Премия Рунета-2020
Пермь
+19°
Boom metrics
Политика2 июля 2014 14:16

Прибывшие в Пермь украинские беженцы: «За себя не боялись - мы спасали своих детей»

Больше всего приехавшие с войны женщины переживают за оставшихся там мужей и родителей [видео]
Беженцы уже отошли от дороги и начали обживаться на новом месте.

Беженцы уже отошли от дороги и начали обживаться на новом месте.

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

Уже неделю в Перми живут беженцы из Донецкой области Украины. Первые дни мамочки с детьми отдыхали от трехдневной поездки на автобусе и обживались - на лето их поселили в кадетском корпусе, что в Усть-Качке.

Напомним, 97 жителей Украины, из которых 65 детей, приехали в наш город еще в субботу, 28 июня. В основном это женщины, решившиеся на эвакуацию, чтобы спасти детей от постоянных бомбежек городов и поселков Донецкой области. В зоне боевых действий остались их мужья и родители…

«Это просто отдых, как в пионерском лагере»

- Место, где сейчас находятся беженцы - пункт временного пребывания. И ключевое слово тут - «временного», - говорит вице-премьер краевого правительства Надежда Кочурова. - Для того чтобы не навредить, мы должны очень индивидуально и грамотно учитывать потребности каждой приехавшей к нам семьи. Мы должны продумать их дальнейший маршрут, чтобы буквально в течение двух месяцев (а это крайний срок), обустроить их жизнеустройство.

Жизнь беженцев в кадетском корпусе больше напоминает смену в лагере отдыха: подъем в 8 утра, пятиразовое питание (завтрак, обед, полдник, ужин и второй ужин), занятия с психологами и профессиональными консультантами.

Вечером, когда к беженцам приехали журналисты, ребятишки носились по территории и играли на спортивных снарядах. Мамочки прогуливались по асфальтовым дорожкам и общались между собой. Только что закончился ужин - давали рыбу с пюре.

- Питание у нас соответствует требованиям для детского меню, - говорит заведующая пищеблоком. - Утром - каши, в обед - суп и второе. Мясо и рыбу мы готовим на пару - все как полагается.

В меню обязательно фрукты, каша и приготовленные на пару мясо и рыба.

В меню обязательно фрукты, каша и приготовленные на пару мясо и рыба.

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

На складе гуманитарной помощи вещей столько, что администрация не успевает их выставлять. Каждый из нуждающихся может взять со стеллажей и вешалок необходимую обувь, одежду, предметы первой необходимости, спреи от клещей и комаров. Если вещи какое-то время остаются невостребованными, их меняют на другие, лежащие в мешках.

- Уже на второй день прибытия беженцев было собрано около 3,5 тысячи единиц вещей, - говорит Надежда Кочурова. - Сейчас сосчитать уже невозможно. У нас появились и детские кроватки, и игрушки.

Недостатка в вещах переселенцы не испытывают.

Недостатка в вещах переселенцы не испытывают.

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

Кирпичные трехэтажные здания кадетского корпуса выглядят настолько обжитыми, будто люди здесь живут уже давно. В комнатах на пять-шесть человек порядок, стоят кровати и тумбочки. На каждом этаже по два туалета и душ. Есть комната отдыха, где дети могут поиграть, а взрослые посмотреть новости.

Теперь этот корпус стал для сотни жителей Донецкой области новым домом.

Теперь этот корпус стал для сотни жителей Донецкой области новым домом.

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

- Это просто отдых, как в пионерском лагере, - говорят мамочки. - После нашего ада тут просто благодать. Комаров, правда, очень много и погода совсем не донецкая. А когда гуляли, видели, что земляника у вас еще не поспела. У нас же даже клубника уже отошла.

«Уехали при первой возможности»

- Берегите свое правительство, не позволяйте, чтобы негативные эмоции разорвали вашу страну, а то бежать потом будет некуда, - говорит молодая девушка Наталья. У нее сын и дочь - Алексия и Саша.

Наталья с мужем, детьми и родителями жила в селе Новоселовка Донецкой области. Там не стреляли, не бомбили, эхо близкой войны доходило до сельчан лишь по телевизору. Но страх за детей заставил Наталью собрать вещи и, оставив родных, уехать с насиженного места.

- Однажды мы увидели по телевизору соседского мальчика, который каким-то образом оказался в Пскове, - рассказывает Наталья. - Мы позвонили ему и узнали, что есть компания, которая занимается вывозом людей в Россию. При первой возможности уехала не раздумывая.

Автобус с беженцами со всей Донецкой области тронулся от Макеевки (пригород Донецка) и ехал по территории Украины около суток, хотя до границы совсем недалеко. Обходные пути, проселочные дороги, пережидание обстрелов и бомбежек и, наконец, граница, на которой стоят ополченцы ДНР. Прорвались!

- Пока ехали, встречали много вооруженных людей, но, к счастью, все они были из ДНР, - рассказывает Наталья. - Нам было очень страшно.

«Мама, тихо, тихо, кажись, стреляют»

Ирина и Оксана приехали из Артемовска, что в 70 километрах от Донецка. У Иры пятимесячная дочка и сын, у Оксаны один ребенок. Женщины вспоминают, как в родном городке им приходилось пережидать бомбежки в подвале.

- У нас в городе стоит воинская часть, бомбили и стреляли в основном по ней, - рассказывает Ирина, учительница английского языка. - По домам не попадало, но стекла выбивало. Однажды я забирала ребенка из садика, слышу - опять стреляют. В тот момент я поняла: пришла пора уезжать.

Малой ложится спать и говорит: «Мама, тихо-тихо, кажись, стреляют».

Малой ложится спать и говорит: «Мама, тихо-тихо, кажись, стреляют».

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

Узнав, что собирают автобус в Россию, Ира и Оксана две недели сидели на чемоданах и, когда уже отчаялись дождаться отъезда, им сообщили: «Пришел!» Полтора часа на сборы, трое суток в дороге и вот они в безопасности.

- В Донецке была жара под 35 градусов, - говорит Оксана. - Мы думали, и тут у вас тепло: взяли только майки, шорты… Спасибо пермякам, что собрали для нас столько теплой одежды.

- Когда мы ехали по Украине, проезжали множество блокпостов с вооруженными людьми, поэтому, когда уже въехали в Россию, боялись каждого поста ГАИ, - рассказывает Ирина. - А здесь на каком-то заводе постоянно бабахает (на другом берегу Камы находятся полигоны Пермского порохового завода. - Ред.) - у нас все внутри сжимается. Малой ложится спать и говорит: «Мама, тихо, тихо, кажись, стреляют».

Дети Иры и Оксаны уже привыкли к новой обстановке - много сверстников, игрушек. Мамы, чтобы не пугать малышей, объяснили: «Мы приехали отдыхать!» Теперь они ждут, когда поедут на экскурсию в город и зоопарк.

Связь с родными, что остались на Украине, постоянная, но разве скажут мужья своим женам правду?

- Говорят, что у них все отлично, но в голосе чувствуются нотки обреченности, - рассказывает Ира. - Смотрим новости, а потом нас истерика бьет.

«Увидев вертолет, дети жмутся к кустам»

- Только начала налаживаться жизнь: мы выучились, у нас появилась работа, детки… И вдруг все рухнуло в одночасье, - чуть не плачет Алена, приехавшая в Пермь с пятилетней дочкой Лизой из Краматорска. - У меня на Украине остались мама, папа, родной брат… Мы ждали до последнего, надеялись, что все наладится. А когда поняли, что этого не будет, все родственники мне сказали: «Алена, уезжай, это твой последний шанс». И как в воду глядели. Только мы уехали, в Краматорске начались ожесточенные бои. Мы постоянно звоним родным, они говорят, что город обстреливают из тяжелого орудия круглосуточно. Из 200 тысяч населения осталась только половина.

Алена с пятилетней Лизой

Алена с пятилетней Лизой

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

Алена рассказывает, что первое время в России, когда над беженцами пролетал очередной вертолет или истребитель, детки присаживались и жались к кустам.

- Очень тяжело смотреть на своих детей, когда по ночам они начинают плакать и вздрагивать от захлопнувшейся от сквозняка двери, - говорит Алена. - Не так страшно смотреть на сами военные действия, и не важно, что будет с тобой, когда у тебя есть ответственность за маленького человечка.

Конечно, все беженцы из Донецкой области мечтают, что все еще закончится миром, они приедут в свои дома, обнимут родных, вставят стекла в окна и заживут как раньше. Но внутренний голос подсказывает, что дорога назад закрыта и жизнь придется начинать заново.