2016-03-26T08:39:20+03:00

Люди - легенды пермского театра

Вспоминаем о тех людях, которые десятилетиями создавали славу театрального города Пермь
Поделиться:
Комментарии: comments4
Евгений Панфилов. Фото: Наталья РАЗИНА.Евгений Панфилов. Фото: Наталья РАЗИНА.
Изменить размер текста:

27 марта мы отмечаем профессиональный праздник всех артистов, режиссеров, костюмеров, гримеров, декораторов, осветителей и людей других специальностей, без которых немыслим современный театр.

Международный день театра - это праздник всех тех, чья жизнь неразрывно связана со сценическим искусством.

ЕВГЕНИЙ ПАНФИЛОВ

Еще будучи студентом, в 1979 г., Евгений Панфилов создал в Перми свой первый самодеятельный танцевальный коллектив, который быстро завоевал популярность у молодых жителей Перми, - театр пластического танца «Импульс». Первым поставленным им спектаклем стала «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».

А через 8 лет - уже новый профессиональный театр танца «Эксперимент». Спектакли, поставленные хореографом в этот период, принесли ему известность далеко за пределами Перми. Затем «Эксперимент» был преобразован в первый в России частный театр «Балет Евгения Панфилова», который в 2000 году получил статус государственного.

Евгений Панфилов предпочитал свободу во всем. В мыслях, поступках и, конечно, в танце. Балеты Евгения Панфилова отличались от многочисленных вариаций на тему классики. Одних зрителей это привлекало, других отталкивало. Но равнодушных не было.

Яркие постановки, международные фестивали - постепенно о Евгении Панфилове узнал весь мир. Наряду с «Балетом Евгения Панфилова» появился «Балет толстых», завоевавший за спектакль «Бабы. Год 1945» национальную театральную премию «Золотая маска». Потом - мужская труппа «Бойцовский клуб».

«Гениальный самородок из Перми» - так его называли критики. А он не останавливался, как будто чувствовал, что времени ему отмерено совсем немного. Он был и хореографом, и режиссером своих спектаклей, сам создавал эскизы костюмов. И творил, творил…

Погиб Евгений в июле 2002 года. Ему было 46 лет.

НИКОЛАЙ БОЯРЧИКОВ

В 70-е годы минувшего века билеты на спектакли Пермского театра оперы и балета начинали продавать за месяц вперед. В день открытия предварительной продажи очередь у театральных касс зрители занимали с раннего утра, а то и с ночи.

НиколаЙ Боярчиков. Фото: архив Театра оперы и балета.

НиколаЙ Боярчиков. Фото: архив Театра оперы и балета.

Билеты на балеты расходились за несколько часов. В том буме огромнейшая заслуга главного балетмейстера Театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, выдающегося хореографа Николая Боярчикова. Это при нем начался «золотой век пермского балета». Всего за семь лет Боярчиков превратил Пермь в третью балетную столицу страны.

В те годы он поставил в театре семь балетов, но что ни спектакль - то событие: «Ромео и Джульетта», «Слуга двух господ», «Царь Борис»… Апофеозом стал рок-балет «Орфей и Эвридика» на музыку одноименной оперы Журбина, поставленный в 1977 году, когда в стране к року все еще относились с подозрением, как к чуждому для советских людей явлению. И в театр повалила молодежь, до той поры ходившая на балет разве что во время совместных выходов всем классом.

Но, увы, после такого шумного успеха в Перми Николая Боярчикова пригласили в его родной город - Ленинград, где он возглавил балет Ленинградского Малого театра оперы и балета, ныне Санкт-Петербургского театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского.

Впрочем, в Перми он все же поставил еще один балет. В 2009 году на пермской сцене вышла его «Фадетта» на музыку Делиба.

ЛИДИЯ МОСОЛОВА

В 1946 году в труппу Пермского драматического театра влились молодые актеры из разных городов страны. Их пригласил новый художественный руководитель театра Константин Степанов-Колосов. Пополнила труппу и актриса Лидия Мосолова. Она перед самой войной закончила ГИТИС, затем играла в ярославском театре. И ровно полвека отдала служению пермскому театру.

Лидия Мосолова. Фото: архив Театра-Театра

Лидия Мосолова. Фото: архив Театра-Театра

Более 150 ролей сыграла Лидия Владимировна на пермской сцене. Это и Анна Каренина, и Комиссар в «Оптимистической трагедии», и Васса Железнова, и Филумена Мартурато. Все женщины сильные, наполненные страстью, умеющие не поддаваться жизненным обстоятельствам. Каждая героиня проживалась, продумывалась актрисой до мелочей. Особенно внимательна она была к деталям - к походке героини, к элементам сценических костюмов.

Игру Мосоловой отличали полная достоверность и убедительность образа.

Спектакли, в которых играла Лидия Мосолова, не сходили со сцены долгие годы. К примеру, старуху Анну в «Последнем сроке» Распутина она играла более 15 лет.

Для Перми Лидия Мосолова стала символом Актрисы.

Поэтому, когда было решено учредить премию администрации Перми в сфере искусства, номинация «За театральные достижения и успехи» стала носить имя народной артистки СССР Лидии Мосоловой.

ИГОРЬ ТЕРНАВСКИЙ

В 70 - 80-е годы в Перми была популярна шутка: «Пермский политех подготовил десятки артистов, музыкантов и режиссеров, в то время как ни один гуманитарный вуз города не выпустил ни одного инженера». Таким изобилием творческих выпускников политехнический институт во многом был обязан Игорю Тернавскому.

Игорь Тернавский.

Игорь Тернавский.

Он мечтал о режиссуре с детства. Мальчишкой ставил спектакли во дворе дома. Собирался поступить во ВГИК. Но родители настояли на «настоящей мужской профессии», и Игорь поступил в политехнический. В первый же учебный год он пришел в комитет комсомола вуза и предложил организовать СТРЭМ - Студенческий театр эстрадных миниатюр. Потом был создан театр-студия «Арлекин», из которого вышли Борис Мильграм, Анатолий Пичкалев, Лев Катаев, Валерий Стариков…

Острые спектакли, поставленные Тернавским, приводили в восторг зрителей и в неистовство - партийных боссов. СТРЭМ был закрыт решением обкома партии. Не особо поощряли и «Арлекин». А вот тогдашний директор Пермского цирка Юрий Александровский, увидев «арлекиновские» спектакли, пригласил Игоря Тернавского в цирк - главным режиссером. Там он создал необычайные цирковые спектакли.

Конный аттракцион-пантомима «Горская легенда» с участием народного артиста России Тамерлана Нугзарова получил Государственную премию. А не менее знаменитый «Бумбараш» был отмечен приказом министра культуры СССР как лучший во Всесоюзном смотре цирковых спектаклей к 60-летию Октябрьской революции.

Но в 1986 году с формулировкой «…считать невозможным использовать» в качестве руководителя Тернавский был выдворен из Перми. Шесть лет он работал в Краснодарском цирке. Но «как только рухнула партия и советская власть, я вернулся в родной город», - вспоминал Игорь Нисонович в одном из интервью.

В 1995 году Игорь Тернавский возглавил Пермский театр кукол. Не самый, признаемся честно, популярный театр Перми. Но Тернавскому удалось поднять его на новый уровень. Спектакли стали яркими, разноплановыми, привлекательными не только для малышей, но и для их родителей. И самым главным спектаклем, совершенно по-новому показавшим возможности кукольного театра, стал «Король Лир», в котором сам Игорь Нисонович сыграл главную роль. Таким он и остался в нашей памяти - «пермским королем Лиром».

ИВАН БОБЫЛЕВ

За первые 40 лет существования драматического театра, начиная со времен ТРАМа, в нем сменилось 17 главных режиссеров. А в 1967 году театр возглавил Иван Бобылев. Главным режиссером и художественным руководителем пермской драмы он был в общей сложности 35 лет (с перерывом на два года, когда уезжал в Москву, в театр имени Станиславского). Это время получило в драмтеатре название «эпоха Бобылева».

Иван Бобылев. Фото: архив Театра-Театра

Иван Бобылев. Фото: архив Театра-Театра

Иван Тимофеевич пришел в Пермский театр драмы в сложное время, когда из-за чехарды режиссеров и невнятного репертуара интерес публики практически упал. Бывали случаи, что спектакли приходилось отменять из-за отсутствия зрителей. Но уже первый поставленный Иваном Бобылевым спектакль - «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого - заставил горожан вновь заговорить о драмтеатре. Публика вернулась в театр.

Всего на сцене Бобылев поставил более 50 спектаклей, в том числе «Свадьба Кречинского», «Три сестры», «Сирано де Бержерак», «Последний срок», «Доходное место», «Без вины виноватые», «Кукольный дом».

Михаил Ульянов в книге «Моя профессия», вспоминая студенческие годы, писал: «Наша группа была, к великому счастью, богата людьми коллективными, артельными, как раньше говорили…

А рядом, как сжатый кулак, предельно собранный, сосредоточенный, внимательно вглядывающийся в жизнь, Ваня Бобылев. Человек, который все хочет понять сам и примерить к себе любое дело: в силах ли он его поднять? С рабочей неторопливостью и основательностью, но неуклонно он поднимается все выше и выше, чтобы увидеть и понять больше. Сейчас он художественный руководитель пермского театра. Это большая, а может быть, и высшая точка, какой может достичь художник».

При Иване Бобылеве театр был награжден орденом Трудового Красного Знамени и удостоен звания «академический». Сам же Иван Бобылев в 2013 году был награжден национальной театральной премией «Золотая маска» с формулировкой «За выдающийся вклад в развитие теат-рального искусства».

ЛЮДМИЛА САХАРОВА

Народная артистка СССР Людмила Павловна Сахарова более 30 лет была художественным руководителем Пермского хореографического училища, а до этого 17 лет работала педагогом. Ее выпускницы танцевали чуть ли не во всех музыкальных театрах страны и во многих балетных труппах мира.

Людмила Сахарова.

Людмила Сахарова.

Самой знаменитой ученицей Сахаровой стала Надежда Павлова - самая молодая народная артистка СССР, получившая это звание в двадцать восемь лет. Пермяки и гордились, и безмерно жалели, что «наша Надя» предпочла Большой театр. Там она стала всего лишь одной из многих солисток, а в Перми сияла бы яркой звездой на балетном небосклоне.

Впрочем, звезд среди учениц Сахаровой немало. Галина Рагозина, Ольга Ченчикова, Регина Кузьмичева, Елена Шихова, Светлана Смирнова, Елена Кулагина - все эти балерины с мировой известностью были вылеплены талантливым педагогом.

В 1995 году режиссер Ефим Резников снял документальный фильм «Пленники Терпсихоры», где без прикрас показал, насколько жестким и требовательным педагогом была Людмила Сахарова, как наказывала девочек-учениц за небрежность в танце, за неправильно выполненный этюд могла стукнуть или выгнать из класса.

Но так же требовательна была она и к себе. Людмила Павловна была уверена, что для работы в балете требуется особая закалка.

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Пермь Великая»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также