Boom metrics
Общество22 февраля 2024 10:10

Что важно знать пользователям электросамокатов о ПДД, штрафах и травмах

Перед началом теплого сезона на эту тему высказалась пермская мэрия, сотрудники ГИБДД и врачи-травматологи
Уже год, как водители электросамокатов считаются участниками дорожного движения.

Уже год, как водители электросамокатов считаются участниками дорожного движения.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО. Перейти в Фотобанк КП

Еще немного и на пермских улицах появятся электросамокаты. За два минувших года они стали частью привычного городского пейзажа: пермяки добираются на них до работы или учебы, ездят в спортзал или супермаркет.

Плюсы от использования двухколесных транспортных средств есть – можно быстрее передвигаться по городу, не приходится ждать общественный транспорт.

Но с появлением электросамокатов и других СИМ (средств индивидуальной мобильности, - Ред.) появились и проблемы: ходить по тротуарам стало волнительно, а количество ДТП с участием электросамокатчиков увеличилось.

Больше электросамокатов – больше ДТП

Городские власти решили навести порядок с этим вопросом: они провели соцопрос среди пермяков, посоветовались с общественниками и подготовили проект изменений в Правила благоустройства города Перми. Согласно этим изменениям СИМ должны размещаться исключительно на велопарковках. В центральном планировочном районе города парковки для них не предусмотрены. Также планируется урегулировать вывоз брошенных электросамокатов на штрафстоянки.

Что еще поможет снизить градус негатива к электросамокатам и к тем, кто на них передвигается? В этом помогли разобраться сотрудники ГИБДД и врачи-травматологи.

- От электросамокатов, как и от интернета, нам уже никуда не деться, поэтому важно научиться правильно их эксплуатировать, - говорит начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения отдела Госавтоинспекции УМВД России по городу Перми Владимир Яцук. – Каждый год пользователей электросамокатов становятся все больше. Кто-то покупает их, но большинство берут в аренду - в Перми в минувшем сезоне работали две две крупные каршеринговые компании.

Увы, увеличивается и количество аварий с участием мобильных средств передвижения. В 2022 году в Перми было зарегистрировано шесть столкновений электросамокатов с транспортными средствами, а в 2023 году уже 18! В ДТП было зарегистрировано по одному погибшему. 42 раза электросамокатчики наезжали на людей, идущих в зоне, где пешеход имеет преимущество.

Вес некоторых электросамокатов может достигать 35 кг.

Вес некоторых электросамокатов может достигать 35 кг.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО. Перейти в Фотобанк КП

Всего в прошлом году произошло 76 дорожно-транспортных происшествий с СИМ, в которых пострадал 81 человек. Виновниками аварий становились не только взрослые, но и дети. С участием несовершеннолетних произошло 22 ДТП, в них пострадали 26 человек.

Всплеск аварийности начинается сразу, как только сходит снег и выглядывает солнышко. Что касается мест, где чаще происходят подобные ДТП - это Свердловский район, где было зафиксировано 25 аварий. Далее - Индустриальный – 14, Ленинский – 13 и Мотовилиха - 12 ДТП. В Дзержинском районе произошло 8 аварий, в Кировском - 4, в Орджоникидзевском – 0.

В ГИБДД уверены, что это не вся печальная статистика. Происходят и другие дорожные происшествия, в которых участники получают менее значительные травмы и не обращаются за лечением.

Новый статус для водителей электросамокатов

Главная причина большинства ДТП в том, что водители электросамокатов, двигаясь по пешеходному тротуару или пешеходной дорожке, не соблюдают безопасную скорость. Случается, что катаются по два человека, что тоже запрещено. А еще управляют электросамокатами в состоянии алкогольного опьянения.

Раньше водители электросамокатов не считались участниками дорожного движения. Но после изменений законодательства с 1 марта 2023 года у пользователей средств индивидуальной мобильности появился новый статус. Теперь сотрудники ГИБДД официально регистрируют ДТП с их участием.

- По новым правилам управляющее электросамокатами делятся на три возрастные группы: до 7 лет, от 7 до 14 и старше 14 лет, - объясняет Владимир Яцук. - Самые маленькие пользователи должны передвигаться только в сопровождении родителя и кататься по пешеходной зоне. Им запрещено выезжать даже на велосипедную дорожку.

Ребята от 7 до 14 лет могут двигаться по велосипедной дорожке без сопровождения взрослых, а водители старше 14 лет должны двигаться только по специально выделенным полосам или велосипедным дорожкам. Если эта инфраструктура отсутствует, то можно двигаться по пешеходной зоне или тротуару со скоростью, не превышающей 25 км/ч.

- При выезде на тротуар водителям электросамокатов важно понимать, что они управляют тяжелым транспортным средством и несут угрозу для пешеходов. Вес некоторых электросамокатов может достигать 35 кг, и если такая конструкция просто наедет на ногу, то может нанести ушиб, перелом, рассечение или другую травму. К тому же все люди разные: маленькие дети могут двигаться хаотично, а пожилые могут быстро не среагировать. И если водитель видит, что несет угрозу пешеходу, то должен либо спешится, либо снизить скорость до таких значений, с которой движутся окружающие, - напомнили в ГИБДД.

Еще одна важная деталь: если установленный на электросамокате двигатель превышает 250 Вт, то транспортное средство будет приравнено к мопеду, а значит, у водителя должно быть водительское удостоверение категории M или B и обязательная экипировка.

Существует и еще одна особенность: электросамокатчикам, в отличие от велосипедистов запрещено двигаться по проезжей части.

Электросамокатчикам, в отличие от велосипедистов запрещено двигаться по проезжей части.

Электросамокатчикам, в отличие от велосипедистов запрещено двигаться по проезжей части.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО. Перейти в Фотобанк КП

- Только в случае, если отсутствуют тротуары, обочины и велосипедная инфраструктура, двигаться электросамокатам по проезжей части можно. Но транспортное средство обязательно должно быть оборудовано тормозами и световыми отражателями, а сама дорога не должна быть скоростной.

Теперь, что касается санкций за нарушение ПДД электросамокатчиками: для лиц старше 16 лет ответственность прописана в Кодексе об административных правонарушениях. Если водитель, к примеру, не спешился при переходе через пешеходный переход, то он должен будет заплатить штраф 800 рублей. Если управляет электросамокатом в состоянии алкогольного опьянения, то штраф будет составлять 1 500 рублей.

- Если правила движения нарушает водитель до 16 лет, то нарушителя доставят в территориальный орган полиции и информацию передадут в инспекцию по делам несовершеннолетних. Далее работа будет вестись с родителями, которым придется нести ответственность за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Не исключено, что на учет поставят и самого несовершеннолетнего нарушителя.

В случае, если водитель электросамоката нарушил правила и стал виновником дорожно-транспортного происшествия, то за нанесение вреда здоровью его могут привлечь к штрафу в 1 500 рублей. Также пострадавшая сторона может обратиться в суд с иском о возмещении морального вреда и затрат на лечение, и суммы компенсации здесь могут быть немалые.

Травмы очень тяжелые

Еще один повод задуматься о необходимости соблюдения правил дорожного движения при движении на электросамокатах, дали врачи.

- Наиболее часто мы сталкиваемся с тем, что мчащийся на скорости электросамокатчик сбивает человека, тот падает с высоты роста и ударяется головой, получая черепно-мозговые травмы, ломая руки, ноги или получая другие повреждения опорно-двигательного аппарата, - объясняет главный внештатный травматолог-ортопед Министерства здравоохранения Пермского края Денис Тихомиров.

Такие пациенты начинают поступать в отделение травматологии в апреле-мае, когда после зимнего перерыва пермяки начинают осваивать это транспортное средство. Много травмированных в праздники, вечером в пятницу или в ночь на субботу, причем, в это время у поступающих в отделение травмы наблюдаются признаки алкогольного опьянения.

На вопрос, можно ли научиться правильно падать с электросамокатов, специалисты однозначно отвечают, что нет.

- Как бы вы не хотели быстро погасить энергию мчащегося на скорости электросамоката, сделать этого не получится. И такие падения нередко приводят к травме или перелому колена, лодыжки или голеностопного сустава. Далее, падая на землю, человек продолжает движение и ударяется головой, руками или грудной клеткой и получает сотрясение головного мозга и другие травмы.

Лечение после подобных падений всегда длительное, но даже после полного выздоровления у пациента может наблюдаться ограничение подвижности сустава или функции конечности. Увы, даже после качественно выполненной операции по восстановлению анатомии человек чаще всего вынужден обращаться к реабилитации, что недешево.

А полезна ли езда на электросамокате для здоровья?

- Нет, для здоровья лучше рассмотреть поход в фитнес-зал, пробежку, скандинавскую ходьбу, велосипед или обычный самокат, который не обладает мотором. В этих случаях у человека активно будут работать легкие, мышцы, связки и сухожилия.

Для ребенка необходимо подобрать электросамокат правильной мощности и соответствующего размера.

Для ребенка необходимо подобрать электросамокат правильной мощности и соответствующего размера.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО. Перейти в Фотобанк КП

ВОПРОС РЕБРОМ

Когда детям можно начинать пользоваться электросамокатами?

- Если родители считают, что их ребенок готов, то взрослым необходимо подобрать электросамокат правильной мощности и соответствующего размера, в соответствии с массой ребенка. Ни в коем случае нельзя давать в пользование свой. Такой подход будет формировать культуру вождения электросамокатов, и избавит в будущем от негативных последствий при использовании этих транспортных средств.

Немаловажно: если вы покупаете ребенку электросамокат, то обязательно откройте ему книжку с правилами дорожного движения и объясните, что он теперь - полноправный водитель и без знания правил не имеет права выехать даже во двор.

ВАЖНО

Как обезопасить себя при движении на электросамокате?

Чем больше масса и скорость, тем больше энергии будет в момент столкновения или падения. Поэтому есть смысл соблюдать скоростной режим, чтобы избежать травмирования.

Водитель электросамоката может использовать специальную экипировку: шлем может защитить его от черепно-мозговой травмы, а налокотники и наколенники уменьшат вероятность травм суставов. А вот от переломов костей застраховаться, к сожалению, невозможно.