Премия Рунета-2020
Пермь
+11°
Boom metrics
НовостиОбщество18 апреля 2013 6:36

Переселенцы из зоны провалов в Березниках: «Мы вернулись жить в ядовитый формальдегидный дом!»

Пошли они на этот шаг в знак протеста против чиновников

После аварии на "Уралкалии" в 2006 году, когда затопило рудник и в Березниках стали образовываться провалы, опасными для проживания были признаны 25 домов (470 квартир). Всего из них расселили 1 228 человек. Собственники 399 квартир получили выкупную цену.

А 71 семью, тех, что проживали в муниципальных квартирах на условии социального найма, переселили. Одних - во вторичное жилье в самих Березниках. Но большинство - 53 семьи (около 170 человек) - в новый микрорайон. В пригороде Березников, рядом со старинным городком Усолье, для переселенцев возвели 89 двухэтажных домов и назвали Усолье-2. На строительство потратили 1, 2 миллиарда рублей.

Казалось бы, жить и радоваться. Люди заехали, пустили кошек, повесили занавески. Но... Через несколько лет проверка показала, что городок - «ядовитый». Обнаружилось это случайно.

Со страху перед провалами домов построили больше, почти 70 из 89 домов пустовало. И в 2011 году решили в пустующие дома селить детдомовцев. Со всего севера Пермского края. Не зря говорят: сирота в дом - счастье в нем. Если б не сироты, так и жили бы переселенцы в «отравленных» домах. Перед тем, как заселить детдомовцев, по закону провели тысячу экспертиз. В том числе пробы взяли санврачи из Роспотребнадзора. Концентрации формальдегида в коттеджах превышали допустимые нормы в зимний период до 25,7 раз, в летний - до 47,7 раз. - Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло, - перекрещивается сейчас не только глава города, но и уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков. - Хорошо, что не успели переселить ребят.

«Будем дышать формальдегидом!» А жильцов формальдегидных домиков ожидало второе великое переселение. За несколько дней их эвакуировали в соседнюю полупустую панельную десятиэтажку (ее тоже построили для жителей расселяемых домов).

- Меня единственное, что раздражало в наших домах-скороспелках в новом микрорайоне - это сырость, - рассказывает житель формальдегидного дома Владимир Пономарев. - Дома строили на болоте, раньше там собирали клюкву. Запахи какие-то непонятные, комары, клопы. Звукоизоляция еще, конечно, та. Но то, что они еще и ядовитые, мы даже не думали.

- А как узнаешь? Если голова или что другое заболит, так на возраст грешили, - пожимает плечами он.

- Я-то не жаловался, - подчеркивает он, - но другие жильцы жаловались, и еще бы лет сто жаловались на то, что квартиры какие-то «нехорошие», что с ними что-то не то. Спасибо сиротам, если бы не они… Мы же по четыре-пять лет жили в зараженных домах, и так бы и продолжали жить дальше.

Квартира в десятиэтажке семье Пономаревых-Мотиных не по вкусу.

- Это какое-то безобразие. Нами манипулируют как хотят, - возмущается Владимир. - То мы живем в аварийном доме в опасной зоне провалов, то в формальдегидном доме, то маемся в десятиэтажке, у которой подъезды загажены и лифт бесконечно не работает, звукопроницаемость стен отсутствует, и можно сказать, что мы живем вместе с соседями.

По его словам, его семья вначале напрочь отказывалась переселиться в десятиэтажку, потом все же переехала туда, но вынуждено: на время проведения экспертизы на наличие формальдегида в их квартире.

Семья его, говорит, устала от постоянных переездов. Еще больше она устала от неопределенности. О том, что дома формальдегидные стало известно людям еще летом 2011 года. Жителей переселили. И чиновники с тех пор почему-то «застыли» в каком-то непонятном ожидании: городок стоит нехорошим бельмом на глазу, а что с ним делать, судя по всему, никто не знает.

Переселенцы, получается, в подвешенном состоянии. Вроде у них есть дома, а вроде их нет. Доходит до абсурда: иные даже живя в десятиэтажке, оплачивают коммуналку за свои формальдегидные дома, где уже никто не живет.

Семья Пономаревых-Мотиных решила устроить своеобразный бунт: сдала ключи от квартиры в маневренном фонде и вернулась в конце февраля жить в отравленный формальдегидом дом. Предельно допустимая концентрация формальдегида в их квартире превышена в 7 раз.

- Мы судимся с городской администрацией, - «бунтарь» Пономарев подымает с полу, где разложен ворох бумаг, судебные документы. - Мы приватизировали квартиру в «Усолье-2», и теперь ее собственники, и мы не хотим жить в десятиэтажке, потому что это маневренное жилье. Люди в ней живут на птичьих правах. Пусть администрация выкупит нашу квартиру, а мы на эти деньги сами построим в свой дом – без формальдегида и прочей дряни.

А администрация не хочет выкупать. И тогда на семейном совете было принято решение о переезде: пусть, мол, администрация чувствует угрызения совести, наблюдая, как жители города дышат-травятся ядовитым формальдегидом.

Кроме Пономаревых-Мотиных формальдегидные квартиры успели приватизировать еще человек восемь , но они не бунтуют и не переезжают жить в ядовитые домики.

Глава Березников: «Нет заключения о непригодности домов для проживания»

- Мое мнение – в домах в «Усолье-2» жить нельзя, - говорит мэр Березников Сергей Дьяков. – Поэтому все жильцы были переселены. Но поскольку до сих пор нет заключения Роспотребнадзора о непригодности домов в «Усолье-2» для проживания, мы не можем ни выкупать дома у собственников, ни перезаключать договора соцнайма с жильцами, которые проживали в муниципальных квартирах.

Городская администрация сейчас судится с краевым УКСом. Дома строили по заказу УКСа. Он за них в ответе. 30 из 89 домов – переданы были краем на баланс муниципалитету. В них как раз и жили переселенцы. По договору с муниципалитетом, если в течение пяти лет в этих домах возникают какие-то проблемы, УКС должен их устранить. А они, проблемы, возникли.

- Научные институты проводили исследования и вынесли предписания, какие работы нужно проделать для того, чтобы снизить количество формальдегида в домах, - рассказывает Сергей Дьяков. – Мы выполнили предписания в нескольких домах, но все равно они выше норматива. То есть устранить проблему не удастся. Рекомендаций по снижению формальдегида в домах предостаточно: установка стеновых приточных клапанов, огрунтовка пола, стен и потолков в 3 слоя, установка фотокаталитических фильтров…

По словам Дьякова, после проведения технических мероприятий по прекращению выделения формальдегида превышения ПДК продолжают обнаруживаться во всех «подопытных» квартирах. Кратность превышения, по данным специалистов, от 1,9 до 8, 5 раз.

СПРАВКА «КП»

В Березниках находится крупнейшее в мире Верхнекамское месторождение калийных и магниевых солей. Разработки с 30-ых годов велись непосредственно под самим городом. И он вдруг-не вдруг, постепенно и неуклонно оказывался под выработанными шахтами. В которые по правилам безопасности должны были закладывать отработанную породу, но то ли закладывали не так, то ли не закладывали так…

- Если бы месторождение эксплуатировалось в соответствии с научными рекомендациями, и калийщики своевременно закладывали шахтные пустоты и в прежние годы, и в наше время, и притом качественно закладывали, с этой проблемой Березникам столкнуться бы не пришлось, - считают ученые.

Беда пришла в 2006 году, тогда на первом руднике «Уралкалия» из-за аварии затопило шахту.

- Ситуация – уникальна, она связана с тем, что объем выработанного пространства под Березниками – огромный, более 80 миллионов кубов! Первый раз в мире тонет такой большой рудник, - комментирует Александр Барях, директор Горного института Уральского отделения РАН.

КСТАТИ

В феврале 2013 года была создана новая правительственная комиссия по ликвидации последствий аварии в Березниках, которую возглавил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, сменивший на этом посту помощника президента РФ Юрия Трутнева.

В состав комиссии вошло 22 человека. Как объясняют в администрации Пермского края, более высокий уровень комиссии обусловлен еще и тем, что она будет заниматься и развитием Березниковско-Соликамской агломерации в целом.

Речь идет, в частности, о развитии транспортной инфраструктуры, энергетических мощностей и других проектов. Во время визита правительственной комиссии в Березники, которая планируется 19 апреля, будут согласовываться объемы нового расселения.

- По долгосрочному прогнозу ученых, нам потребуется расселить из опасных зон еще больше десяти тысяч человек. Мы планируем построить 255 тысяч квадратных метров. На это по нынешним ценам придется затратить около 7, 6 миллиарда рублей, - озвучивает планы глава Березников Сергей Дьяков.

Как комментируют в администрации Пермского края, подготовлен проект программы переселения жителей из опасной зоны.

- Проект очень конкретный, с поадресным перечислением домов, подлежащих переселению, сроками, финансированием, местами дислокации нового жилья, - отмечает руководитель краевого департамента информполитики Андрей Каменских.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ В Пермском крае построили «потемкинскую деревню» за 1 миллиард рублей Чиновники переселили жителей проваливающихся под землю Березников в новенькие коттеджи, а потом выселили - там жить нельзя (далее)