Премия Рунета-2020
Пермь
+12°
Boom metrics
Общество15 мая 2024 9:01

Изнанка профессии: как в Перми работают охотники за «зайцами»

Пермский журналист на один день стал контролером общественного транспорта

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО.

- Вы будете работать в хорошей бригаде, ребятам приходилось задерживать даже тех, кого разыскивает полиция! - объясняют мне. - Мы таких контролеров в шутку называем «краснознаменные».

Сегодня мне предстоит ловить зайцев-безбилетников на городском транспорте. Всегда хотелось посмотреть изнутри - как работают контролеры? Теперь, после того, как повсеместно в пермских автобусах и трамваях исчезли кондукторы, на них вся надежда, чтобы пассажиры не забывали оплачивать проезд.

Для контролеров заранее определяют маршруты движения.

Для контролеров заранее определяют маршруты движения.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО.

Прикидываемся пассажирами

И вот мы выходим на охоту: две девушки, парень и я. Правда, я пока - в роли стажера: чтобы получить удостоверение, надо пройти курсы.

Перед этим для меня провели короткий инструктаж, растолковывая все нюансы профессии.

- На руки вам выдадут акты о выявлении признаков административного нарушения, с уведомлением о дате составления протокола, подписанным сотрудником департамента транспорта и маршрутные листы, их номера записаны в журналах учета, - объясняла заведующая сектором оплаты проезда МКУ «Гортранс» Виолетта Игоревна. - Члены бригады снимают на видеорегистраторы все проверки от начала до конца, затем видео будет храниться на нашем сервере. Но получить его можно только по запросу суда.

Еще я узнаю, что когда безбилетники протягивают вам паспорт, брать его нельзя, надо переписать данные, не забирая его. Если отказываются предъявить документы - нужно вызывать Росгвардию: делает это по просьбе контролеров водитель с помощью кнопки вызова. Точно также придется позвать на помощь росгвардейцев, если пассажир не захочет расписаться в акте об административном правонарушении.

Наконец дожидаемся первого трамвая. Распределяемся так: Влас заходит в первые двери и показывает удостоверение водителю, Ирина – в средние, а мы с Любой проходим в заднюю часть салона. Никакой спецодежды на нас нет, и мы ничем не отличаемся от пассажиров. Проезжаем один перегон, на остановке никто не заходит.

Контролеры ничем не отличаются от обычных пассажиров.

Контролеры ничем не отличаются от обычных пассажиров.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО.

Перекрыли все лазейки

- Можно начинать проверку, раз никто не зашел, - комментирует Люба. – Обычно мы едем одну-две остановки и даем людям возможность оплатить за проезд.

Мои коллеги-контролеры подходят к терминалам и блокируют их. Кроме того, отключают и QR-коды с помощью специального приложения.

- Раньше такой возможности не было, и кое-кто этим пользовался, - объясняют мне. – Как завидят нас, контролеров, так сразу тянутся к картинкам с кодами на окнах, чтобы оплатить проезд. Но теперь и эту, последнюю лазейку перекрыли.

Такой валидатор покажет, кто заплатил, а кто нет.

Такой валидатор покажет, кто заплатил, а кто нет.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО.

Члены бригады начинают движение по салону.

- Вон та пассажирка, скорее всего, едет без билета, - показывает мне Люба, уверенно направляясь к ней. - Как я это определила? Сама не знаю - опыт подсказывает.

По ходу дела Любовь протягивает валидатор остальным пассажирам, даже не глядя на них - все они оказываются законопослушными гражданами.

Интуиция ее не подводит. Женщина лет сорока краснеет и начинает оправдываться, что, мол, забыла дома сумочку да еще по ошибке захватила старую заблокированную карточку.

- Но вы могли оплатить проезд у водителя, - напоминают ей.

- А я еду из больницы, у меня нет налички! - повышает голос пассажирка. – Меня срочно выписали, я даже родным не успела сообщить!

Попытки разжалобить на контролера не действуют. «Давить на жалость» не получится, ведь все записывается на видео, которое потом сдается в гортранс.

- Предъявите, пожалуйста, паспорт, - настаивает она. - Если откажетесь - мы сейчас будем вынуждены вызвать Росгвардию.

Такое напоминание производит свой эффект, и на свет является паспорт. Новая заминка, когда дело доходит до подписи в заполненном акте. И вновь на помощь приходит волшебное упоминание про росгвардейцев.

Безбилетники должны продиктовать свои данныек для составления акта.

Безбилетники должны продиктовать свои данныек для составления акта.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО.

«Хронические зайцы»

Контролеру нужно уметь быть хладнокровным. Не поддаваться на уговоры и попытки давить на жалость.

- В этом и заключается наша работа, - объясняют мне, когда мы выходим из трамвая. - Есть изобретательные безбилетники, которые придумывают целые фантастические истории. Но чаще оправдания стандартны: еду из больницы, стипендия маленькая. Некоторые специально пытаются спровоцировать конфликт, понимая, что все фиксируется на видеозапись. Бывает, что и в драку лезут. Недавно один безбилетник себя неадекватно вел, кричал, что все должны знать его, что его кличка Чингисхан! А когда приехали бойцы Росгвардии, выяснилось, что он в федеральном розыске.

Но встречается, в чем мне пришлось убедиться, и другой сорт безбилетников - на редкость невозмутимых.

В следующем трамвае модно одетый молодой человек хладнокровно лезет в карман, достает паспорт и начинает покладисто диктовать из него данные.

- Старый знакомый! - говорят мне. - Лично нашей группе он уже один раз попадался.

Как мне позже объясняют, есть такое понятие - «хронические зайцы». Это когда люди принципиально не платят за проезд. Откуда они берутся, и что ими движет, контролеры теряются в догадках. Может, у них денег куры не клюют или наоборот, такие долги, что уже все до лампочки. Может, это хобби у них такое - собирать штрафы, а может, природная лень, мол, лучше время от времени подписывать протокол, чем каждый раз прикладывать карточку к валидатору. Но факт есть факт: не платят и акт о штрафе в 2,5 тысячи рублей подписывают без особых эмоций.

- В одном из микрорайонов, например, живет женщина, которая уже установила личный рекорд - попадалась нам раз восемь и обычно всегда улыбается, ставя подпись в акте, - рассказывает контролер Ирина. - Что ей движет, понять невозможно.

Безголосые обретают голос, мигранты - документы

Мы уже проверили восемь трамваев, и лишь в одном из них не оказалось безбилетника. И теперь едем в вагоне, в котором также имеется заяц.

С ним пытается вести диалог Влас.

Пассажир показывает на горло, мол, у него пропал голос.

Иногда "зайцы" хитрят и отказываются разговаривать.

Иногда "зайцы" хитрят и отказываются разговаривать.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО.

- Русский не знаю, - сипло шипит он. - Паспорта нет. Я из Таджикистана. Контролеры просят водителя нажать тревожную кнопку. Объясняют безбилетнику-иностранцу, что скоро приедет Росгвардия. Тот безучастно смотрит в окно. Но вот возле одной из остановок видим на улице двух вооруженных росгвардейцев. Пассажир сразу становится оживленным, у него прорезывается голос, а из кармана куртки являются на свет божий и иностранный паспорт, и вид на жительство.

Контролеры переписывают данные, но все же сдают безбилетника с рук на руки ребятам с автоматами - пусть проверят, кто он такой.

- Так обычно и бывает, - объясняют мне. - У немых пассажиров-безбилетников чудесным образом появляется голос, мигранты обретают дар владения русским языком, стоит им только вспомнить про Росгвардию.

Если не предъявите документ или не подпишете акт, вас ждет встреча с вооруженными росгвардейцами.

Если не предъявите документ или не подпишете акт, вас ждет встреча с вооруженными росгвардейцами.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО.

Нелегка непыльная работка

Постепенно накапливается усталость, причем, не только физическая. Мне непривычно чувствовать себя источником мелких неприятностей для людей. А для кого-то из них - не таких уж и мелких. Сейчас в Перми штраф для безбилетников увеличили до 2,5 тысяч рублей, а если попадешься повторно – до 5 тысяч.

Пойманные тобой зайцы ворчат, кто-то ругается. А ты должен быть предельно вежливым. Ни в коем случае не повышать голос, даже просто прикасаться к пассажирам и то запрещено. И эти бесконечные пересадки из вагона в вагон, из автобуса в автобус! Входим. Пережидаем остановку -другую. Блокируем терминалы. Переписываем данные из паспорта, просим расписаться в акте. Выходим, снимаем номер транспортного средства. Ждем следующего трамвая или автобуса - тех, которые указаны в маршруте.

На следующий день надо будет сдать все акты и видеозаписи дежурному инженеру гортранса, получить новый маршрутный лист. И все заново.

- Непыльная у тебя работка, - звучит у меня в ушах фраза, произнесенная в мой адрес одним из безбилетников. - Интересно, а сколько же ты за меня, зайца, получишь?

А действительно, сколько? Раньше я тоже думал, что контролеры получают сдельно - за каждого пойманного. Оказывается, заблуждался.

- Сейчас мы получаем твердый оклад, выходит где-то 25 тысяч рублей в месяц, - объясняет мне Влас. - Но недавно пообещали разработать новую систему оплаты - установить нормативы и предусмотреть премию за отсутствие нарушений и качественную работу. Посмотрим, что из этого получится.

В МКУ «Гортранс» подтвердили эту информацию. Планируется, что летом зарплата сотрудников вырастет и составит порядка 35-40 тысяч рублей.

Контролеры должны отработать пять смен по 8 часов в неделю. Схалтурить не получится, ведь все фиксируется на видео.

- Такая работа, конечно, не для каждого, - говорит Влас. - Ей могут, например, заниматься те, кто способен в течение дня общаться со множеством самых разных людей, те же бывшие кондукторы или продавцы супермаркетов. Лично я для себя придумал такой способ: приходя домой, мысленно вытряхиваю из головы все воспоминания за смену. Иначе может накопиться слишком много негатива. Возможно, и на других работах так полезно делать.

Работа контролера вовсе не легкая, как многие думают.

Работа контролера вовсе не легкая, как многие думают.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Контролёры работают в бригадах по 2-3 человека. Количество сотрудников часто меняется, но в среднем на линии работает более 50 человек. За год они поймали более 21 тысячи зайцев и помогли задержать 8 преступников, находившихся во всероссийском розыске.