Премия Рунета-2020
Пермь
-6°
Boom metrics
Общество9 февраля 2024 7:15

Домогается отчим или травят одноклассники: с какими бедами звонят пермяки на телефон доверия

9 февраля пермский телефон доверия «Перемена» отмечает 15-летний юбилей
Консультанты Телефона Доверия «Перемена» принимают от 20 до 90 звонков в день. Фото: ТД «Перемена».

Консультанты Телефона Доверия «Перемена» принимают от 20 до 90 звонков в день. Фото: ТД «Перемена».

- Дочь говорит, что ее домогается отчим. Я долго не верила в это, считала, что она фантазирует, так как их отношения с самого начала не складывались. Но сейчас я боюсь, что это правда. У меня много тревоги, чувство вины. Не знаю, как поступить, - позвонила на телефон доверия 35-летняя пермячка, мать дочери-подростка.

100 тысяч пермяков получили психологическую помощь

9 февраля Телефон Доверия «Перемена» отмечает свое 15-летие. Он начал работать в Перми в 2009 году. За это время за консультацией обратились около 100 000 абонентов.

- По нормативам в день мы должны принимать около 20 звонков, но случается и пиковая нагрузка после того, как в школах проходят рекламные акции, где ребятам рассказывают про нашу работу. И тогда количество обращений может достигать до 90 звонков в день. Чаще на телефон доверия звонят в будни и в учебный период, а в каникулы и выходные – поменьше, - рассказала «Комсомольской правде» кризисный психолог Сарьяна Пономарева.

Звонящие школьники часто рассказывают об отношениях с друзьями, о своих делах, о непонимании их проблем родителями, о первой влюбленности… Обо всем том, о чем не могут посоветоваться с близкими, с друзьями.

Телефон Доверия – это необходимая служба, причем, не только в кризисной ситуации. Особенно большое значение имеет такая возможность для детей, которые по разным причинам получают мало внимания и поддержки в семье. Именно эти ребята и девочки проводят много времени на улице, где в большей степени подвергаются риску насилия, попадают в сложные ситуации, или в соцсетях, что тоже не всегда безопасно.

Для таких детей звонок на «Телефон доверия» — первый шаг к изменению жизни к лучшему. Причем, для некоторых детей становится откровением, что существуют взрослые, которые не считают насилие нормой. Психологи разговаривают с ребенком, подбадривают его, советуют, куда обращаться за помощью.

- Меня бьет и травит одноклассник, крупный рослый мальчик. Я его боюсь. Он угрожает меня убить, каждый день на переменах бьет. Я не могу пожаловаться родителям, потому что они скажут, что сама виновата, - плакала на том конце провода ученица 4 класса.

- У меня пьют родители и мне целыми днями приходится находиться на улице. Я не хочу возвращаться домой. 1 сентября даже не пошел в школу, так как одежда у меня очень бедная, - рассказал 14-летний абонент.

- У моей подруги почти на глазах умер отец, - позвонила 12-летняя девочка. – Он закрылся в ванной и долго не выходил. Подруга заподозрила неладное, но войти побоялась, позвонила матери. Когда та приехала и вызвал скорую, было уже поздно. Сейчас подруга в панике, а я, когда ее успокаивала, тоже испугалась, - набрала номер телефона доверия 12-летняя школьница.

Психологи помогают находить корни семейных проблем и учат преодолевать трудности. Фото: ТД «Перемена».

Психологи помогают находить корни семейных проблем и учат преодолевать трудности. Фото: ТД «Перемена».

Доверительное общение с опытными психологами всегда происходит на условиях анонимности и конфиденциальности. Подростки рассказывают о своих проблемах, делятся переживаниями, получают ответы на «неудобные» вопросы и психологическую поддержку.

Цель консультантов – не покарать, а разобраться

Нередко звонят психологам телефона доверия и взрослые люди, которые чувствуют свою вину за наказания, но не знают, как иначе воздействовать на отпрыска, чтобы «до него дошло». С ними тоже беседует специалист, оказывает поддержку, при необходимости направляет в другие организации. Цель — не «покарать» родителей, а разобраться, в чем корни семейных проблем, помочь взрослым преодолеть трудности, вспомнить о своем родительском долге, найти взаимопонимание с детьми.

- Дочь-старшеклассница ушла из дома, оставив записку, что собирается покончить с собой. Я в панике, не знаю, куда обращаться и где ее искать, - в ужасе позвонил психологам 40-летний мужчина.

- Мой муж - бывший спортсмен и заставляет сына заниматься спортом, жестоко наказывая его за неудачи. Так он старается «сделать из него мужчину». На все мои увещевания просто не обращает внимания, а сын боится его и ненавидит, - пожаловалась 32-летняя пермячка.

- У соседей ребенок 5-6 лет, они за ним не смотрят, не кормят, кричат и ругают. Мальчик часто бродит один по коридорам, заходит к соседям и просит есть, - позвонила 50-летняя женщина.

К консультантам могут обратиться как подростки, так и взрослые. Фото: ТД «Перемена».

К консультантам могут обратиться как подростки, так и взрослые. Фото: ТД «Перемена».

Сотрудники «Телефона доверия» всегда позиционируют себя, как «невидимый друг», который ждет звонка и готов поговорить на любую тему. Ведь нередко случаются ситуации, когда помощь и разговор нужны прямо сейчас: в поведении ребенка произошли неожиданные изменения, подросток озвучил пугающие мысли, в семье произошел конфликт и родитель сильно накричал или ударил ребенка…. Помощь хочется получить, выговориться или посоветоваться, как быть дальше, а к психологу на прием надо записываться и идти нескоро.

- Но самое непростое – это звонки самоубийц. Это и крик о помощи, и попытка оправдаться, и желание не быть ответственным за свою смерть. Разговор с потенциальным самоубийцей – это путь по ненадежному хрупкому льду, по мосту над пропастью. Каждый из собеседников может сорваться в любой момент - как клиент, так и консультант. Нам важно в разговоре осознавать себя. Важно разделять ответственность. Важно принимать чужую боль, чужие страхи, относиться к ним с уважением - и не дать им захлестнуть себя. Важно - быть. Быть рядом с клиентом, давать ему тепло и поддержку. Принимая решение о самоубийстве, человек редко думает о других. Гораздо чаще в этот момент он думает о себе, - объясняют консультанты телефона доверия.

Еще бывают Молчащие звонки.

- Они достают. Настрой есть на каждый звонок. Когда звонит телефон, настраиваешься на работу, собираешься внутренне. А когда 15 раз звонят и кладут трубку, возникает раздражение. Гораздо легче переносятся продолжительные звонки, которые следуют друг за другом. Есть ощущение работы, - говорят специалисты.

ВАЖНО

Детский телефон доверия «Перемена» был открыт по инициативе Управления по делам семьи и детства Администрации г.Перми совместно с МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» при поддержке Национального фонда защиты детей от жестокого обращения.

Детский Телефон Доверия «Перемена» 8-800-3-000-122

работает с 9.00 до 21.00 ежедневно, звонки со стационарных и сотовых телефонов бесплатны.