Звезды14 августа 2009 18:20

«Виктор Цой подсознательно знал, что ему реально стать звездой»

Александр Липницкий рассказал «Комсомолке» о своем фильме про группу «Кино»

Легендарного рок-певца Виктора Цоя не стало 15 августа 1990 года. Но все эти 19 лет его песни гремят по всей стране. А на стенах и заборах красуются надписи «Виктор Цой жив».

Нынешней зимой на телеканале «Ностальгия» в цикле «Еловая субмарина» увидел свет новый трехсерийный фильм Александра Липницкого о легендарной группе «Дети минут». Одноименную рукопись неизвестной песни Цоя режиссер хранит у себя как реликвию. Многие кадры ленты взяты из личной хроники автора и впервые увидели свет.

На сегодня эта картина, пожалуй, одна из самых правдивых о группе «Кино». Затронув в ней разные стороны жизни Цоя и его окружения, автор очеловечил народно канонизированный образ. Вместе с этим Липницкий развенчал несколько мифов, созданных после трагической гибели певца. Так, история с кассетой «чудом уцелевшей в автокатастрофе», оказалась фикцией придуманной Юрием Айзеншписом.

Полную режиссерскую версию фильма, включающую не вошедшие в телеэфир сюжеты, Липницкий презентовал пермякам на фестивале «Пилорама 2009». (Не вошедшие эпизоды открывают и завершают видеонарезку фильма. Внимание, в начале видеовставки нецензурная речь! – прим. авт.).

- Вы полностью удовлетворены этим фильмом или будет еще продолжение?

- Нет, я полностью удовлетворен. Потому что в условиях моего малобюджетного телеканала, который не имеет ни спонсоров, ни рекламы я считаю, что мы сделали все по максимуму. Работал над ним долго. Конечно, если бы у меня появились какие-то новые архивы, скажем, поездка Цоя в Японию, то есть, какие-то вещи, которых я не нашел… Фильм получился достаточно длинный - почти 180 минут. Я старался сделать его не как обычно - о лидере, - а о самой группе и ее духе. Мне кажется, дух в этом длинном телеповествовании отобразить удалось. У «Кино» была своя фишка, своя модность…

В данной киноверсии есть текст, который не вошел в фильм на ТВ. Алексей Вишня говорит: «Они всегда в черном…» и ругается матом (смеется). Сюда вошел рассказ Гаккеля про обнаженные фото.

Ну а проблема фильма пока еще в том, что я не договорился на счет прав ни с Moroz Records, ни с Сашей Цоем – до него невозможно было дозвониться! Он куда-то прятался целый год… Я плюнул и рискнул. Сейчас на меня могут подать в суд - никаких письменных разрешений от правообладателей у меня нет.

- В фильме вы открыто говорите о том, как нарушались права третьих лиц со стороны звукозаписывающей компании и жены Цоя. Получается круговая порука?

- Да, действительно Марьяна Цой и Морозов, как называется, объехали их на кривой кобыле. Можно, конечно сказать, что Марьяна так заботилась о сыне, чтобы у него были все права на наследие отца. Но кинула она музыкантов очень сильно. Ведь они же соавторы музыки и аранжировки делали вместе. А этого в контрактах с Moroz Records нет. В итоге Марьяна заключала контракты сама, и поэтому сделала так, как ей это было выгодно.

- Получается, что вы выждали какое-то время после смерти Марьяны, чтобы сделать этот фильм?

- Нет, не ждал. Я же с ней был в очень хороших отношениях. Просто в этой ситуации я занимал позицию музыкантов. Да она и сама знала, что не права. Деньги она им платила, особенно в начале 90-х. Но вопрос не в наличке, а в том, что сейчас, по контракту, получается, что Цой им лишь показывал ноты, где и что играть. Хотя это не всегда было так. И именно это я в фильме и отобразил, чтобы была восстановлена историческая справедливость.

- Через Интернет можно найти запись фильма «Дети минут» на DVD, с пометкой tv-rip, то есть записанный с эфира. Это официальное издание?

- Нет, это же копирайт, жулики… Разговоров о выходе фильма на DVD ни с кем пока не было. А что, его там так легко найти и посмотреть?!

- Не то, чтобы легко, но много времени поиск фильма не займет. Например, на одном из сайтов его можно посмотреть в режиме онлайн… Кстати, в Питере к годовщине смерти выходит широкоэкранная версия фильма Алексея Учителя «Последний герой». Вы видели его?

- Да, давно. Он мне не понравился.

- Поколения восьмидесятых узнала «Кино» после альбома «Группа крови» и уже через него стала интересоваться старыми записями. В ваших кругах «Кино» знали изначально. Как вами был воспринят переломный альбом?

- В фильме как раз поставлен очень четкий акцент Андреем Тропило, который говорит, что «Цой занялся попсой». Я ведь, как журналист, стараюсь ничего не педалировать. И в своих документальных историях привлекать свидетелей, которые, так сказать, созидали эти группы. И Тропило один из них. Его слово – оно очень веское для внимательного человека. Ну а не внимательный человек три часа моей передачи не будет смотреть.

- У меня, в свое время, сложилось впечатление, что Тропило пережимал и зажимал в чем-то группу…

- Ну да. Поэтому Цой и нашел своего фаната - Алексея Вишню.

- Ну а для вас лично, чем стал альбом «Группа крови»? Ведь тогда не было у Виктора Цоя той показной звездности, не было пронырливого Айзеншписа,..

- Я мог бы согласиться с Гребенщиковым, который очень хорошие слова в фильме говорит: «Я понял, что он ушел в какую-то величину». Мне кажется, что есть люди, которые сознательно идут на вращение, ради успеха. Я думаю, что у Цоя было желание стать звездой, во что бы то ни стало. Скажем, у «Аквариума» не было такого желания. Цой все-таки человек был уже другого поколения и где-то подсознательно знал, что ему реально стать звездой…

Для меня, как и для Гребенщикова, альбом «Начальник Камчатки» наиболее интересен - группа «Кино» здесь ни на кого не похожа. И у них все еще было впереди. А потом через несколько лет Цой нашел верный ход к сердцам публики и от него не отступал. И «Черный альбом» говорит уже о том, что он сам зашел в тупик. Ведь в этом альбоме помимо ощущения какой-то личной катастрофы и предчувствия гибели, возможно, присутствует и разочарование в каком-то артистическом пути. Когда ты делаешь то, что от тебя ожидают, а ты способен на многое большее, то тебе уже этого не простят, если ты выйдешь за рамки очерченного тебе звездного пути.

Досье «КП»

Александр Липницкий родился 8 июля 1952 года в Москве. Советский и российский культуролог, деятель русского рока, бывший музыкант группы «Звуки Му», режиссер, телеведущий.

Справка «КП»

Дискография группы «Кино»

1982 — «45»

1983 — «46»

1984 — «Начальник Камчатки»

1985 — «Это не любовь»

1986 — «Ночь»

1988 — «Группа крови»

1989 — «Последний герой»

1989 — «Звезда по имени Солнце»

1990 — «Чёрный альбом»

Другие альбомы

1984 — «Песни под гитару 3»

1986 — «Red Wave» (2CD)

1992 — «Неизвестные песни»

2000 — «История этого мира»

2000 — «КИНОпробы» (2CD)

2000 — «Лучшие песни 82-88»

2000 — «Печаль»

2002 — «Кино в кино»

2002 — «Последние записи»