2016-03-26T07:25:18+03:00

Пермские театры - от соляных амбаров до пересыльной тюрьмы

Как начиналась театральная жизнь Перми
Деньги на строительство городского театра (ныне оперного) собирали всем миром.Деньги на строительство городского театра (ныне оперного) собирали всем миром.
Изменить размер текста:

Экскурсоводом по «пермскому театральному периоду» стала Галина Ивинских, кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры режиссуры и мастерства актера Пермского института искусства и культуры.

Самый первый театр в Пермском крае появился в 1807 году, когда в строгановской вотчине - поселке Очер - был создан крепостной театр. Эта труппа ставила не только драматические, но и музыкальные спектакли - сначала исполнялись фрагменты из опер, а потом и целые оперы. Через несколько лет очерский театр стал выезжать с гастролями в Пермь.

Представления проходили в строгановских соляных амбарах на берегу Камы. В одной из летописей есть упоминание о том, что в 1817 году очерский театр привозил в Пермь комическую оперу «Мельник - колдун, обманщик и сват».

А ко второй половине XIX века на территории Пермской губернии действовало уже 8 крепостных театров, в том числе ильинский, чермозский, усольский…

Первую же профессиональную труппу пермские зрители увидели летом 1840 года - на гастроли приехала антреприза Петра Соколова. А спустя три года труппа Соколова уже обосновалась в Перми. Точнее, в Перми театр проводил половину сезона, оставшееся время он давал спектакли в Екатеринбурге и на знаменитой Ирбитской ярмарке.

В репертуаре преобладали легкие комедии и водевили. Но ставили и драматические спектакли: «Коварство и любовь», «Комедия ошибок», «Недоросль», «Горе от ума».

Одной из больших проблем было отсутствие театрального здания. Спектакли ставились все в том же соляном амбаре. И в 1846 году в Перми было построено деревянное здание - специально под театр. Но в конце 1863 года театр был уничтожен пожаром. Уже к весне 1864 года здание было восстановлено.

Однако, возведенное наспех, оно уже не устраивало жителей города. Под воздействием общественного мнения 31 декабря 1873 года городская дума принимает решение о строительстве в Перми каменного театра.

Кто построил театр?

Зарождение театра в Перми - дело давно минувших дней. Поэтому вокруг реальных событий накручивается множество разнообразных наслоений. Вот, например, о том, что

театр в городе появился благодаря... вокзалу. Дескать, главный подрядчик строительства Уральской горнозаводской железной дороги Петр Губонин пообещал выстроить новый каменный театр на месте сгоревшего, если город бесплатно уступит землю под станцию, нынешнюю Пермь I. И выстроил. Пермские меценаты, конечно, были щедры, но не до такой же степени.

- На самом деле на постройку театра было израсходовано 126 тысяч 447 рублей и 45 копеек, - рассказывает Галина Ивинских. - И деньги эти собирали всем миром. Городская казна выделила на строительство около 30 тысяч рублей. Вместе с тем был объявлен благотворительный сбор.

Он вызвал живейший отклик у всех слоев пермского общества. Деньги вносили не только купцы и промышленники, но и служащие железной дороги, интеллигенция, рабочие мотовилихинских заводов. В короткий срок было собрано более 80 тысяч рублей. Тогдашний городской голова Иван Любимов внес 15 тысяч рублей, Петр Губонин - 7500, Павел Дягилев, дед знаменитого импрессарио Сергея Дягилева, вложил 4300 рублей.

Строительство было завершено весной 1878 года. Желающих арендовать новый театр оказалось немало. Но городские власти, рассмотрев разные варианты, отдали предпочтение труппе известнейшего в то время антрепренера Петра Михайловича Медведева. Первый сезон открылся спектаклем «Бедность - не порок».

За счет города

В конце XIX века Пермь была практически единственным провинциальным городом Российской империи, где театр содержался за счет городского бюджета. В столичных городах театры были государственными - императорскими, а в провинции - частными. Здания городских театров сдавались в аренду разным антрепренерам, и доходы от аренды шли в бюджет. Хотя некоторые губернаторы пытались создать муниципальные театры, но все попытки терпели крах.

Пермь оказалась приятным исключением. В 1895 году здесь была создана театральная дирекция, целью которой было не извлечение доходов, а поддержка театра. Городская дума постановила: «В виде опыта, на один год, вести театральное дело за счет города и на его собственный риск». Опыт оказался успешным, и город содержал театр 7 лет. В первый сезон в городском театре ставились и оперы, и драмы, но затем, «поскольку содержание драмы обходилось дорого», несколько сезонов театр был исключительно оперным.

При этом в Пермь приглашались талантливые режиссеры и дирижеры. В 1896 году главным дирижером стал Б. Плотников, считавшийся «прогрессивным явлением в рутинной провинциальной опере». Так что, похоже, традиции взбаламучивания оперных устоев пошли в Перми еще с XIX века.

В годы Гражданской войны

Если в XIX веке в Пермской губернии действовала одна-две театральные труппы, то в 1918 - 1921 годах на Урале существовало уже 80 трупп. Даже в сложнейших условиях Гражданской войны государство взяло на себя обязательство субсидировать практически все театры страны, правда, с оговоркой - «признаваемые полезными и художественными».

В 1918 году на сцене театра выступала труппа Пермского городского совета. На их спектаклях не раз бывал последний император России - Михаил Романов, о чем он писал в своем дневнике. В Перми он смотрел «Веселую вдову» Легара, «Нору» Ибсена... «Королевские номера», последний приют Михаила Александровича, находились как раз напротив театра. Впоследствии там разместилось общежитие для артистов театра оперы и балета.

Власти менялись одна за другой, город занимали то белые, то красные, но необходимость театра ощущали и те, и другие. Это уже потом важнейшим из искусств стало считаться кино, а в начале ХХ века главным инструментом пропаганды был все-таки театр. Вот и ставили «идеологически выдержанные» пьесы. К примеру, Товарищество оперных и драматических артистов, работавшее в Перми при Колчаке, поставило драму В. Морозова-Чертороева «Зверства большевиков - освобождение Перми от коммунистов».

А от Колчака Пермь была освобождена 1 июля 1919 года, и уже 7 октября этого же года в городе была создана театральная комиссия, которая стала целенаправленно заниматься вопросами театра.

«Приюты комедиантов»

В 1920-е годы в Перми открывались десятки театров. Но только театр рабочей молодежи - ТРАМ, созданный в 1927 году, впоследствии пре-вратился в профессиональный Пермский академический театр драмы. ТРАМ фактически стал первым театром в городе, имеющим постоянную труппу. Но вот постоянного места он не имел. Городской театр со временем превратился в исключительно оперный.

А ТРАМ поначалу размещался в полуподвальном помещении городской библиотеки - нынешней «Кузьминки». Спектакли ставились и в заводских цехах. А когда возник вопрос о том, что театру нужно здание, решение нашлось - ТРАМ отправили… в Свердловск, на долгие семь лет. И только в 1938 году, после разделения Свердловской и Пермской областей, театр вернулся в родной город - уже сложившимся Пермским драматическим театром имени «Комсомольской правды». Тогда он разместился в здании бывшего Мотовилихинского народного дома.

Лишь после войны, в 1948 году, драмтеатр впервые получил постоянное помещение - специально реконструированный двухэтажный каменный особняк пароходчицы Елизаветы Любимовой.

Нынешнее здание драматического театра было построено уже специально для него в 1981 году по проекту архитекторов Давыденко и Лютикова. А в освободившемся особняке в ноябре 1987 года после длительного капитального ремонта справил новоселье Пермский ТЮЗ.

До той поры Пермский театр юного зрителя делил с театром кукол здание Пересыльного замка. Оно было построено в 1871 году на Сибирском тракте для этапируемых заключенных. При советской власти тюремный замок пре-вратился в «исправительный рабочий дом». А в 1957 - 1958 годах здание было перестроено и в нем расположились два театр для детей - ТЮЗ и кукольный. Сейчас в замке царствует только театр кукол.

В 1957 году началась и капитальная реконструкция оперного театра. За два года вокруг существующего здания построили новые помещения. Историческая сцена сохранилась, но площадь самого театра увеличилась в полтора раза.

«Самый мистический» пермский театр - «У Моста» - поначалу располагался в малом зале Дворца культуры Телефонного завода, возле Камского моста, что и дало название театру.

А в 1992 году клуб работников торговли, который ранее содержал областной универмаг, был включен в муниципальную собственность города и передан театру «У Моста», к тому времени получившему статус городского театра.

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Пермь Великая»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также