Boom metrics
Общество8 июля 2024 10:27

Начальник дептранса Перми рассказал, почему в автобусах не работают кондиционеры

Пассажирам еще год придется изнывать от жары в душных салонах

Фото: Анна ПЕРЕВОЩИКОВА. Перейти в Фотобанк КП

Парадокс: пермякам обещали, что большинство автобусов в городе теперь оборудованы кондиционерами, как того требуют контракты.

Но пришла жара, и выяснилось: кондиционер ничего не охладит, если его не включать. А если он неисправен, то и включать бесполезно.

«Это было что-то - как в бане!»

В интернет-опросе, который провела «Комсомольская правда», пользователи соцстраницы нарисовали безрадостную картину:

- В 77-ом автобусе водитель отказался включить кондиционер!

- На вопрос, почему не работает кондиционер, шофер ответил, мол, приводной ремень порвался, заказали, а когда придет, неизвестно.

- Ехали в 40-м и 72-м автобусах - это было что-то, как в бане!

- На 47-м один открытый люк на весь автобус, и никакого кондиционера!

Сварится можно, как в парилке!

- Работающий кондиционер лично я встречала только в электробусе 81 маршрута!

- На автобусах до Закамска маршрутов 6, 15, 60 практически во всех не работают кондиционеры.

В длинном перечне комментариев люди приводят госномера автобусов. Они перечисляют чуть ли не все городские маршруты, в автобусах которых им приходилось изнывать от жары: 1, 4, 6, 8, 16, 30, 36, 38, 46, 47, 53, 56, 59, 60, 61, 64, 72, 106, 120, 121.

«Перегреваются двигатели, ломаются компрессоры»

Проблему в эфире Радио «Комсомольская правда» признал начальник городского департамента транспорта Анатолий Путин.

- Причина здесь не одна, - объяснил он. - По итогам проверок и бесед с руководителями транспортных компаний выяснилось, что проблема, в первую очередь, связана с технической исправностью транспорта. Приходится признать, что качество техники и комплектующих, которые в последнее время поставляются, крайне невысокое. И это при том, что стоимость их выросла в несколько раз.

Зачастую возникает проблема перегрева двигателя. И мы неоднократно сталкиваемся с такой ситуацией: автобус выезжает на линию с исправным кондиционером, но в середине дня мотор начинает греться. И водитель вынужден принять решение: либо уйти с линии, либо отключить кондиционер, чтобы исключить перегрев двигателя. Есть также проблема, связанная с неисправностью компрессоров кондиционеров.

Масштабы проблемы можно оценить из информации, которую привел Анатолий Путин.

- Все сказанное ни в коем случае не снимает с перевозчика ответственность о нарушении условий контракта: за июнь около 175 тысяч рублей штрафов было начислено перевозчикам из-за неисправностей системы кондиционирования, что, надеюсь, будет их стимулировать к приведению автобусов к надлежащему техническому состоянию, - сообщил он. - За каждый факт неработающего кондиционера перевозчику начислялся штраф в размере 1 тысячи рублей. Эти рейды будут продолжены.

Прохлада по требованию

Получается, что пока власти могут привлечь к ответственности перевозчиков только за технеисправность системы кондиционирования.

- К сожалению, ни в одном нормативно-правовом акте нет требований к температурному режиму в салоне транспортного средства, - рассказал Анатолий Путин. - Есть только рекомендательный стандарт, который говорит о том, что кондиционеры должны включаться при среднесуточной температуре выше +20 градусов. Это сильно осложняет процесс контроля. Потому что у нас ночь может быть прохладная, а в полдень ударит жара. Мы исходим из логики, что если кто-то из пассажиров обратился к водителю с просьбой включить кондиционер, тот обязан это сделать.

«В один момент не получится»

Как же собираются городские власти бороться с духотой в пермских автобусах?

- Изменить ситуацию в один момент не получится, - признал Анатолий Путин. - На перспективу – у нас в следующем году заключаются контракты с перевозчиками. Они должны будут заменить автобусы, и те недочеты, с которыми мы столкнулись в настоящее время, постараемся учесть. В первую очередь пропишем более четко требования к самим транспортным средствам, к качеству системы охлаждения двигателя, к параметрам системы кондиционирования, чтобы они отвечали погодным условиям, которые мы имеем. Кроме того, предполагается организовать дистанционный автоматический контроль, чтобы стоял датчик, передающий показания по температуре, по включению системы кондиционирования.

«Штрафы перекроет экономия топлива»

Перевозчики согласились прокомментировать проблему на условиях анонимности:

- Моторы отечественных автобусов, действительно, перегреваются в сильную жару, особенно тех, которые переведены на газ, ведь включенный кондиционер отбирает до 15 процентов мощности и заставляет работать их с большей нагрузкой. Теоретически можно установить более мощный радиатор охлаждения двигателя или хотя бы регулярно очищать существующий. Помочь могло бы и двойное остекление окон как на китайских автобусах.

На штатные кондиционеры производитель дает гарантию в один год, и они быстро выходят из строя. При этом запчасти и хладагент сильно подорожали. Можно заказывать в комплектации более надежные и мощные системы охлаждения, но это дороже.

Как признают перевозчики, штрафы в 1 тысячу рублей за неисправный кондиционер переломить ситуацию вряд ли смогут: в конце концов, их просто напросто перекроет экономия топлива - его удастся сэкономить до 10 процентов при движении по городу, если кондиционер в жару не включать.