2018-03-01T13:09:28+03:00

От чего зависит престижность рабочих специальностей

Проблема дефицита рабочих кадров считается в Прикамье одной из самых актуальных на сегодня
Ксения ОГАРЕВА
Фото: архив "КП"Фото: архив "КП"Фото: Алексей БУЛАТОВ
Изменить размер текста:

С одной стороны, предприятия жалуются на нехватку кадров, с другой - выпускники ссузов не всегда могут устроиться на работу. Как разрешить данную проблему? Речь об этой и других проблемах профессионального образования шла во время круглого стола, прошедшего в редакции «Комсомольской правды». В нем приняли участие руководители техникумов и представители работодателей - пермских промышленных предприятий.

Дуальное образование - решение кадровой проблемы

Илья Бочаров, начальник управления профессионального образования министерства образования Пермского края.

Илья Бочаров, начальник управления профессионального образования министерства образования Пермского края.

Илья Бочаров, начальник управления профессионального образования министерства образования Пермского края:

- В вопросах подготовки специалистов у нас нет принципиальных противоречий между предприятиями и образовательными учреждениями. Но есть разрыв между социальным спросом и спросом работодателей. Существуют специальности, востребованные предприятиями, на которые дети не идут или идут неохотно.

Это связано и с недостатком профориентационной работы. Многие учащиеся, придя на первый курс, не только не представляют, чем будут заниматься после окончания, но и не собираются работать по профессии.

Десять лет назад образовательные учреждения готовили специалистов по накатанной программе, невзирая на изменившиеся требования. А предприятия перетягивали опытные кадры друг у друга. Но когда этот ресурс исчерпался и работодатели поняли, что им требуется вливание подготовленных кадров, они обратили внимание на колледжи.

Одним из способов решения кадровой проблемы становится дуальное образование - когда предприятия получили возможность реального перестраивания учебного процесса под их потребности, то есть приобретать рабочие кадры «под ключ». Конечно, нельзя возводить дуальное образование в абсолют, нужны и универсальные компетенции, чтобы выпускник мог работать на любом предприятии соответствующего профиля.

Александр Дическул, директор Пермского авиационного техникума имени А. Д. Швецова

Александр Дическул, директор Пермского авиационного техникума имени А. Д. Швецова

Александр Дическул, директор Пермского авиационного техникума имени А. Д. Швецова:

- Раньше учебные заведения часто слышали от работодателей: «Не тому учите». Но когда мы спрашивали: «А кто вам нужен?» - не получали четкого ответа. А вот сейчас, когда закончился ресурс квалифицированных кадров, предприятия стали обращать внимание на молодежь. Они начали понимать, что надо готовить адаптированных ребят, которые бы легко входили на производство. Например, «Авиадвигатель» нуждается в сборщиках, «Протону» и «Пермским моторам» нужны технологи, операторы станков с ЧПУ, наладчики. А для того, чтобы получить готовых работников, надо, чтобы уже с третьего курса ребята начинали работать на предприятии по следующему принципу: две недели на занятиях у нас в техникуме, две недели на производстве.

Когда состоялись договоренности, осталось изменить учебные планы, согласовать их с предприятиями и начать работать.

В прошлом году у нас состоялся первый выпуск по дуальному образованию. Защита дипломов проходила на предприятиях, и многие выпускники по итогам защиты сразу получали повышенный рабочий разряд - 3 - 4-й.

Предприятия подтверждают, что выпускники дуального образования легко адаптируются на производстве и хотят работать. Наши ребята работают даже технологами, так как показывают высокие знания по теории производства, хотя еще пять лет назад считалось, что технологами могут быть только специалисты с высшим образованием.

Евгений ВАСЕНИН, директор Пермского колледжа транспорта и сервиса.

Евгений ВАСЕНИН, директор Пермского колледжа транспорта и сервиса.

Евгений Васенин директор Пермского колледжа транспорта и сервиса:

- По профессии «Автомеханик» мы по программе дуального образования сотрудничаем с 26 небольшими предприятиями - автосервисами, где наши ребята уже третий год проходят практику. Неделя теории - неделя практики.

Есть проблема - после окончания колледжа выпускникам исполняется 20 лет, и они идут в армию, но их адреса и телефоны остаются у тех предприятий, где они занимались по дуальному образованию. И после возвращения из армии, если у предприятия возникает потребность в работниках, оно обращается к ним и приглашает на работу.

Алла КВЯТКОВСКАЯ, начальник отдела развития и оценки персонала ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ».

Алла КВЯТКОВСКАЯ, начальник отдела развития и оценки персонала ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ».

Алла Квятковская, начальник отдела развития и оценки персонала ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ»:

- Мы участвуем в проекте по дуальной подготовке студентов совместно с краевым политехническим колледжем. Изначально ребята проходили практику в трех цехах, сейчас их уже четыре. На подготовительном этапе мы корректировали учебную программу, обучали наставников работе со студентами, теперь мы ежегодно возвращаемся к этому вопросу, принимаем участие в подготовке и защите выпускных работ. В этом году наконец приняли выпускников первой группы. Да, некоторые из ребят после окончания обучения тоже ушли в армию, но они после службы смогут вернуться в ту же бригаду, где проходили практику. Места для них найдутся. У тех же, кто остался, срок адаптации сокращен, так как они приходят к тем же мастерам, которые их учили, начинать с нуля не надо.

Насколько хорошо подготовлен выпускник, можно проверить через оценку технических компетенций и отзыв начальника цеха и мастера о работе молодого сотрудника. Вот возьмем, к примеру, самую массовую у нас профессию - оператор по добыче нефти и газа. После окончания краевого политехнического колледжа проверить свои знания и навыки работник может на конкурсе профессионального мастерства, а в ближайшее время в полную силу будет работать еще один инструмент проверки знаний - независимая оценка квалификации. На экзамене проверяем, чему человек научился в колледже и в учебном центре. Система прозрачная и понятная для всех.

Конкурсы профессионального мастерства

Илья Бочаров:

- Конкурсы профессионального мастерства помогают поднять качество подготовки специалистов. И не сколько сами конкурсы, сколько демонстрационный экзамен на основе стандартов WorldSkills (международная организация, продвигающая профессиональное образование. - Ред.). Раньше этот конкурс мне напоминал олимпийские стандарты - участвуют только звезды. А вот сейчас, когда появился демонстрационный экзамен, все встало на свои места - это позволяет ребятам видеть, куда нужно стремиться.

Александр Дическул:

- Мы участвовали в WorldSkills и в краевом конкурсе из 10 компетенций заняли 6 первых мест. А на всероссийском уровне вошли в топ-100. Да, участие в нем - нечто вроде подготовки олимпийцев, но при этом он позволяет учиться. Мы прикрепляем к участникам наставников, которые во время подготовки сами учатся и потом учат других. К тому же, чтобы участвовать в WorldSkills, надо иметь хорошее оборудование. Все вместе взятое вытягивает из болота, и люди начинают по-другому смотреть на свою работу.

Социальный пакет и зарплата

Престиж рабочих специальностей зависит от нескольких показателей, в частности, от зарплаты, социального пакета. На какие условия может рассчитывать вчерашний выпускник ссуза, придя на предприятие?

Галина ЧИГИРЕВА, директор Пермского агропромышленного техникума.

Галина ЧИГИРЕВА, директор Пермского агропромышленного техникума.

Галина Чигирева, директор Пермского агропромышленного техникума:

- Агропромышленный комплекс имеет свою специфику. Здесь нет больших предприятий. Но частные предприятия АПК тоже хорошо участвуют в дуальном обучении. Самый крупный наш партнер - агрофирма «Труд». Она развивается, очень нужны кадры, и руководство понимает, что кадры нужны обученные. Мы работаем с ними по специальностям, связанным с молочным производством. Сейчас они строят цех по переработке мяса и тоже рассчитывают на наших ребят.

Предприятие нуждается в кадрах, поэтому предлагает соцпакет, чтобы выпускники закреплялись на селе. «Труд» построил в Троельге комфортабельное общежитие на 50 мест, чтобы в нем жили ребята, приезжающие на практику по дуальному образованию. Строит в селе спортивные площадки. Чтобы выпускники понимали, что село - это не грязь и бездорожье, а нормальные условия для жизни.

И внимание предприятия дает свои результаты. Хотя у нас по специальности работают около 70 процентов выпускников, многие из них остаются в Перми на предприятиях переработки. Тем не менее несколько наших молодых специалистов уехали в Троельгу и не жалеют.

Также по дуальному образованию мы работаем с «Усадьбой» и агрофирмой «Победа». К ним тоже ребята охотно идут на работу.

Евгений Васенин:

- У нас нет проблем с набором ребят. Но в транспортной отрасли не стало крупных предприятий. А частные автосервисы работают, кто как может. Тем не менее наши выпускники без работы не остаются.

Ольга ХЛЕБНИКОВА, заместитель директора департамента управления персоналом Пермской целлюлозно-бумажной компании.

Ольга ХЛЕБНИКОВА, заместитель директора департамента управления персоналом Пермской целлюлозно-бумажной компании.

Ольга ХЛЕБНИКОВА, заместитель директора департамента управления персоналом Пермской целлюлозно-бумажной компании:

- За последние 5 лет ситуация на рынке рабочих специальностей изменилась в лучшую сторону - благодаря практике дуального образования, социальному партнерству с профильными школами и системной работе с «возражениями» по некоторым видам производств. Как это происходит на ПЦБК: мы понимаем, что в нашу отрасль выпускники идут не столь охотно, как, допустим, в нефтяную, - и плотнее работаем со школьниками. На сегодняшний день мы активно сотрудничаем с несколькими школами в профориентационных проектах, в которых разбиваем стерео-типы о производстве и вовлекаем ребят и преподавателей в процесс.

Форматы активности самые разнообразные: на днях мы провели профориентационную игру для учеников 9-х классов пермской гимназии №2 - это такой симулятор производственной реальности. Ребята реализовали полноценную команд-ную стратегию, в рамках которой смогли выпустить готовый продукт из гофрокартона. Достичь этого без экономиста, юриста, маркетолога, а главное, умелых рабочих - конечно, невозможно.

Профориентация

Илья Бочаров:

- В ссузах растет конкурс на поступление, увеличивается средний балл. Есть специальности, на которые претендуют по 12 человек на место. Увеличивается и процент тех ребят, кто идет в техникум после 11-го класса.

Галина Чигирева:

- Школа ориентирована на поступающих в вузы. К нам приходят ребята, которые уверены, что не смогут сдать ЕГЭ, которых считают никчемными. И из них наши преподаватели делают личностей.

Александр Дическул:

- И у нас много таких, на которых в школе поставили крест, а у нас они раскрываются, сдают экзамены без троек, получают стипендию.

Ольга Хлебникова:

- В течение года мы проводим профессиональные пробы, мастер-классы, участвуем в мероприятиях эколагерей, работаем на научно-практических конференциях. Отмечу, что несколько наших сотрудников параллельно преподают в ссузах. Они стараются разглядеть и привить интерес к производству именно у неравнодушных учащихся. Когда такие студенты приходят на практику, мы готовы платить им зарплату - то есть эта мотивация, помимо профессиональной, еще и материальная.

Лучше всего получить первое представление о производстве можно во время экскурсий - в год у нас бывает порядка 600 учащихся школ, ссузов и вузов. У нас ребята знакомятся и с экологичными технологиями, и с новейшим оборудованием. Сегодня это особенно актуально в связи с инвестиционным проектом «Сила картона», по итогам реализации которого ПЦБК сможет значительно увеличить объемы выпуска инновационных видов картона: облицовочного и с барьерными свойствами.

Галина Чигирева:

- Мы тоже стали проводить профессиональные пробы со школами Пермского района, и после них ребята, уже сориентированные в будущей профессии, идут к нам с удовольствием. Они уже попробовали себя. Но чтобы проводить уроки труда, нужны база, соответствующее оборудование.

Илья Бочаров:

- Сейчас идет возвращение к урокам труда в их традиционном смыс-ле, когда ребята что-то создают своими руками. И - возвращаясь к началу разговора - дуальное образование дает возможность использовать при обучении оборудование предприятий. Закупать его в ссузы ради 20 - 30 часов нет смысла. А уже попробовав реальную работу на производстве, учащиеся более ответственно отнесутся к своей профессии.

Рабочие специальности по-прежнему в почете

Престиж рабочих профессий, несколько потускневший за минувшие годы, вновь восстанавливается. Ведь рабочая профессия, возможность что-то производить своим трудом, собственными руками может гарантировать стабильность и уверенность в жизни.

Учебный центр «Нефтьсервисхолдинг» дает возможность всем и каждому получить надежную профессию. Лицензия на право ведения образовательной деятельности позволяет осуществлять обучение слушателей более чем по 150 учебным программам.

- Мы сотрудничаем с ведущими предприятиями Пермского края и можем с уверенностью сказать: в наших стенах каждый может получить профессию, востребованную на современном рынке труда, - отмечает директор учебного центра Наталья Бурнашова. - В настоящее время у нас производится обучение более чем по шестидесяти рабочим профессиям. Действует программа переподготовки кадров и повышения квалификации. Кроме того, каждым желающим может быть освоена вторая профессия.

Учебный центр имеет большую учебно-методическую базу - компьютерные развивающие программы, тренажеры, обширную научно-техническую библиотеку, электронную библиотеку нормативных документов и т. д.

Обучение проводится с применением обучающих и контролирующих программ и тренажеров. Часть обучения может проходить в дистанционном формате. По окончании обучения слушатели сдают экзамены и получают свидетельства установленного образца. Обучение проводят высококвалифицированные преподаватели, приглашаются также специалисты с предприятий, знающие свое дело и умеющие передать свои знания слушателям.

- Хочется отметить, что многие руководители начинали свой путь с профессии рабочего, - говорит Наталья Бурнашова. - Можно добиться высоких вершин, когда знаешь и любишь свое дело.

Приглашаем вас для получения новой профессии в нашем учебном центре. Со всей интересующей вас информацией вы можете ознакомиться на нашем сайте, а также оставить заявку в онлайн-режиме.

Учебный центр «Нефтьсервисхолдинг»

Адрес: 618703, Пермский край, г. Добрянка, пгт. Полазна,

ул. Трухина, д. 83,

телефон (34265) 92-214/

Местонахождение Осинского филиала: 618720,

г. Оса, ул. М. Горького, д. 78, телефон (34291) 4-33-58.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также