Премия Рунета-2020
Пермь
+4°
Boom metrics
Общество23 февраля 2024 8:10

«Я – сотрудник банка»: в Пермском крае более чем в два раза выросло количество киберпреступлений

Пермякам рассказали, какие схемы обмана используют аферисты и как защитить себя
Чаще всего мошенники звонят от имени представителей банков.

Чаще всего мошенники звонят от имени представителей банков.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО

За прошлый год в Пермском крае более чем в два раза увеличилось количество преступлений с использованием телекоммуникационных технологий. Речь идет о мошенничествах и кражах, совершенных через интернет или средства мобильной связи. Всего, по данным ГУ МВД по Пермскому краю, в 2023 году было зарегистрировано более 11 тысяч таких преступлений. Это на 57,8% больше, чем годом ранее. Общая сумма ущерба превысила 2,5 млрд рублей.

Вопросы кибермошенничества обсудили на пресс-конференции краевого Министерства территориальной безопасности.

«Ваш родственник попал в беду»

Чаще всего мошенники звонят от имени представителей банков, правоохранительных органов и Центробанка РФ. Также аферисты продолжают действовать по схеме «Ваш родственник попал в беду». Неизвестные звонят свои жертвам и сообщают новость о том, что их близкий родственник попал в ДТП. Чтобы избежать проблем, от потерпевших требуют деньги.

А в последнее время злоумышленники усилили активность под видом сотовых операторов. В этом случае лжесотрудник компании предупреждает об окончании срока действия договора по оказанию услуг связи и для его продления просит указать код, который придет в сообщении. В итоге происходит переадресация с номера телефона к мошенникам. Они получают доступ ко всему, что привязано к номеру – от банков до социальных сетей.

– Во время телефонного разговора аферисты создают иллюзию общения потерпевшего с действительным сотрудником банка или полиции. Для большей убедительности привлекают к разговору нескольких лиц, - рассказал начальник отдела Управления уголовного розыска краевого МВД Степан Коневцев. – В адрес потерпевшего поступают различные угрозы, в том числе о похищении денег или возбуждении уголовного дела. Путем запугивания злоумышленники получают от своей жертвы доступ к личному кабинету банка, переводят деньги и берут кредиты.

На уловки телефонных аферистов попадают пожилые люди, молодежь и даже дети. Категория «25-40 лет» чаще страдает из-за собственной беспечности: оставляют личные данные или банковские реквизиты на непроверенных интернет-ресурсах.

Как не попасть на уловки мошенников

Полиция настоятельно рекомендует при поступлении подозрительного звонка от неизвестных лиц прервать разговор. Затем следует самостоятельно позвонить в банк, мобильному оператору связи или своим родственникам и перепроверить поступившие сведения.

В МВД предупреждают, что работники банков и сотрудники правоохранительных органов никогда не запрашивают данные банковской карты и не требуют коды доступа в личный кабинет Госуслуг. Когда незнакомец выходит с вами на связь и пытается выманить какие-то данные, просит назвать секретные коды из сообщений – это первый признак того, что с вами общается злоумышленник.

В Прикамье также отмечается рост операций, проведенных без согласия клиентов. Так, в 2022 году таких хищений было совершено более 876 на общую сумму 14 млрд рублей, а в 2023 — более 1,1 млн случаев на 15,8 млрд рублей. При этом за прошлый год предотвращено 34,8 млн попыток операция без согласия клиента почти на 6 млрд рублей.

Еще одна область действия мошенников – это создание фишинговых интернет-сайтов, которые имитируют работу реальных кредитных организаций. В 2023 году по сравнению с 2022 практически в три раза выросло число блокирования таких сайтов. Прогнозируется, что в 2024 году рост количества фальшивых сайтов продолжится.