Премия Рунета-2020
Пермь
-1°
Boom metrics

На английский - с двух лет, на шахматы - с трех? Стоит ли начинать учить ребенка в раннем возрасте

Что говорят врачи и психологи о раннем обучении детей
Избыточная нагрузка вредит и малышам, и школьникам.

Избыточная нагрузка вредит и малышам, и школьникам.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

«У нас Маша в два года уже 10 английских слов знает!», «А мой Елисей в три года стихи Пастернака наизусть читает». Современные родители делают из своих детей вундеркиндов, потому что боятся не успеть, опоздать. И в этом им помогают различные школы и курсы, обещающие научить ребенка читать в два года, говорить по-английски в три и играть на пианино в четыре. Поможет ли это развитию детей и чем потом аукнется раннее обучение? Или это просто метод наживы на родительских амбициях?

Мозг созревает постепенно

Педагоги считают: проблема раннего обучения в том, что родителям предлагают не развивать маленького ребенка, а досрочно обучать его тем предметам, которые через несколько лет он будет проходить в школе. Но если семилетки легко справятся с этими заданиями, то трехлетнему малышу придется сильно напрячься. Хотя мог бы время, потраченное на выписывание букв и решение задачек, использовать для игр и общения.

- Родители должны понимать: на каждом этапе взросления есть ведущая деятельность, выполнение которой определяет развитие ребенка, формирует его личность, - объясняет Инна Телегина, семейный, детский психолог клиники «Правила жизни». - И в дошкольном периоде игра - это не просто развлечение, а психическая деятельность, которая формирует поведение ребенка. А учеба должна начинаться со школьного периода. Дети готовы к ней лишь к шести-семи годам.

Психологи рекомендуют до трех лет ограничивать поток информации для ребенка. Даже мультфильмы в этом возрасте ему лучше смотреть не более 20-30 минут в день.

- Есть определенная закономерность развития нервной системы, и на каждом этапе осваиваются определенные навыки, - продолжает Инна Телегина. - Чтению, например, не надо учить раньше 4 - 5 лет. И писать до этого времени не стоит, зато есть рисование, когда ребенок развивает восприятие мира, а также мелкую моторику.

Врачи приводят пример: придя на занятия в фитнес-клуб, новичок не будет сразу хватать самую тяжелую штангу. И на беговой дорожке не станет бегать час подряд. А если рискнет, то на следующий же день ноющие мышцы не позволят продолжить тренировки. Вот и детский мозг не может сразу, с места в карьер, воспринимать интеллектуальную нагрузку, к которой он не подготовлен.

- Мозг у ребенка созревает постепенно, - говорит декан педиатрического факультета Пермского медуниверситета, кандидат медицинских наук Мария Пономарева. - Вначале развиваются области, отвечающие за дыхание и пищеварение, затем - связанные с движением, потом - с эмоциями, речью. Нарушение последовательности воздействия на мозговые центры приводит к ненормальному развитию. И если вы отдадите ребенка в два-три года на английский - это не ускорит раннее развитие. Природу не обманешь. А вот навредить можно. Ребенок должен больше играть, гулять. А перегрузки от занятий могут привести к проблемам, в том числе поведенческим: капризы, агрессия, нарушения сна. Перенапряжение центральной нервной системы приводит к ее истощению.

И если малыш слишком рано учится читать или решать примеры, это пойдет в ущерб другим его способностям.

А когда вовремя?

- У дошкольников доминирует образное мышление, а не логическое, когда можно осваивать математические знания, - объясняет Инна Телегина. - Логическое мышление появляется в возрасте 6 - 7 лет. До этого можно играть в настольные игры, что позволяет приучать к конкуренции, строить межличностные отношения. Игры вызывают у ребенка больше положительных эмоций и подкрепляют его желание получать другие знания.

В каком возрасте малыш готов адекватно воспринимать занятия? Конечно, есть исключения, но в среднем так:

Раскраски стоит предлагать в три года.

Занятия спортом можно начинать с четырех лет.

Рисование и другие виды творчества - с 4 - 5 лет, но заниматься надо в игровой форме, а не требовать от ребенка выполнения академически сложных упражнений.

Обучать чтению и письму надо не ранее пяти лет. Но подготовка к письму начинается раньше, когда ребенок рисует, лепит, мастерит поделки, развивая мелкую моторику.

Решать логические задачи - с шести лет.

- При этом все занятия в кружках, секциях, школах развития, изучение иностранных языков для детей в возрасте до пяти лет должны быть в игровой форме, - напоминает Инна Телегина. - Задача родителей - играть с ребенком, давать ему основы, сохраняя его активность и любопытство для школьного периода, чтобы там ему было интересно.

Обманчивая «легкотня»

Про интерес к учебе психолог говорит не случайно. Ведь все методики по раннему обучению детей рассчитаны на легкость освоения материала, без приложения усилий, в той самой игровой форме. У нахватавшихся поверхностных знаний малышей нет опыта добиваться результата. Им кажется, что и дальше учеба будет простой.

- У меня в первом классе была девочка, которая умела и читать, и считать задолго до школы, - рассказывает учительница начальной школы Марина Леонидова. - Пока все ребята старательно решали примеры, она быстро выполняла задание и сидела, всем видом демонстрируя, какая это легкотня. Конечно, любви у одноклассников этим она не вызывала. Но ко второму-третьему классу, когда запас знаний, полученных до школы, закончился, оказалось, что учиться девочка не умеет. Бывшая отличница превратилась вначале в хорошистку, а потом и в троечницу. И родителям вновь пришлось находить для нее развивающую школу. Только уже без всяких игр.

Каждому возрасту - свое умение

Насколько правильно развивается ребенок, врачи-педиатры определяют по его навыкам, говорит кандидат медицинских наук Мария Пономарева.

- В шесть месяцев ребенок сидит и лепечет, отличает близких от незнакомых. В год самостоятельно ходит, говорит около 10 слов, выражает эмоции, играет с кубиками, рассматривает картинки. В полтора года обобщает предметы, то есть понимает, что заяц и волк - животные, а роза и гвоздика - цветы, правильно называет действия. В два года способен понимать рассказ взрослого о каком-то событии без картинок, сам использует в речи целые предложения. В три года говорит развернутыми предложениями. У ребенка регулярно должны появляться новые навыки. Но опережать развитие не нужно. Все должно быть в соответствии с возрастом. Нервная система регулирует работу всех органов, и при ее перегрузке могут быть сбои в физическом здоровье.