Премия Рунета-2020
Пермь
+21°
Boom metrics
Досуг26 октября 2013 17:18

Как мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман выставку своей коллекции картин в Перми открывал

Он сам провел экскурсию, рассказал, почему хотел свой музей перевести в Пермь и чем наш город отличается от Екатеринбурга [фото, видео]

Фото: Ирина МОЛОКОТИНА

Наив, значит, что рисуют по наитию

На предварительный закрытый показ своей коллекции картин наивного искусства новый мэр Екатеринбурга опоздал на сорок минут и очень сильно извинялся. Приехал в Пермь Евгений Ройзман в джинсах, кроссовках и толстовке.

Фото: Ирина МОЛОКОТИНА

- Я на самом деле очень спешил, прошу меня извинить, теперь же я не могу гнать и нарушать правила дорожного движения, - обаятельно улыбался он заждавшимся журналистам. Приехал он в Пермь с неофициальным визитом. Пермь, по его словам, первый город, где проводится выставка его коллекции. В основном, это картинки художников из свердловских городов и весей.

Полина. 1970-ые. Художник А.А. Лысяков

Полина. 1970-ые. Художник А.А. Лысяков

- Другие города нескоро, думаю, увидят выставку, сейчас у меня не так много времени, поэтому приходится заниматься этим только в выходные, - говорил Ройзман. – В 2014-ом повезу выставку в Москву, в Российскую Академию художеств.

Фото: Ирина МОЛОКОТИНА

Выставка называется "Дело Ройзмана". На наивное искусство, говорит Ройзман, многие государственные музеи смотрят свысока, а в них – сердце народа, его энергия. Наивно – значит, по наитию. В этом и состоит суть «дела Ройзмана»: дать возможность увидеть своего зрителя этим картинам. Ведь чаще всего они заканчивают свой путь в деревенских печах или местных помойках, и самобытные художники остаются неизвестными.

Фото: Ирина МОЛОКОТИНА

Всего в частной коллекции Ройзмана около 1, 5 тысяч картин наивного искусства. В поисках за ними он объездил весь средний Урал. - Они находятся в хранилище. У меня несколько гаражных боксов, где сухо и тепло, где соблюдается нужная температура, - говорит Ройзман. Тонкая грань - где китч, а где искусство

На выставке представлены около пятидесяти работ. Самая дорогая называется «День железнодорожника». Ее Ройзману подарили. Она стоит пять тысяч долларов. Еще одну, тоже дорогую, Евгений Ройзман купил за 100 тысяч рублей, называется «Коричневая пуговка». Помните такую песенку? «…А пуговка не наша, не с нашего кармана И буквы не по-русски написаны на ней! К начальнику заставы бегут, бегут ребята. К начальнику заставы – скорей, скорей, скорей!»

На картинке изображено как пионеры поймали шпиона.

Но обычно картины наивных художников стоят недорого. И чаще их дарят. - Во многих деревеньках и небольших городах есть свои самобытные художники. Они почему-то начинают писать, в основном, на пенсии. Они не придерживаются унылых канонов, они не имеют специального образования. Но рисуют легко и просто, как велят душа и сердце.

"Очередь за молоком". Художник Павел Устюгов.

"Очередь за молоком". Художник Павел Устюгов.

Для журналистов Ройзман провел целую экскурсию по выставке, которая открылась в Музее советского наива, созданного Андреем и Надеждой Агишевыми.

Фото: Ирина МОЛОКОТИНА

- Наивом я занимаюсь давно. У меня началось с чего. В восьмидесятых годах я учился в университете и писал стихи. А в то время площадок особых не было. Это были квартиры или художников или поэтов. Все друг друга знали, город компактный, и мне начали дарить картины. Потом я их стал покупать. Я был во всех мастерских, знал художников лично. Я покупал картинки у живых художников. У нас несколько художников купили на эти деньги квартиры. У меня уже в 1995-ом было очень приличное собрание. Началось именно с этого, что я писал стихи и общался с художниками.

За каждой картиной – отдельная история.

- Если ты работаешь с художником, его надо опубликовать. Для художника, главное, чтобы его картины увидели. Сын Анны Ивановны Трофимовой отдал Евгению около 400 маминых рисунков, которые Ройзман опубликовал.

- На этой картине – Юра, один из пяти сыновей Анны Ивановны, - показывает Евгений Вадимович. - Отец у него вернулся с фронта и умер от ран. Сам Юра – единственный на весь Алапаевск стиляга. А где стиляге работать… На домне. И принялся Юра рисовать картинки. А что стиляге рисовать? Абстракции. За абстрации его решили вздрючить, и вызвали в КГБ: «Ну что, рисуешь, давай рисуй, еще немножечко порисуешь и мы тебя посадим». А рисовать Юре охота. А после КГБ – еще охота пуще. Приходит домой, чешет репу. Мама, Анна Ивановна, спрашивает: «Юрка, ты че?» Он рассказал. Сидят оба пригорюнившиеся у окна. Мама: «Знаешь, я, Юрка, придумала. Знаю че делать. …Тоже буду рисовать. Пусть нас двоих посадят». И Анна Ивановна Трофимова начала рисовать. Когда ее картины показывали во Франции в Париже, там за голову схватились, как такое может быть. Картины, по словам Ройзмана, проходят селекцию: здесь очень тонкая грань, где искусство, а где - мазня, китч. - Почему я называю их картинками, а не картинами? – ненадолго задумался Ройзман. – Картины – это совсем другое. Их надо показывать с серьезным лицом… А это именно веселые добрые картинки. Наив – это всегда позитив, они греют душу. Мы коллекционируем не картины, по большому счету, а человеческое тепло. На одних – тихий уютный женский крестьянский наив, на других – более жесткий, мужской.

Екатеринбург жестче, чем Пермь По словам Ройзмана, у него еще год назад созрела идея создать в Екатеринбурге музей наивного, или по другому, «ширше», - народного искусства, только вот негде пока.

- Помещений нет, как обычно. В 95-ом хотел открыть музей художников Екатеринбурга. Но не удалось. Когда в 99-ом открывал музей невьянской иконы, тоже не мог найти помещение и тогда я построил его. Потому что вдруг оказалось, что у города нет свободных зданий, и у области тоже. Поэтому музей художников до сих пор в хранилищах находится. Музей наивного искусства на подходе. - Но сейчас с этим проще, наверное, будет? - Не знаю. Несколько лет назад, кстати, у меня вообще была мысль музей невьянской иконы в Пермь вывезти, я разговаривал об этом с вашим бывшим губернатором Олегом Чиркуновым. Потому что у меня там не получалось. И сейчас у меня такие же события. Как обычно. Возбужденные уголовные дела, изъяты иконы, запрет на реставрацию. В России так бывает. Думаю, никто ничему уже не удивляется.

Иконы Ройзман начал собирать еще раньше, чем картины. Около 35 лет назад. У него - первый частный музей икон в России. Музей – бесплатный. Музей, по его словам отличается от коллекций тем, что это большая трата денег и тем, что экспонаты не можешь сформировать по личному вкусу. Иными словами коллекция – это удовольствие, музей – это работа.

- У меня есть несколько серьезных идей. Но сейчас же у меня совсем нет времени. Эту выставку – наива - реально можно прокатить по мировым столицам. Но ее серьезно нужно готовить, селекцию какую-то проводить. Посмотрю, как это будет выглядеть в Москве. Я сейчас хожу и понимаю, что бы я добавил, чего здесь не хватает. В любом городе туристы ищут музеи наивного искусства, потому что всегда эта тема яркая, интересная и позитивная. Можно ведь искусство воспринимать как отрасль экономики. Хороший пример – Бильбао, когда музей Гуггенхайма начинает поднимать экономику, привлекать поток туристов. Такое было, кстати, в Перми с музеем современного искусства. Можно как угодно относиться к Чиркунову и Гельману, но тогда Пермь звучала на всю страну.

- Пермь сильно отличается от Екатеринбурга? - Есть отличие Перми от Екатеринбурга. Алексей Иванов очень хорошо просчитал. Он сумел это системазировать. Но он это делал на примере Строгановых-Демидовых, я как историк к этому могу цепляться там и здесь, но в целом он поймал. Екатеринбург на подъеме. Он – жесткий город. С огромным потенциалом. Горнозаводская цивилизация дает знать свое. Пермь другая, здесь больше сельского хозяйства, здесь другой менталитет.

- Какой?

- Пермь...другая. Тем не менее – соседи, любим друг друга, в гости ездим. Пермь я хорошо знаю, у меня здесь куча знакомых, поэтому мне здесь комфортно. У нас и выговор одинаковый...

- Каковы черты уральского характера?

- Несгибаемость. Люди умеющие думать. Знающие себе цену. Не трусливые. - А в искусстве это проявляется? - Еще как! - Стихи продолжаете писать? - Пока не получается.

На выставку, кстати, поздравить Ройзмана заглянули Вениамин Смехов и Ингеборга Дапкунайте, приехавшие в Пермь на фестиваль "Текстура".

На выставку пришел Вениамин Смехов.

На выставку пришел Вениамин Смехов.

Фото: Марина СИЗОВА

Смотрите фотогалерею: Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман открыл выставку коллекций своих картин

Выставка откроется в воскресение, 27 октября, и продлится до 12 декабря. Время работы: со вторника по субботу, с 12:00 до 20:00. Вход свободный. ИЗ ДОСЬЕ «КП» Ройзман Евгений Вадимович, политик, основатель фонда «Город без наркотиков», поэт, директор музея «Невьянская икона», член Союза писателей и Российской академии художеств. Родился в 1962-ом году в Свердловске. Работал слесарем сборщиком на заводе «Уралмаш», учился на историческом факультете Уральского государственного университета. В 1981-ом году осужден на два году за кражу, мошенничество и ношение холодного оружия. В 1985-ом году закончил исторический факультет УрГУ. В 1997 году вышел первый сборник стихов Евгения Ройзмана. Сейчас у него несколько изданных книг. «Ройзман – поэт крупный, со своим голосом» - пишет о Ройзмане в предисловии к одному из сборников его стихов другой известный поэт Дмитрий Быков. В 1999-ом году вместе с друзьями Ройзман создал общественную организацию, которая принесла им славу на всю страну – «Фонд город без наркотиков». Среди основателей были бывшие члены «уралмашевской» преступной группировкой. Из-за этого интерес к фонду был еще больше. Федеральные СМИ с восторгом писали об уникальном уральском эксперименте: братки сами взялись выбивать «дурь» из города. Фондовцы совместно с сотрудниками милиции проводили рейды по наркоторговцам и наркопритонам. Сотрудники фонда собирали информацию, которая поступала к ним на пейджер, находили закупщиков из добровольцев-активистов, или бывших наркоманов, которые шли на сотрудничество. Даже предоставляли милиции свои машины, а после выступали понятыми и свидетелями в суде. Фондовцы организовали первый в России реабилитационный центр для наркоманов. Родители сдавали туда своих детей, считая, что это единственная надежда на спасение. Только в «Городе без наркотиков» соглашались брать на реабилитацию пациентов без их согласия. В 2003 году – реабилитационный центр «Города без наркотиков» штурмует СОБР. Президент фонда Евгений Ройзман задержан, вскоре отпущен. Против сотрудников фонда возбуждаются уголовные дела: незаконное удержание пациентов, пытки, избиения, убийства. Двое фондовцев осуждены за убийство реабилитантов. С 2003 по 2007 год – Евгений Ройзман депутат Государственной Думы от Орджоникидзевского округа Свердловской области. Работал в комиссии при Правительстве по противодействию наркотикам. Выступал за ужесточение санкций против наркоторговцев, сторонник принудительного лечения алкоголизма и наркомании. В 2007 году Ройзман вступил в партию «Справедливая Россия». Вскоре был выдвинут первым номером одного из списков этой партии по Свердловской области на выборах в Государственную Думу, но через 10 дней его кандидатуру сняли. 2012 год. Новый скандал вокруг фонда «Город без наркотиков». После гибели от менингита одной из пациенток женского реабилитационного центра в фонде начались проверки. Сейчас против сотрудников «Фонда» возбуждены новые уголовные дела о незаконном удержании наркоманов. С сентября 2013-го – Евгений Ройзман стал мэром Екатеринбурга.

Выставка откроется в воскресение, 27 октября, и продлится до 12 декабря. Время работы: со вторника по субботу, с 12:00 до 20:00. Вход свободный.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Ройзман Евгений Вадимович, политик, основатель фонда «Город без наркотиков», поэт, директор музея «Невьянская икона», член Союза писателей и Российской академии художеств.

Родился в 1962-ом году в Свердловске.

Работал слесарем сборщиком на заводе «Уралмаш», учился на историческом факультете Уральского государственного университета.

В 1981-ом году осужден на два году за кражу, мошенничество и ношение холодного оружия.

В 1985-ом году закончил исторический факультет УрГУ.

В 1997 году вышел первый сборник стихов Евгения Ройзмана. Сейчас у него несколько изданных книг. «Ройзман – поэт крупный, со своим голосом» - пишет о Ройзмане в предисловии к одному из сборников его стихов другой известный поэт Дмитрий Быков.

В 1999-ом году вместе с друзьями Ройзман создал общественную организацию, которая принесла им славу на всю страну – «Фонд город без наркотиков». Среди основателей были бывшие члены «уралмашевской» преступной группировкой. Из-за этого интерес к фонду был еще больше. Федеральные СМИ с восторгом писали об уникальном уральском эксперименте: братки сами взялись выбивать «дурь» из города. Фондовцы совместно с сотрудниками милиции проводили рейды по наркоторговцам и наркопритонам. Сотрудники фонда собирали информацию, которая поступала к ним на пейджер, находили закупщиков из добровольцев-активистов, или бывших наркоманов, которые шли на сотрудничество. Даже предоставляли милиции свои машины, а после выступали понятыми и свидетелями в суде. Фондовцы организовали первый в России реабилитационный центр для наркоманов. Родители сдавали туда своих детей, считая, что это единственная надежда на спасение. Только в «Городе без наркотиков» соглашались брать на реабилитацию пациентов без их согласия.

В 2003 году – реабилитационный центр «Города без наркотиков» штурмует СОБР. Президент фонда Евгений Ройзман задержан, вскоре отпущен. Против сотрудников фонда возбуждаются уголовные дела: незаконное удержание пациентов, пытки, избиения, убийства. Двое фондовцев осуждены за убийство реабилитантов.

С 2003 по 2007 год – Евгений Ройзман депутат Государственной Думы от Орджоникидзевского округа Свердловской области. Работал в комиссии при Правительстве по противодействию наркотикам. Выступал за ужесточение санкций против наркоторговцев, сторонник принудительного лечения алкоголизма и наркомании.

В 2007 году Ройзман вступил в партию «Справедливая Россия». Вскоре был выдвинут первым номером одного из списков этой партии по Свердловской области на выборах в Государственную Думу, но через 10 дней его кандидатуру сняли.

2012 год. Новый скандал вокруг фонда «Город без наркотиков». После гибели от менингита одной из пациенток женского реабилитационного центра в фонде начались проверки. Сейчас против сотрудников «Фонда» возбуждены новые уголовные дела о незаконном удержании наркоманов.

С сентября 2013-го – Евгений Ройзман стал мэром Екатеринбурга.

ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ ПЕРМИ!