Премия Рунета-2020
Пермь
+3°
Boom metrics
Общество20 июня 2013 11:55

За что уволили Гельмана и что теперь будет с «Белыми ночами»

Три главных вопроса об увольнении идеолога культурной революции в Перми [видео]

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

Во вторник мы встретились за чашкой кофе с Маратом Гельманом. Говорили в том числе и о том, как ему удается удержаться после ухода Олега Чиркунова. Гельман уверял, что губернаторы меняются, а красные человечки остаются.

А уже на следующий день - молния: Гельман уволен. Причем журналисты узнали новость быстрей, чем сам «виновник».

- Сейчас лечу в самолете, смотрю на Пермь и читаю в Интернете новости о том, что со мной расторгли договор, - сказал «КП» Марат Гельман.

Позже он написал в Твиттере: «Только что позвонил Гладнев (министр культуры Прикамья. - Ред.) и подтвердил факт увольнения. Министр культуры, закрывающий выставки, видимо, перепутал свою должность с ФСБ». И позже: «Раньше на Басаргина наезжали за то, что не увольнял Гельмана. Теперь будут наезжать за то, что уволил».

А мы задаем три главных вопроса об увольнении Гельмана.

1. Почему его уволили?

Сильной и взаимной любви между Гельманом и нынешним руководством края не было и в помине. Старались делать конструктивный вид. Народ требовал «Белых ночей» как главного летнего зрелища, потому встречались, обсуждали.

Доконала пермских чиновников выставка художника Василия Слонова «Welcome to Sochi 2014» в фестивальном городке «Белых ночей». Олимпийские кольца в виде виселиц и черепов, Чебурашка-монстр, Олимпийский Мишка с гениталиями пытается раздавить фигуристов... Гельман объяснял, что это «социальная сатира». Но чиновники даже не улыбнулись. Тем более на выставку они заглянули вместе с делегацией, которая привезла в Пермь огонь казанской универсиады. Шум поднялся до небес, на следующий день на двери павильона с олимпийской выставкой повесили амбарный замок, картины увезли в неизвестном направлении.

В пустующем павильоне Марат Гельман открыл выставку художниц из Израиля «Новый Барбизон». Кроме невинных зарисовок с натуры художницы выставили еще и плакат в поддержку Василия Слонова. Их тут же закрыли - как бы чего не вышло. А потом еще две выставки.

Но Гельман не сдавался и перевез запрещенные проекты в Музей современного искусства. Тут уж чиновникам ничего не оставалось, как уволить несговорчивого галериста.

2. Что будет с фестивалем «Белые ночи»?

«Белые ночи» следующим летом будут. По крайней мере губернатор поручил министру культуры подготовить предложения по организации «Белых ночей-2014», привлечь пермские творческие силы.

- Все то хорошее, что дал краю и городу фестиваль, что понравилось жителям, должно быть сохранено в будущем, - сказал губернатор и прошелся по Чебурашке: - Если карикатурный Чебурашка и другой креатив, что мы видели, это и есть тот культурный каркас, на котором Пермский край должен строить свое развитие, то мы стоим на разных позициях.

А люди, которые могут сделать перезагрузку «Белых ночей», по мнению Виктора Басаргина, в Перми есть.

3. Что будет с Музеем современного искусства PERMM?

Краевое министерство культуры сообщило, что в ближайшее время объявит конкурс на замещение вакантной должности директора Музея современного искусства. Впрочем, скоро здание музея закроют на долгую реконструкцию. Сотрудники музея сейчас в растерянности.

- Я точно уйду из музея, - сказала нам руководитель «Паблик арт программы» Музея современного искусства Наиля Аллахвердиева. - Но надо довести до конца проекты, ведь за ними стоят люди, и мы не можем их подвести. Если бы не это, мы все сегодня же написали бы заявления об увольнении.

Исполняющий обязанности директора пока не назначен. Что-то подсказывает, что в ближайшее время новых громких выставок ждать там не стоит.

ПРОЧИТАНО В ИНТЕРНЕТЕ

«Это же просто праздник для Перми»

После того как в СМИ появились сообщения об увольнении Марата Гельмана, в соцсетях стали появляться первые отклики.

Олег ЧИРКУНОВ, экс-губернатор Пермского края:

«Не нравится возня в Перми. Все те же люди пишут доносы. Все те же люди распускают слухи о скорых переменах. Некрасиво. Главное, держаться от этого подальше».

Николай НОВИЧКОВ, бывший министр культуры Пермского края:

«Если и. о. министра культуры Пермского края позволяет себе решать, кто будет директором музея PERMM, а кто - нет, то это либо мания величия, либо невменяемость. И то и другое грустно... З.ы. Мильграм, Протасевич, ваш покорный слуга, может быть, были не идеальными министрами культуры Пермского края, но каждый из нас никогда не забывал, что мы лишь слуги культуры, а не ее начальники. Жаль, что наш нынешний преемник не всегда это помнит и понимает. Дай ему Бог здоровья!»

Андрей АГИШЕВ, бизнесмен:

«О, Марата ушли. Я думал, он сам уйдет. Гельман писал, что его нельзя уволить, писал и верил в это. Гладнев же Гельмана не читал и не знал, что того уволить нельзя. И уволил».

Равиль ИСМАГИЛОВ, председатель правления пермской организации Союза художников России:

«Это же просто праздник для Перми. Наконец-то деньги пойдут на местную культуру, о которой большинство пермяков даже не знает. А у нас множество ансамблей, художников и прочих деятелей культуры, которые должны быть услышаны и увидены. Не надо нам этих мексиканцев - пускай люди в Мексику едут на них смотреть».

Виктор БАСАРГИН, губернатор Пермского края:

«Инициативы М. А. Гельмана в последние недели сводятся к привлечению к себе определенного вида внимания. Это очередные попытки «капитализировать» свое имя, в чем он, надо сказать, стабильно преуспевает. Получается, в нашей совместной работе разошлись уже не только стратегии, но и цели. И тот факт, что в этих личных интересах используются площадка и мероприятия, которые в основном организованы и работают на бюджетные деньги, дает краевым и городским властям право не просто высказывать свое «фи» к происходящему, но и прибегнуть к более решительным шагам.

Ситуацию можно сравнить с отставкой тренера в крупном спортивном клубе - регион и спонсоры вкладываются в команду, а результат «не очень». Тогда дают шанс поработать на том же материале другому специалисту, и зачастую это дает эффект».

КСТАТИ

Взлеты и падения Марата Гельмана

1. Создание Музея современного искусства PERMM

В сентябре 2008 года в Перми открылась выставка «Русское бедное», которую курировал Марат Гельман. После успеха выставки губернатор Чиркунов пригласил галериста в Пермь. Гельман был назначен директором только что созданного Музея современного искусства PERMM. Он даже продал половину своей московской галереи, чтобы сосредоточиться на создании музея в Перми.

Уже в июле 2009 года представители профсоюза работников культуры Пермского края пожаловались тогдашнему президенту России Дмитрию Медведеву, что проекты Гельмана «растлевают молодежь и развращают общество».

Такого ажиотажа в Перми давно не было. А народ ходил в Музей современного искусства и водил туда гостей из других городов.

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

2. «Пермь - культурная столица Европы»

Чиркунов, Гельман и другие их товарищи решили сделать Пермь культурной столицей Европы. Все понимали, что это немыслимо. Но у больших начальников это была любимая забава. Народ возмущался, что на неосуществимую мечту тратятся бюджетные миллионы. Про одну деревянную букву «П» за десять бюджетных миллионов сколько говорили.

Революционеры уверяли общественность, что к нам повалят толпы туристов и это даст заметный экономический эффект. Однако волны туристов из Европы в Перми до сих пор не дождались.

После ухода Чиркунова революция пошла на спад, а с увольнением Гельмана революцию можно считать законченной.

Фото: Ирина МОЛОКОТИНА

3. Фестиваль «Белые ночи»

В этом году фестиваль проводится в третий раз. Пожалуй, его можно назвать самым успешным проектом культурных революционеров. Народ туда валит толпами и там реально весело и есть что посмотреть. Хотя финансирование из краевой и городской казны столь дорогостоящих гуляний не раз вызывало вопросы как у жителей, так и властных структур.

4. Арт-объекты

За время культурной революции в Перми появились красная «П», красные человечки, надкусанное яблоко, жук Скарабей, деревянная буква «П» у Перми II… Жители города их ненавидели с первого взгляда. Например, деревянную «П» художника Полисского уже несколько раз пытались поджечь.

Потом народ вроде смирился. А когда человечков увезли на ремонт, спрашивали, когда же вернутся? После ухода Чиркунова ни одного арт-объекта в Перми не появилось.

5. Пермский центр развития дизайна

В 2010 году Чиркунов создал Пермский центр развития дизайна. Возглавил его, конечно же, Марат Гельман. Предполагалось, что центр будет разрабатывать - бесплатно - дизайн продукции по заказу пермских бизнесменов и создавать для города фирменные фишки: таблички на остановках, навигацию в больницах и школах...

Самый яркий проект ПЦРД - дизайнерские остановки от Артемия Лебедева. Стоят они сейчас побитые и расписанные, никому до них дела нет. Больше эта странная структура ничем пермякам не запомнилась. Лишь парочкой скандалов по поводу того, как нелепо они расходуют бюджетные деньги (например, закупили дорогостоящее оборудование на бюджетные деньги, но оно не понадобилось и пылится на складе).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Марат Гельман: «Пермяки, которые ругали Гельмана, поняли, что не хотят возвращаться в непонятное провинциальное бытование» За день до увольнения ничего не подозревающий директор музея PERMM дал интервью «КП» (читайте далее).

Марат Гельман: «Пермяки, которые ругали Гельмана, поняли, что не хотят возвращаться в непонятное провинциальное бытование»

За день до увольнения ничего не подозревающий директор музея PERMM дал интервью «КП» (читайте далее).

После прокурорской проверки Марат Гельман намерен поставить вопрос о своей дальнейшей работе

Директора музея не устраивает цензура со стороны краевых властей

В Музее современного искусстваPERMM прокомментировали появившуюся в СМИ информацию о проверке прокуратуры. Сотрудники музея отметили, что цифры в публикациях значительно завышены и недостоверны (читать далее).

В Перми закрыли выставку «Добро пожаловать в Сочи-2014» по цензурным соображениям

Пару дней назад в фестивальном городке «Белые ночи в Перми» открылась выставка красноярского художника Василия Слонова «Welcome to Sochi 2014». На картинках в сатирической форме изображались олимпийские кольца в виде петель, мишка – символ олимпиады – топчущий фигуристов, другой мишка, скрывающий за доброй маской личину Иосифа Сталина, и далее в том же духе. (Читайте далее).

Выставки «Welcom! Sochi 2014» и «Новый Барбизон» открылись в музее PERMM без скандала

Сегодня в Культурном центре «Речник» (правое крыло музея PERMM) открылись сразу две запрещенные пермской цензурой выставки - «Welcom! Sochi 2014» Василия Слонова и «Новый Барбизон» пяти израильских художниц. Однако ажиотажа на открытии опальных экспозиций не наблюдалось: несколько журналистов и приближенные к выставкам люди бродили по тесному пространству бывшего отделения милиции. (Читать далее).

Марат Гельман: «Мы не лоббировали «Белые ночи»-2013, нас уговаривали» За день до увольнения ничего не подозревающий директор музея PERMM дал интервью «КП» (читать далее).

Марат Гельман: «Мы не лоббировали «Белые ночи»-2013, нас уговаривали»

За день до увольнения ничего не подозревающий директор музея PERMM дал интервью «КП» (читать далее).