Премия Рунета-2020
Пермь
+14°
Boom metrics
Звезды14 апреля 2022 11:00

В Перми «Капризку» сначала слепили, а потом оживили

Как создают современные мультики и почему их не всегда понимают взрослые
Персонажи современного "Капризки"

Персонажи современного "Капризки"

Фото: кадр из фильма

«Хочу - не хочу, делаю, что хочу!» - таков девиз Капризки, сказочного персонажа, который заставляет малышей безобразничать. Более полувека назад его придумал детский писатель Владимир Воробьев. А в 1983 году на Пермском телевидении был снят кукольный мультик «Капризка», который с удовольствием смотрели и дети, и взрослые.

Там Капризка представал в виде маленького чумазого человечка. В поварском колпаке он варил суп «бурдэ», учил детей перебегать дорогу на красный свет и не слушать взрослых. Попадая из-за этого в неприятности, малыши своим примером показывали юным зрителям, как не нужно себя вести.

Таким Капризка был 40 лет назад

Таким Капризка был 40 лет назад

Фото: кадр из фильма

А в этом году появился новый «Капризка». 12-серийный мультфильм был создан пермским продюсерским центром, носящим то же имя - «Капризка». Новый мультик показали в онлайн-кинотеатре IVI, где он сразу попал в топ зрительского рейтинга.

«Уродцы с глазами на боку»

При этом оба «Капризки» очень отличаются друг от друга. «Что за уродцы с глазами на боку», - ворчат родители при виде персонажей нового мультика, забывая при этом, например, о Винни-Пухе, больше похожем на шарик с ножками. А вот дети увлеченно следят за приключениями современного Капризки.

В отличие от кукол, изображающих героев в «человеческом виде», сейчас анимационные персонажи больше похожи на яркие разноцветные кляксы. И в то же время они способны выразить намного больше эмоций.

А это родители и бабушка Павлика и Наташи

А это родители и бабушка Павлика и Наташи

Фото: кадр из фильма

О том, как рисуют современные мультики, мы поговорили с генеральным директором Продюсерского центра «Капризка» Юрием Цодиковичем и креативным директором студии Денисом Сопегиным.

- Современные мультики делаются совсем в другой динамике, чем те, что были в советские времена, - говорит Денис Сопегин. - Нынешние зрители по-другому воспринимают и информацию, и картинку. Сорок лет назад самый короткий момент, который зритель мог воспринять, был 6 - 8 секунд, двадцать лет назад - 4 секунды. А сейчас он сократился почти в два раза. Законченный эпизод, на который реагирует человеческий мозг, укладывается в две секунды. Мы привыкаем к клиповому мышлению. Истории становятся более динамичными. Они быстрее развиваются, драматургия уплотняется. Поэтому старые мультфильмы и современные фильмы для нас кажутся очень медленными.

Рука отдельно, нога отдельно

Студия анимации, на первый взгляд, выглядит как обычный офис. На то, что здесь создаются смешные мультики, напоминает разве что стоящая в уголке картонная фигурка Капризки почти в человеческий рост.

Студия анимации. Фото: Никита Чунтомов.

Студия анимации. Фото: Никита Чунтомов.

- Все начинается с идеи, - говорит Денис Сопегин. - Потом пишется сценарий, приглашается режиссер. И рисуются персонажи. Как придумать персонажи - задача художника. Они должны быть понятны и приятны детям.

Большинство современных мультфильмов - полностью компьютерные. Персонажи «рисуются» с помощью мышки. А вот в «Капризке» изначально все персонажи лепили из настоящего пластилина, причем все детали отдельно: рука, голова, нога...

- Все персонажи делались в технологии «перекладочной» пластилиновой 2D-анимации: вначале изготавливались большие модели из пластилина, оцифровывались, а после этого компьютерные программы заставляли их двигаться, - рассказывает Юрий Цодикович. - Они и придумываются так, чтобы их можно было слепить, а потом перенести в компьютерную программу и оживить.

Каждая эмоция персонажа прорисовывается отдельно. Узенькая полоска губ, изогнутая в улыбке, у Капризки сменяется полуоткрытым ртом - он смеется, рот открывается шире, появляются два верхних зуба - персонаж в восторге. Широко распахнутые глаза сужаются, губы выгибаются в обратную сторону - Капризка подозревает что-то нехорошее для себя.

Впрочем, мы немного забегаем вперед. Потому что вначале на готовый сценарий записывается звук.

- Звук всегда записывается раньше, чем делается все остальное, потому что исправления и подвижки по звуку делать проще, чем исправлять анимацию, - объясняет Денис Сопегин. - Анимация - это дорогое удовольствие.

Получив звук, выпускающий режиссер серии делает аниматик - это простенькая раскадровка с черновой анимацией. Такой скелетик будущего мультфильма, на котором видно, в какой момент персонаж должен, допустим, отпрыгнуть в сторону или произнести ту или иную фразу. А затем аниматоры начинают двигать персонажи, заставляют их играть.

Следующий этап - композитинг, когда разные слои - фон, персонажи, эффекты - собираются в единое целое. И финал всего этого - монтаж.

Второй сезон зависит от первого

На самом деле после того, как мультфильм создан, все только начинается. Ведь надо, чтобы его увидели те, для кого он предназначен.

Первый показ «Капризки» состоялся на Международном анимационном фестивале в Варне осенью прошлого года, где он получил массу положительных отзывов. Затем прошла его премьера в онлайн-кинотеатре IVI. А сейчас студия готовится подписать договор на показ «Капризки» с федеральным детским телеканалом.

- Первый сезон «Капризки» мы сделали, теперь думаем о втором, - говорит Юрий Цодикович. - Есть идея, есть даже сценарий. Но все зависит от итогов просмотров.

Кстати, на завершившемся недавно XXVII Открытом российском фестивале анимационного кино команда Продюсерского центра «Капризка» получила диплом в категории «лучший сериал» с формулировкой «За свежий взгляд на вечную проблему».

БУДЬ В КУРСЕ

«Капризка» - это о чем?

«Капризка» - авторский проект, идея которого принадлежит Павлу Печенкину, директору Госкиноцентра «Пермкино», члену Правления Союза кинематографистов России. Изначально он думал о художественном фильме и даже предлагал снять его Павлу Лунгину. Но тот счел, что эта история будет лучше выглядеть в мультипликации. И тогда в качестве режиссера пригласили известного мультипликатора Сергея Меринова, одного из создателей сериалов «Гора самоцветов», «Веселая карусель», «Смешарики».

Действие мультсериала происходит в городе Простореченске, где живут мальчик Павлик, девочка Наташа, их родители и бабушка. И в их жизнь регулярно вмешивается Капризка, который, по замыслу создателей, герой какой-то книжки, недостаточно занимательно описанной автором, поэтому у него аллергия на чтение. А еще в лесу живут Ничевоки, которые раньше были детьми, которых предоставили самим себе, и они из лени решили ничего не делать.

- Теперь они живут в Темном лесу и целыми днями «тупят» в соцсетях, мессенджерах и играют в видеоигры, - сообщает Капризка Наташе и Павлику.

Также в «Капризке» участвуют герои из других детских книг и сказок - Кот в сапогах, Маугли, Баба Яга. Они помогают Наташе и Павлику справиться с теми сложными ситуациями, в которые их постоянно загоняет Капризка.

КСТАТИ

Созданная при Продюсерском центре «Капризка» студия анимации одним мультсериалом не ограничилась.

- У нас тут прямо завод по производству анимации, - смеется Юрий Цодикович.- Мы работаем на четыре из пяти крупнейших анимационных компаний России, в том числе на «Союзмультфильм». Производим «Зебру в клеточку», «ЧучМяуч», «Умку» и еще несколько проектов суперпопулярных сериалов.