Премия Рунета-2020
Пермь
+19°
Boom metrics
Досуг14 февраля 2014 9:44

Фильм «Золото» с Сергеем Безруковым в главных ролях снимали в Кунгуре

В саге об уральской золотой лихорадке, премьера которой состоялась в российских кинотеатрах, участие в съемках принимали обычные жители
Автор публикации Марина Шнайдер и актер Сергей Безруков.

Автор публикации Марина Шнайдер и актер Сергей Безруков.

Эпизоды фильма снимались в Кунгуре, Чусовом и других местах Пермского края.

В саге об уральской золотой лихорадке снимались обычные жители, в том числе автор этих строк.

- Мы долго не могли найти натуру для съемок, - рассказал режиссер Андрей Мармонтов. - И вдруг возникло слово Кунгур. Приехали, посмотрели и пришли в полный восторг. Архитектура подошла на сто процентов. Теперь всему отечественному кинематографу расскажем о чудесном городе Кунгуре.

В кунгурской городской администрации вы не найдете табличек и памятных знаков вроде: «Здесь в августе 2008 года проходили съемки художественного фильма Свердловской киностудии». Или «Стул, на котором отдыхал Сергей Безруков». Съемки шли всего два дня. Асфальт у городской управы засыпали крахмалом (понадобилось 12 тонн), чтобы снять зимнюю сцену. Участие в съемках принимали обычные жители.

Судебный пристав предъявляет семье Брагиных иск по карточным долгам пропавшего брата. Для расчетов - два месяца. Или Гордея как брата должника ждет арест и тюрьма. Выход один - бросить все и бежать.

Всех спасает золотая жила. Прииск быстро приносит богатство: теперь Гордей - золотопромышленник! Но новая беда - еще хуже: деньги! Их слишком много! Все хотят получить их…

По мотивам «Дикого счастья» Дмитрия Мамина-Сибиряка.

Режиссер - Андрей Мармонтов.

В ролях: Сергей Безруков, Михаил Пореченков, Андрей Мерзликин, Анна Герман, Ирина Скобцева, Алексей Шемес, Евгений Ганелин, Максим Шибаев, Анна Бобрышева, Евгений Белоногов.

Может, и Оскара вручите?

Токаря Валерия Лисина завербовали на улице. Возвращался с работы.

- Останавливают две девушки: «Не хотите в кино сняться?» Ага, отвечаю, может, сразу и «Оскара» вручите? Я сначала подумал, что программу «Розыгрыш» снимают. Потом убедился, что по-настоящему приглашают. Сам пришёл, да ещё двоих привёл. Один вообще из Ординского района приехал, на рынке мёдом торговать. А попал в кино.

Актёры массовых сцен – бессловесные скрепы (вот и пригодилось словечко) киноповествования. Руки, ноги, лица, спины, оттеняющие игру первого состава, заполняющие пустоты экрана, - та профессиональная грязь, на которую режиссёры мечут бисер актёрских дарований. Тех, кто в Кунгуре согласился стать грязью 6 – 7 августа 2008 года, набрался целый автобус.

Красота не вариант

В первое съёмочное утро ПАЗик румяного от волнения материала ожидает, когда вызовут на грим. Счастливцев, в основном это мужчины, они в России везде нарасхват, даже в массовых сценах кинофильма о судьбах купеческих, ассистенты режиссёра уводят во двор городской администрации. Там, в естественных декорациях старинного особняка купцов Дубининых, планировалось отснять три сцены. Остальным приказано не покидать салона старенького автобуса.

- Вы можете в любой момент пригодиться!

Потенциально пригодные радостно заёрзали по сиденьям. К слову, большинство кандидатов на третьестепенные так весь день и провели в холодном салоне «Пазика». Чем доказали, что массовка – самый послушный винтик в механизме синематографа.

- Расстроились? Ничуть, мы оказались слишком красивы для этого фильма, - смеётся одна из кандидаток на роль горожанки XIX века.

Не то, чтобы наши уральские предшественницы были немиловидны. Но о макияже, коротких стрижках, мелировании волос и маникюре им было точно невдомёк.

Вам рубашечку поправить?

Те, кого утвердили на массовые сцены, оказались в фатальной близости от звёзд. Сергея Безрукова и «убойного» Жоры Любимова, актёра Евгения Ганелина.

Кунгурячке Нине Зиминой с ролью вообще повезло. Ей удалось не только оттенить своим присутствием игру Безрукова, но и помочь Ганелину.

- Обрядили меня крестьянкой, по сценарию о чём-то разговариваю с мужичком возле острога, где Жорочка Любимов, проигравшийся в пух и прах князёк, за решёткой бьётся. А мимо нас Серёженька со своим киношным сыном проходят. И так несколько дублей подряд. Гляжу, Ганелин за решёткой настолько в роль вжился, у него аж рубашка выбилась из штанов. Ну, когда перерыв объявили, я говорю: «Можно Вам поправить рубашечку?» Он не отказался.

Экая смелость у Нины от того, что она массовик со стажем. Фильмография бывшей обувщицы, а нынешнего страхового агента насчитывает три картины.

- Тридцать лет назад увидела в газете объявление «Требуется массовка для участия в фильме». Снимали «Один и без оружия». Я участвовала в параде. Впереди шла, несла транспарант. Потом на больничном месяц торчала, ноги застудила. В 2007 году греческий режиссёр Тео Ангелопулос снимал в Кунгуре сцены для фильма «Пыль времени». Опять в колонне шла, играли заключённых. А уж когда узнала, что в Кунгуре будет сниматься Сергей Безруков, поняла, что шанса оказаться с любимым актёром в одном фильме не упущу.

Приходил на сеновал

Шанс Нине Зиминой представился в первый съёмочный день.

- В перекурах в одном сарае сидели. Я даже Свердловскому телевидению, их съёмочная группа тоже в Кунгур приезжала, так и сказала, мол, была с Безруковым в сарае.

Близость к звезде так подействовала на кунгурячку Нину Зимину, что она в тот же вечер написала посвящение актёру. В стихах.

- На следующий день после съёмок еле прорвалась к Сергею, чтоб передать стихи. Мне показалось, что он смутился, но обещал, что обязательно прочтёт, - рдея от гордости, сообщила Нина.

Для съёмок в картине «Золото» (рабочее название «Дикое счастье») Сергей Витальевич Безруков (играет золотодобытчика Гордея Брагина) отрастил усы и бороду, чем немало смутил женский состав массовки. В стареньком картузе, потёртой жилетке и суконной рубахе кумир вызвал в дамских сердцах щемящие материнские чувства. И худенький, и росточком невелик, и глаза грустные.

И всё же, попасть в поле зрения Сергеевых глаз мечтали многие. Окна городской администрации пестрели хорошенькими девичьими лицами. Но красоту местных женщин не оценил режиссёр фильма Андрей Мармонтов: «Куда мне с ними в картину! Они ж никак не тянут на XIX век!». Сергей тоже предпочитал уединённость. Потому что каждый выход актёра из гримёрки или передвижного фургончика нагнетал в атмосфере ажиотаж. Актёр со всех сторон прирастал людьми и покорно позволял себя фиксировать на фотоаппараты. Время от времени за дверью актёрского убежища раздавался грустный перебор гитары , щемящий тембр выводил есенинские романсы. Но берёзы берёзами, а впереди был ещё один съёмочный день.

Уплыла селёдочка

Сцену на базаре снимали возле знаменитого Кунгурского Гостиного двора. Освободив площадку от зевак, из массовки отобрали несколько человек. В их числе автор этих строк. Нас, ряженых в простонародные костюмы, распределили по парам.

- Теперь вы, двое, идёте от камеры в дальний угол площадки. Мужчина хромает. Девушка его поддерживает!

Мы с напарником с азартом принялись ковылять в заданном направлении. Надеясь, что хотя бы наши спины снимают крупным планом.

- Стоп!

Уфф…

- Как вы думаете, мы им понравились? – тревожится напарник, когда мы возвращаемся к исходной позиции. Не знаю, как насчёт понравились, но хромал он натурально, и вис на мне вполне ощутимо.

- Ещё один дубль! – кричит помощник режиссёра.

- Может, усилить хромоту? – не унимается напарник.

- Без импровизаций. Идите, как шли, - отвергает сомнения помощник.

- Вот видите (это уже мне)! Я же говорил, что мы им понравились!

И мы снова ковыляем к горизонту. Судя по тому, что я уже еле волокла товарища, напарник всё же добавил артистизма.

В следующей сцене, у торговых рядов, я обзавелась мужем.

- Ваша задача, торговаться, вы пришли на рынок за покупками, поэтому не бойтесь перебирать снедь. А где селёдка??? – вдруг взревел помощник режиссёра.

Пока искали, куда уплыла селёдка, пока настраивали камеры, чтоб поймать картинку сверху, суженый не проронил ни слова. Он грустно разглядывал пирожки. Я была ему абсолютно не интересна. И когда раздалась команда «Мотор!», я, окончательно разуверившись в любви супружника, стала печально пересчитывать копеечки на ладони. А в это время за спиной прошёл Сергей Безруков…

Финальный кутеж

И вот решающая сцена. Катание на санях по крахмалу. С цыганами, красотками и бьющим через край шампанским. Знали бы эти кутежники, что местные купцы вытворяли в стенах особняка, вокруг которого колесили актёрские сани. Один из наследников Дубининых любил гостей заводить в тёмный подвал и оставлять наедине с медведем. А тут, всего и делов, что намусорили. 12 тонн крахмала возле городской администрации рассыпали. А потом его ливнем расквасило. А потом съёмочная группа уехала в Чусовой, где, по сценарию, планировалось спалить дом. А стены и асфальт кунгуряки отмывали из пожарных брандспойтов. И всё ж, при всей своей необузданности, российский кинематограф на не подвёл страхового агента Нину Зимину.

- В фильме «Один и без оружия» кунгурский парад вырезали. Поэтому я очень боялась, что и здесь можно не попасть в кадр. Но в рекламном ролике фильма «Золото» я себя увидела. Наконец, мечта исполнилась. Я хотела учиться на актрису, но мама не отпустила. А теперь режиссёры сами в Кунгур ездят.