Премия Рунета-2020
Пермь
+2°
Boom metrics
Общество30 октября 2015 10:49

Владимир Лицман пожимал руку Эйзенхауэру и дирижировал оркестром перед королевой Елизаветой

А свою первую медаль «За отвагу» фронтовик получил за спасение раненых бойцов из легендарного дома Павлова в Сталинграде
9 мая 1945 года Владимир Лицман (в центре) встретил в Праге.

9 мая 1945 года Владимир Лицман (в центре) встретил в Праге.

Фото: из семейного архива

9 мая 1945 года Владимир Лицман встретил в Праге. Уже после Победы на аэродроме Владимир Лицман дирижировал оркестром во время торжественной встречи генерала Эйзенхауэра. И будущий президент США пожал ему руку.

Первые пять послевоенных лет Лицман служил в Вене, был дирижером парадного оркестра группы советских войск в Австрии. Доводилось ему со своим оркестром быть в составе почетного караула при встречах маршала Иосифа Брос Тито, будущей королевы Елизаветы, генерала де Голля.

А затем он переехал в Пермь, где в 1951-м возглавил первый военный оркестр, без которого впоследствии не обходился ни один парад. Все праздничные демонстрации открывала колонна духового оркестра Пермского гарнизона. А впереди шел стройный, подтянутый, красивый полковник - дирижер Владимир Лицман. 74 военных парада провел он в Перми - шел, чеканя шаг, и никто даже не догадывался о том, что Владимир Иванович пережил серьезнейшее ранение. Во время одного из боев на Украине ему разрывной пулей раздробило ногу.

Но мужество и сила воли позволили Владимиру Лицману вновь вернуться в строй. Вся его судьба с 13 лет была связана с армией. И он просто не мог представить себя без нее.

При всей его открытости о войне Владимир Иванович распространяться не любил. Рассказывать о том, что ему пришлось пережить, он начал лишь в последние годы жизни. И хранительницей его воспоминаний стала жена Римма Александровна, с которой они прожили вместе почти 60 лет.

Бравый полковник Владимир Лицман в Перми.

Бравый полковник Владимир Лицман в Перми.

Фото: из семейного архива

До войны

Владимир Лицман родился в 1920 году. Отец погиб в гражданскую. У его матери, работавшей санитаркой в больнице, осталось двое детей. И в 1933 году, спасаясь от голода, царящего в центральной России, мать отдала старшего сына, Володю в армию. 13-летний парнишка попал воспитанником в военный оркестр. Сначала его научили стучать в барабан, чувствовать ритм, а затем он стал играть на валторне.

В 1939 году Владимир был призван на действительную службу, попал в воздушно-десантные войска, тогда только что сформированные. Воинская часть дислоцировалась в Харькове. Командиром воздушно-десантной бригады был Герой Советского союза, в предвоенные годы майор, а впоследствии прославленный генерал Александр Родимцев. Звание Героя он получил за Испанию.

Вся последующая военная жизнь Владимира Лицмана была связана с этой бригадой, ставшей потом гвардейской дивизией. До 1941 года, до начала войны он играл в военном оркестре. Но всех, кто служил в десанте, даже музыкантов, обучали стрелять, прыгать с парашютом. К тому же в те времена всех военных музыкантов учили на санитаров. И хотя мальчишки-музыканты к этому обучению относились несерьезно - они ведь не думали о войне, - санитарная подготовка определила дальнейшую военную судьбу Володи.

Окружение

В августе 1941 года бригада была брошена под Киев, который к тому времени немцы уже взяли. И десантники сразу пошли в бой. Как потом вспоминал Владимир Лицман, это было страшное зрелище. Люди гибли сотнями, от дивизии остались единицы. Но в том первом бою они Киев освободили.

Но затем немцы окружили город. Наши солдаты, попав в окружение, отдельными группами стали прорываться к своим.

В одной такой группе был и Владимир. Они пробирались по Украине пешком, без еды, в летнем обмундировании, а в это время уже зарядили проливные дожди. Днем идти было нельзя, потому что шли непрерывные бомбежки. Они прятались в лесу, ночью выходили, рылись по оставшимся крестьянским огородам в поисках неубранной картошки или моркови. Не было ни грамма соли, поэтому от цинги почернели десны, стали качаться зубы. В свои дома местные жители наших солдат не пускали, боясь мести немцев. Поэтому обычно спали в лесу, на чем придется. Если находили пустующий дом, то набивались в него так, что не могли ни сесть, ни лечь. Спали стоя, зато под крышей.

- Поэтому Владимир Иванович всю жизнь не любил природу, никогда не выбирался в лес на какой-нибудь пикник, - рассказывает Римма Александровна. - Он насытился природой в первый год войны.

И все-таки им несказанно повезло. В группе оказался капитан, окончивший военную академию. Он хорошо ориентировался на местности и вывел всю группу в Курскую область. Солдаты нашли свою воинскую часть. В противном случае, попали бы в штрафные роты. Но их узнали, накормили, дали небольшую передышку. А затем направили на Сталинградский фронт.

Сталинградская битва

В то время немцы подошли к самому берегу Волги. Задача была одна - не дать им переправиться. Стоять насмерть. Бригадой, к этому времени уже ставшей 13-й гвардейской дивизией, командовал все тот же генерал Родимцев. А Владимир Лицман стал санинструктором.

- Медицинский пункт находился в самом центре Сталинграда, практически там, где сейчас музей-панорама. Володя показывал мне это место, - говорит Римма Александровна. - Там был крутой берег и к нему шел огромный бетонный коллектор, диаметром выше человеческого роста. В нем и находился временный медпункт. Санитары перевязывали раненых, вытаскивали их в медпункт, а затем на плотах переправляли на тот берег, где был прифронтовой госпиталь.

К знаменитому дому Павлова, который находился в ста метрах от медпункта, была прорыта траншея. По ней санитары пробирались в подвал дома и тащили на себе раненых в медпункт.

Обстрелы шли и днем и ночью. Стоял сплошной гул. Что такое тишина, они забыли. Спали на шинелях, приткнувшись, где могли. Далеко не каждая солдатская кухня добиралась до них: то в одну, то в другую попадал снаряд. Возили в основном пшенную кашу, которая по дороге напрочь замерзала. Солдаты топориками отрубали куски мерзлой каши, оттаивали ее и ели. Спасала только водка: и согревала, и защищала от болезней, и обезболивала. Люди гибли тысячами. Как вспоминал Владимир Иванович, все вокруг было усеяно замерзшими трупами – и наших, и немцев.

В декабре 1942 года Владимир Лицман получил первую боевую награду - медаль «За отвагу» ему вручил лично генерал Родимцев. За спасение раненых из дома Павлова.

- В те годы к медалям представляли не часто. И Володя всю жизнь очень гордился именно этой медалью, - говорит Римма Александровна Лицман.

Перелом в Сталинградской битве наступил в ноябре1942 года. А 2 февраля была поставлена заключительная точка. Немцы сдались. Их было множество: жалкие, обтрепанные, одетые в какие-то тряпки. Их даже не охраняли, они шли как стадо баранов, лишь бы остаться живыми, вспоминал впоследствии Владимир Иванович.

2 февраля на разрушенной площади Сталинграда прошел митинг. На нем выступал командующий армией Василий Чуйков, приехал член военного совета Никита Хрущев. Но был сильнейший мороз. И замерзшие голодные солдаты уже были не в состоянии воспринимать речи. Привыкнув к непрерывным обстрелам, они не могли даже спать. Не могли привыкнуть к тишине.

Ранение

После Сталинграда была Курская дуга. Там в конце лета, уже на территории Украины Владимир Лицман получил тяжелейшее ранение. В Сталинграде он был ранен дважды, но, по меркам войны, легко. Осколок снаряда попал по касательной в голову. Кость не задел, застрял под кожей. Владимиру сделали перевязку, но переправляться через Волгу и ложиться в госпиталь он не захотел. Так всю жизнь и прожил с этим осколком. Потом при обрушении стены дома сломал ключицу. Тоже, хоть и ходил с гипсом, но из части не ушел.

А в районе Первомайска разрывная пуля перебила ему ногу, раздробила кость. Истекающего кровью солдата спас командир роты, рискуя своей жизнью. Старший лейтенант Володько под обстрелом прополз по полю и вытащил Лицмана. Вся телогрейка командира была разорвана пулями. Но он дотащил раненого до медпункта.

Оттуда Владимира направили в госпиталь, где по кусочкам собрали ногу. Военные хирурги были мастерами. Им приходилось делать операции по трое суток. И, чтобы они держались на ногах, сзади них стояли санитары и поддерживали их, не давая заснуть за операционным столом.

56 лет в строю

После госпиталя Владимир Лицман вновь вернулся в родную дивизию. С ней прошел Польшу, Германию. А в конце 1950 года Владимир Лицман приехал в Пермь. В 1951-м он возглавил первый военный оркестр, без которого впоследствии не обходилось ни одно крупное мероприятие в нашем городе: не только военные парады, но и концерты в парке Горького, партийные и профсоюзные конференции, а также оперные спектакли. 37 лет Владимир Лицман возглавлял духовую группу оркестра Пермского театра оперы и балета.

При этом Владимир Иванович всю жизнь оставался верен армии. Призвали его на действительную службу в 1939 году, а демобилизовался он в 1987. С учетом четырех лет войны, когда по всем законам год за три считался, получается 56 лет. 56 лет в строю.

Умер Владимир Иванович Лицман в 2009 году. А в январе 2011 года на доме по Комсомольскому проспекту, где он прожил 50 лет, была установлена мемориальная доска.

На доме, где фронтовик прожил полвека, установлена мемориальная доска.

На доме, где фронтовик прожил полвека, установлена мемориальная доска.

Фото: Елена ТРЕТЬЯКОВА