Борис Щербаков: мысль о разделении МХАТА у Олега Ефремова родилась именно в Перми.
Фото: Ирина МОЛОКОТИНА
Свою встречу с пермским зрителем знаменитый актер Борис Щербаков начал со стихотворения Сергея Есенина:
Еще закон не отвердел,
Страна шумит, как непогода.
Хлестнула дерзко за предел
Нас отравившая свобода…
Поклонники артиста задавали вопросы, а потом снова просили: «Почитайте еще!» И Борис Васильевич читал. Особый восторг вызвал отрывок из Филатовского «Федота-стрельца». С хулиганским прищуром актер изображал то генерала, то царя, то самого Федота, то Бабу-Ягу…
"Нет войны — я все приму - Ссылку. Каторгу. Тюрьму. Но желательно — в июле, И желательно — в Крыму..."
Фото: Ирина МОЛОКОТИНА
После встречи с артистом зрители остались смотреть кинопоказ в рамках фестиваля «Золотой витязь», а нам удалось пообщаться с Борисом Щербаковым в гримёрке.
-Долго ли вам приходится вживаться в роль? В одном фильме вы – капитан корабля, в другом – генерал, в третьем – полковник…
- Это напомнило мне анекдот:
Один человек говорит другому: - Поехали на рыбалку, а второй отвечает: да я не умею. А тот ему: Да что там уметь? Наливай да пей.
А если серьезно - артисты очень не любят никого пускать в свою актерскую кухню.
- Вы увлекаетесь резьбой по дереву, а видели ли вы пермских деревянных богов?
- Обязательно! А как же? Они замечательные. Вообще вся художественная галерея у вас великолепная. Берегите ее! Там потрясающе.
- Какие-то фильмы, в которых вы снимались, повлияли на вас? Сделали вас лучше?
- Наверное, не столько съемки в кино, сколько работа в театре – 31 год. Когда работаешь с великими мастерами, невольно подтягиваешься, стремишься к этой планке. Особенно Ефремов [Олег Николаевич – прим. авт.] ставил высокую рамку. Не для других – для себя. Причем как в творческом плане, так и в человеческом. Моя супруга 11 лет работала зав режиссерским управлением и зав труппой театра. И она, и я очень много общались с Олегом Николаевичем. Особенно в последние годы, когда он болел. По сути своей он был очень добрым человеком. Хотя многие осуждают: вот, он разделил МХАТ... и т.д. Но ведь это же только из добрых побуждений. Кстати! Эта идея разделения МХАТа у него возникла именно здесь – в Перми. Мы здесь были на гастролях. Работали целый месяц. И в итоге он сократил процентов 20 труппы. И, я так думаю, у него возникла мысль: «А куда эти люди пойдут? На улицу?» И после приезда в Москву он и начал разделение МХАТа. Он был удивительный человек и даже сам не осознавал своей значимости.
- А из молодых актеров вам кто-то близок, интересен?
- Мне очень нравится Паша Деревянко. Мы играли вместе с ним один спектакль. Пьеса так написана – ну просто по острию ножа. Если чуть-чуть в сторонку – будет безумная пошлость. Когда Паша начал сниматься в «Батьке Махно», вместо него взяли другого актера… Все – спектакль закрыли. Эту грань мог держать только Паша.
- Как сохранить оптимизм?
- Я вам приведу один пример. Моя жена написала книгу. Называется она «Матильда». Это Матильда Кшесинская [русская балерина, светлейшая княгиня Романовская-Красинская – прим. авт.]. Она прожила без нескольких месяцев 100 лет. Она родилась еще тогда, когда не было электричества, а умерла, когда люди в космос полетели. Сколько эта женщина пережила – уму непостижимо. Первый особняк, который заняли большевики, это был ее особняк. Ленин ездил в ее машине. Коллонтай и Крупская ходили в ее шубах. Пропали все ее драгоценности, все пропало, все было национализировано. Но так как она всегда ко всему относилась с юмором, она прожила вот столько лет.
Алексей Петренко: «Люди в Перми очень трогательные»
В то время, как поклонники Бориса Щербакова смотрели фильм с его участием, в другом зале собрались почитатели таланта Алексея Петренко.
Алексей Васильевич начал встречу со зрителем с монолога из произведений Гоголя. Зал замер. Торжественный и проникновенный голос актера гремел на весь зал. А когда закончился монолог, раздались аплодисменты.
Алексей Петренко: "Я вижу, что Пермь трудится и Пермский край цветет".
Фото: Ирина МОЛОКОТИНА
Прочитав еще несколько произведений, Алексей Петренко обратился к залу:
- Пермяки, вы сейчас хозяева этого замечательного славянского фестиваля «Золотой витязь». Вообще, мне так показалось, что Пермь и Пермский край могут сказать всей России: «Следите за мной и делайте, как я, и тогда все будет в полном порядке!» Это девиз танкистов. Я вижу, что Пермь трудится и Пермский край цветет. Ваш край может быть примером для всей России: здесь и промышленность, и культура, и люди. Люди в Перми очень трогательные, очень тактичные и очень разумные. Счастья вам и хорошей жизни! Здоровья вам и ангела хранителя!
Провожали актера стоя и громкими аплодисментами. Зрители остались смотреть фильм «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», а Алексей Васильевич в гримёрке рассказывал журналистам, как снимался в фильмах. Почти все они снимались с первого дубля.
- Роль Распутина в фильме «Агония» досталась мне почти случайно, - вспоминает артист. – Режиссер приехал в театр на спектакль, в котором я играл с Алисой Фрейндлих. Ее уже почти утвердили на роль. Приехали смотреть на нее, а заодно заметили и меня. Хотя на эту роль пробовались многие великие актеры.
Почти также случайно выпала судьба играть летчика в фильме «20 лет без войны».
- Я должен был завести сценарий Евгению Леонтьеву, - вспоминает Алексей Васильевич. – Поезд мой рано утром приходил. Вот я к нему рано утром и приехал. Он вышел весь заспанный. А я сразу уехал. И вдруг раздался звонок: «Леонтьев не сможет играть, может быть, вы?»
Алексей Васильевич в Пермь приехал вместе с супругой. Вместе они с удовольствием рассказывали журналистам о том, как шла работа над тем или иным фильмом.
В Пермь Алексей Петренко приехал с супругой Азимой.
Фото: Ирина МОЛОКОТИНА