Премия Рунета-2020
Пермь
+7°
Boom metrics
Общество5 мая 2022 12:45

10-летие науки и технологий: как в Прикамье готовят ученых

Владимир Путин объявил 2022-2031 годы десятилетием науки и технологий. Как в Прикамье развивают и поддерживают научную деятельность сейчас?
Для поддержки ученых и создания благоприятной экосистемы в научных прорывах в Пермском крае действует научно-образовательный центр «Рациональное недропользование».

Для поддержки ученых и создания благоприятной экосистемы в научных прорывах в Пермском крае действует научно-образовательный центр «Рациональное недропользование».

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Главными задачами грядущего десятилетия станет привлечение талантливой молодежи в науку, ее популяризация, а также привлечение ученых и разработчиков к решению важных задач по развитию общества и страны. Кроме того, научные центры, университеты и институты будут продолжать оснащать и поддерживать их материально-техническую базу.

В Пермском крае внимание развитию науки уделяется, начиная со школы. Ученики, увлеченные наукой и технологиями, могут заниматься дополнительно, независимо от удаленности от Перми и других крупных городов. За 2 года в сельских школах региона были открыты 35 обучающих центров естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», школьный технопарк «Кванториум» в Чусовом, также курсируют мобильные технопарки.

Анастасия Кощеева, учитель химии лицея №2 и участница Форума классных руководителей —2021, считает, что для воспитания ученых в школах необходимо применять модель наставничества.

«В школе обучающиеся должны получать наставников в лице молодых учёных, студентов вузов. И важно, чтобы дети, которые полюбили науку, увлеклись исследованиями в средней школе, в дальнейшем не потеряли интерес. Если университеты хотят получить хороших абитуриентов, то преподаватели университетов, которые могут здорово и доходчиво рассказывать молодым о том, как здорово быть в науке, как здорово быть учёным, должны приходить к школьникам 8–11 классов. В это время они определяются, у них горят глаза, и главное – не упустить этот момент. Именно на этом построенкраевой проект Профильные школы при вузах, когда увлеченные ребята будут заниматься с ведущими преподавателями наших вузов», – рассказала Анастасия Кощеева.

Поделилась она и своими подходами к обучению будущих ученых: «На моих занятиях ученик – активный соучастник учебного процесса. Он может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом, а моя роль – организатор познавательной деятельности ученика».

В Перми работает «Академия первых» – региональный партнер образовательного центра «Сириус». Она занимается поиском и развитием талантливых детей Прикамья. В «Академии» сейчас проходят программы по химии, шахматам, робототехнике, программированию, медицине и другие.

Развитие технологий невозможно без оснащения образовательных учреждений современным оборудованием. В 2021 году в рамках нацпроекта «Образование» в 164 учреждениях Пермского края поставили 3,1 тысячи комплектов, включающих интерактивную LED-панель, ноутбуки, SMART-ТВ, серверы, IP-камеры, многофункциональные устройства. А в 2022 году участниками проекта «Цифровая образовательная среда» станут 98 школ.

Следующая ступень подготовки ученого – университет. Вузы Прикамья увеличивают число бюджетных мест по актуальным направлениям. По словам министра образования и науки Пермского края Раисы Кассиной, в этом году количество бюджетных мест на направления бакалавриата и специалитета превышает 6 тысяч: «Больше половины наших выпускников смогут поступить на бюджет, мы увеличили цифры приема на педагогические и технические специальности, нефтегазовое направление, строительство, медицину».

Пермские вузы конкурентоспособны на уровне страны — это показывают различные рейтинги. Например, по данным комплексного исследования, национальным лидером в инженерном сегменте стал Пермский политех. университет вошел в ТОП-20 лучших вузов страны сразу в девяти направлениях.

А в Пермском государственном национальном исследовательском университете будет создан Институт компьютерных наук и технологий. Программа предполагает разные способы взаимодействия со студентами, в том числе индивидуальные образовательные траектории.

«Отрасли нужны профессиональные кадры. От качества их подготовки и достаточной численности напрямую зависит устойчивое развитие экономики в быстро меняющихся условиях. Важно понимать, что вузы сегодня должны находить комплексные подходы, решающие одновременно задачи государственного значения и отвечающие региональным потребностям. Новая структура призвана повысить уровень участия ПГНИУ в реализации государственной политики по развитию кадрового потенциала отрасли», – сообщил ректор ПГНИУ Дмитрий Красильников.

По словам главы региона, наука выступает двигателем развития Пермского края и всей страны.

«От научного знания зависят темпы развития всех сфер жизни – медицины, промышленности, ИТ-сектора, сельского хозяйства. Искренне горжусь тем, что Пермский край славится сильным научным сообществом. Со своей стороны, стараемся создать достойные условия-ежегодно выделяем порядка полумиллиарда рублей на развитие и поддержку науки в Прикамье», – подчеркнул Дмитрий Махонин.

По словам главы региона Пермский край нацелен на то, чтобы использовать все возможности для создания совместных проектов с крупнейшими вузами и образовательными центрами страны.

Для поддержки ученых и создания благоприятной экосистемы в научных прорывах в Пермском крае действует научно-образовательный центр «Рациональное недропользование». Он был создан в 2019 году в рамках национального проекта «Наука» (сейчас «Наука и университеты»). В научно-образовательный центр входит четыре вуза, три научных организации и пять предприятий, а также индустриальные партнеры. Центр ориентирован на решение прикладных задач промышленных лидеров в направлениях, актуальных для России и мира, а также позволяет обеспечить технологические прорывы в недропользовании.

Отдельное внимание уделяется поддержке аспирантов и молодых ученых. Правительство Пермского края реализует мероприятия, направленные на повышение престижности обучения и работы в пермских организациях высшего образования и научных организациях. Министерство образования Пермского края сообщает, что аспирантам выплачивается именная стипендия Пермского края, в 2022 году ее получают 19 аспирантов. Также из средств регионального бюджета кандидатам наук назначается ежемесячная выплата в размере до 10 тыс. рублей. Претендовать на выплату могут научно-педагогические работники вузов в течение 3 лет после получения ученой степени кандидата наук при соблюдении определенных условий. В 2022 году 86 кандидатов наук получают выплаты.

Ежегодно для поощрения и поддержки талантливых ученых, работающих на предприятиях и в организациях Прикамья, присуждаются краевые премии в области науки. В 2021 году лауреатом премии стал 21 человек. Размер премии составляет 100-200 тысяч рублей.