55 тысяч.

Покупатели широкой публике неизвестны и предпочли остаться неназванными. Вырученные средства уйдут в благотворительный фонд помощи больным детям.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Хулиган Градусов про съемки в «Географе глобус пропил»: «На кастинге всем понравились мои уши»

- Андрей, по внешности ты не совсем похож на Градусова из книги… Он же маленький и рыжий.

- Зато по характеру мы похожи. В школьные годы я был хулиганом. Прогуливал уроки, ругался с учителями. Да и сейчас я волк-одиночка, бунтарь по натуре. Кстати, школа, та, что показана в книге Алексея Иванова, написанной в 90-ые годы, и современная, что была показана в фильме, не сильно-то и отличаются. Нутро школы то же самое. Поведение учителей и учеников то же самое.(Читать интервью далее).

Михаил Леонтьев (в фильме - Борман):

- Да мы и не играли особо - мы существовали в тех ролях, которые нам дали. Мы и жили все это время на сплаве Овечкиным, Борманом, Градусовым, Митрофановой - спали, ели, просыпались этими персонажами. Там ведь не повыкобениваешься особо. У нас даже мыслей не было сказать: «Нет, я не могу, я устал». Там даже Константин Юрьевич (Хабенский. - Ред.) с температурой 38 в ледяную воду падал с катамарана, вел его на поводе. (Читать интервью далее).

Сергей Диев (певец в электричке, с его песни начинается фильм):

- Они нашли меня на вокзале. Две женщины - помощники режиссера. Им понравилось, как я пою. Вы, говорят, нам подходите. Сказали, что надо выучить для съемок песню Кипелова «Я свободен». Я им отвечаю: «Попробую». Но, вообще-то, я люблю петь шансон, иногда - ретро. А они говорят, что надо обязательно эту песню. Я выучил. Привезли нас на вокзал и поехали мы вроде до Сылвы на теплогорской электричке. Съемка начиналась с меня. Я захожу в электричку. «Добрый день (как обычно), уважаемые пассажиры! Чтобы не было вам скучно в пути, я спою вам». Начинаю петь. Потом заходят ревизоры. Я пою, наблюдаю за съемкой. Доходят до Хабенского. (Читать интервью далее)

ЦИТАТЫ ИЗ КНИГИ

Фразочки географа Виктора Служкина

- Комментарии оставьте при себе, иначе комментаторы вылетят за дверь.

- Вы дураки: в плечах аршин, а на плечах кувшин. Вы же понимаете, что я еще всех вас не запомнил. Ну, так за одной партой и писали бы вдвоем один вариант.

- Дураков на сказки ловят.

- Мне однажды девятый «А» уже обещал нечто подобное и надул меня, как Кутузов Наполеона.

- Без шутки жить жутко.

- Новое поколение выбирает опьянение. Молодежь тянется к культуре: пришла узнать, чем отличается Тинторетто от «Амаретто»…

- Но долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я литрой пробуждал…

- Я по женщинам и детям не стреляю.

- Я стою на асфальте, ноги в лыжи обуты. То ли лыжи не едут, то ли я долбанутый.

- Думаете, мне стыдно, что я играю в дурака на уроке? Да ни фига подобного. Я вас всех уже видеть больше не могу. Будь моя воля, я бы вас со всех уроков подряд вышибал, а по улице ходил бы в противогазе, чтобы с вами одним воздухом не дышать.

- Нет, к дерьму меня особенно не тянет. Просто на что-то хорошее у меня нет денег. Никто не хочет купить у меня чего-нибудь за четыре сольдо, как колпачок у Буратино.