Премия Рунета-2020
Пермь
+12°
Boom metrics
Общество11 апреля 2013 6:12

В Пермском крае построили «потемкинскую деревню» за 1 миллиард рублей

Чиновники переселили жителей проваливающихся под землю Березников в новенькие коттеджи, а потом выселили - там жить нельзя
Вот она, "потемкинская деревня" в чистом поле: ни детского смеха, ни окриков родителей, ни собачьего лая. Лишь ветер хозяйничает...

Вот она, "потемкинская деревня" в чистом поле: ни детского смеха, ни окриков родителей, ни собачьего лая. Лишь ветер хозяйничает...

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

Город-катастрофа

Есть в Пермском крае шахтерский городок Березники. Здесь родились режиссер Станислав Говорухин, «реальные пацаны» Алексей Базанов и Антон Богданов, окончил школу Борис Ельцин, а сейчас в местной колонии отбывает срок «пуська» Мария Алехина. Местечко, мягко говоря, не курортное. По городу, случается, вальсируют хлорные облака. Из-за местных химзаводов еще Константин Паустовский называл город «республикой химии на Каме». Но самая главная беда Березников - там земля уходит из-под ног. Буквально. За несколько лет - три огромных провала. Одно время даже думали: не эвакуировать ли весь город? Потом передумали. Решили осчастливить людей - переселить их из опасных зон в свежевыстроенный большой красивый квартал. Который местные жители теперь иначе как «потемкинской деревней» не называют. Потому что 89 домов сейчас стоят пустые. Все.

Кровожадная семейка

«Наш город растет не только вширь, но и вглубь», «У нас не надо рыть метро. Все уже прорыто» - шутить так стали после аварии в 2006 году, когда затопило рудник градообразующего предприятия «Уралкалий». В городе, который стоит прямо над шахтами, разверзлась земля. Появилась огроменная яма 320 на 440 метров глубиной 90 метров.

«Соберем деньги на ремонт провала, чтоб дальше не проваливался», - цитировали Остапа Бендера обалдевшие березниковцы, до конца еще не понимая размаха бедствия.

Шутки утихли, когда земля снова ушла из-под ног. А потом еще раз. Тогда первый провал прозвали «Большим братом», второй - «Малышом», третий - «Сестренкой-крохой». Целая семья, и, по худшим прогнозам ученых, в семействе может быть прибавление.

Мстительная «Сестренка» уже утащила в свое ненасытное жерло бульдозер с машинистом - он работал на засыпке провала. После его гибели верующие прошли по городу с крестным ходом под звон колоколов и молитвы: «Помоги нам, Господи! Исправи дело рук наших».

За несколько лет в Березниках образовались три провала. Это "Большой брат".

За несколько лет в Березниках образовались три провала. Это "Большой брат".

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

Из Березников за последние пять лет уехали 14 тысяч человек, напуганных провалами (сейчас население - 156 тысяч). Людей, которым ехать было некуда, из опасных зон надо было расселять, их дома - сносить. И до сих пор сносят, отчего зона расселения выглядит как после бомбежки.

Переселять хотели по двум схемам. Первая - у жильцов выкупались квартиры, а дальше они сами решали, что делать с этими деньгами. Против выкупа возражал Минрегион: а ну как пропьют люди все деньги? Или уедут из города - и кто тут работать будет? Поэтому решили строить новое жилье. В пригороде Березников для переселенцев экстренно возвели 89 двухэтажных домов. Из федерального и краевого бюджетов выделили на это благое дело миллиард с лишним.

- И дышится-то как легко! И смотрите, как красиво, - восхищались федеральные министры на смотринах (операция по спасению Березников курировалась на самом высоком уровне).

Это провал "Сестренка-кроха", который утянул в свое жерло погрузчик с водителем.

Это провал "Сестренка-кроха", который утянул в свое жерло погрузчик с водителем.

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

Коттеджи получились довольно гламурненькими. Однако местные к новостройкам «быстрого приготовления» отнеслись без особого восторга. Заселились лишь 53 семьи, перебравшись из муниципальных квартир - им терять было нечего. А собственников в «картонный городок» было не заманить. Не верили, что жилье будет приличным: строят наскоро, домики «картонно-карточные» каркасные, там стены можно было чуть ли не рукой проткнуть! И переезжать отказывались. Даже с риском провалиться рано или поздно сквозь землю вместе со своими прежними домами.

Как сироты спасли и выселили соседей

Итак, квартал построен, а жителей не хватает. 70 двухэтажных домиков стоят пустые! Вот незадача. И тут кому-то из чиновников пришла в голову светлая мысль - заселить туда бывших детдомовцев. Вот тебе и решение сиротских жилищных проблем, коих в регионе накопилось сполна.

Жильцы нового квартала схватились за головы: только еще Республики ШКИД по соседству не хватало! Разные, знаете ли, бывают сироты: вдруг красть начнут или пакостничать-безобразничать, боялись люди. Мало, что ли, и так вокруг колоний и осевшего здесь спецконтингента?..

Но если б не сироты, так бы и жили себе переселенцы, не зная, что дышат ядом.

Перед тем как заселить детдомовцев, провели экспертизу жилья - так полагается по закону. Тут-то и было объявлено, что жить в этих домах нельзя: концентрации формальдегида в коттеджах превышали допустимые нормы в 50 раз.

Роспотребнадзор озвучил: «яд» выделяли стройматериалы - минеральная вата, цементно-стружечные плиты и утеплители. Причем каждый материал, по мнению санитарных врачей, в отдельности соответствовал нормам, а в комплексе они давали превышение уровня формальдегида. Как это может быть?

Тогдашний губернатор Олег Чиркунов нашел такую позицию Роспотребнадзора странной: тогда любой строитель может предъявить иск к государству - он использовал сертифицированные материалы, а в доме жить нельзя. И заказал экспертизу другой экспертной организации, которая обнаружила, что уровень формальдегида превышен потому, что квартал... построен на болоте. А при повышенной влажности выделение формальдегида из стройматериалов усиливается.

Чиркунов опять ничего не понял. Ведь по такой логике в приморских городах, где влажность высокая, вообще ничего строить нельзя. В своем блоге он предположил: возможно, никакой особой опасности нет, просто у нас нормы по формальдегиду завышенные? Пообещал найти правду. Последняя запись в его блоге: «Скоро буду знать все про формальдегид». Но вскоре ушел в отставку и сокровенными знаниями так и не поделился.

Роспотребнадзор на нашу просьбу помочь разобраться во всей этой формальдегидной истории прислал официальный отказ, в чем его причины - остается только гадать.

«Скажите, а кровь-то у нас отравленная?»

Жители «ядовитых домов» поведали нам, что когда грянул гром, их всех скопом позвали в медпункт. Людей проверяли офтальмологи, кардиологи, неврологи, аллергологи, гастроэнтерологи, терапевты и педиатры. Взяли токсикологический анализ крови на формальдегид.

- Но о результатах ни слова, - обижаются люди. - Может быть, «Комсомолке» скажут, что у нас там нашли?

«Комсомолке» сказали. Цитируем ответ следственного комитета: «В крови взрослых и детей установлено наличие формальдегида в концентрациях, достоверно превышающих фоновый региональный уровень... что является маркером экспозиции и риска для здоровья». Конкретных цифр нет. Поди пойми, что значит «достоверно превышающих». Что интересно - страшных, смертельных болезней у переселенцев не нашли. То ли формальдегид наших людей не берет, то ли не успел еще этот хитрый яд оказать свое вредное действие. Но факт есть факт: здоровых людей из «ядовитых» коттеджей переселили в маневренный фонд. Живут они там на птичьих правах, потому что до сих пор нет заключения Роспотребнадзора о непригодности домов для проживания. То есть жилье у них как бы есть.

Со времени формальдегидного скандала прошло уже полтора года. Следственный комитет сообщил, что «по факту выполнения работ и оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей» (до двух лет лишения свободы), возбуждено уголовное дело. Основные версии - некачественные строительные материалы и нарушение технологии строительства.

Но как могли строители нарушить технологии? Строили формальдегидную «потемкинскую деревню» всей Россией. Подрядчиков собрали с Вологды, Переславля-Залесского, Ростовской, Смоленской областей... Разные застройщики, и закупали они строительные материалы у разных поставщиков. Они что, сговорились?

- Право же, тогда какой-то страшноватый вывод напрашивается,- рассуждают березниковцы. - Или вся Россия формальдегидная? Или на той стройке кому-то думалось, что из-за цейтнота дома примут в любом случае без особых придирок?

Я позвонила в Вологду, на завод стройматериалов - один из подрядчиков строительства в Березниках.

- Заводу 65 лет, он строит дома по всей России, и никто на повышенный уровень формальдегида не жаловался, - ответил адвокат предприятия Павел Свинин. - Мы готовы убрать весь формальдегид в построенных нами домах (21 коттедж из 89. - Ред.).

- Неужели это так легко исправить? - я не верю своим ушам.

- Цена вопроса не так высока, как наша репутация. Достаточно наладить вентиляцию, поставить фотокатализаторы (они абсорбируют вредный газ) - и никакого формальдегида там вообще не будет! Мы обращались с таким предложением к властям города, но они почему-то отказались.

…И все же почему домики оказались «ядовитыми»? Контролировало строительство коттеджей Управление капитального строительства Пермского края. Как они, интересно, принимали результаты работы?

- Выводы будут сделаны после окончания следственных мероприятий, - краток глава краевого департамента информполитики Андрей Каменских.

- На чьи деньги переселяли людей?

- Всего на переселение было потрачено 2,3 миллиарда рублей из федерального и краевого бюджетов (из них больше миллиарда - на строительство нового микрорайона). Всю эту сумму возместило бюджетам ОАО «Уралкалий».

Возмещало деньги «Уралкалий» со скрежетом, конечно. Расследование показало, что предприятие не безобразничало, технологий добычи калия не нарушало. Главная причина аварии на руднике - редкая природная геологическая аномалия. Если совсем просто объяснять: обычно над слоем калиевой соли есть глина. А тут ее не было. Была другая порода - водорастворимая. Земля без нерастворимой «глиняной подушки» много лет постепенно «промокала», проседала, пока не провалилась окончательно.

И вдруг через несколько лет Ростехнадзор по поручению правительства провел новое расследование. Итог: аномалия имеет место, но недропользователь тоже при делах. Ведь они копали? Копали. Значит, тоже виноваты. И «Уралкалию» пришлось раскошелиться.

В Березниках к своему градообразующему предприятию, кстати, относятся по-разному. Одни гордятся: «Уралкалий» выпускает 20 процентов мирового объема калийных удобрений. Другие ворчат, читая в интернете светскую хронику про «своих». Как, например, громко разводился и делил имущество с женой в Швейцарии Дмитрий Рыболовлев (владелец «Уралкалия» до 2010 года). Как он же купил и особняк американского миллиардера Дональда Трампа в Палм-Бич, и поместье кинозвезды Уилла Смита на Гавайях, и для дочки - самую дорогую квартиру в Нью-Йорке. И какой же миллиардер без футбольного клуба. «Монако» - его. А сейчас на березниковских кухнях сплетничают про Сулеймана Керимова, нынешнего владельца «Уралкалия», у которого, получается, что два уже клуба - махачкалинский «Анжи» и пермский «Амкар» (его спонсирует «Уралкалий»).

Марину чиновники сначала переселили из аварийной зоны. А потом еще раз - из "ядовитого" городка в маневренный фонд.

Марину чиновники сначала переселили из аварийной зоны. А потом еще раз - из "ядовитого" городка в маневренный фонд.

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

Городок - под бульдозер, миллиард - на ветер?

В день нашего приезда коттеджный поселок накрыл снежный саван. Весенняя метель бесилась без продыху, ветер посыпал белой пылью одиноко торчащие фонари и скамейки, наметал огромные сугробы на крылечки молчаливых двухэтажных домов-близнецов. Ни детского смеха, ни родительских возгласов, ни собачьего лая. Бескрайнее снежное поле, усеянное совершенно новехонькими двухэтажными коттеджами «под ключ» - вешай занавески и живи. И что теперь? Миллиард - на ветер?

- Вот когда будет принято решение, что делать с домами, тогда мы поговорим про «ветер», - говорит глава Березников Сергей Дьяков. - Если в них нельзя постоянно жить, можно сдавать под коммерческие офисы. Или заселять туда вахтовиков. Как временное жилье коттеджи вполне пригодны.

Чиновники подсчитали: надо переселить еще больше десяти тысяч человек. На новое жилье нужно еще 7,6 миллиарда рублей. А строить в Березниках уже никто не решается...

Как мы измерили уровень формальдегида в редакции «Комсомолки»

Евгения ЯНОВА

Одна из главных коллизий в истории с формальдегидом - а может, его уровень превышен не только в коттеджах-скороспелках? После скандала в Березниках Олег Чиркунов написал в блоге, что взяли пробы на формальдегид в зале заседаний - норма была превышена в 10 раз.

Мы решили измерить уровень формальдегида… ну хотя бы в редакции пермской «Комсомолки».

Нашли в Интернете фирму, и на следующий день к нам приехал сотрудник с большим «пылесосом». «Насобирал» в него 30 литров редакционного воздуха. Воздух прошел через колбочку с раствором, которую и увезли исследовать на формальдегид. Проба стоит 500 рублей.

Анализ был готов на следующий день. По нормативам формальдегида должно быть не более 0,035 мг/м³. В редакции все в норме - 0,023 мг/м³.

- Совсем отсутствовать формальдегид не может, - объяснял нам специалист. - Он используется при производстве ламината, линолеума, стеновых панелей, потолочной плитки. Вся мебель из ДСП тоже его содержит. Не покупайте то, что уже сразу имеет неприятный химический запах, и спрашивайте сертификаты на соответствие ГОСТу.

КСТАТИ

Куда обращаться, если в квартире химический запах?

Отдел коммунальной гигиены Роспотребнадзора - тел. (342) 239-33-81

----------------------

*Формальдегид - токсичный, бесцветный газ с резким запахом. Используется в косметике как консервант (лаки для ногтей, дезодоранты), лесной, мебельной промышленности, компонент ДСП и пластмасс (используется для получения формальдегидной смолы, которая входит в состав строительных и отделочных материалов, пропитки древесно-стружечных плит, приготовления синтетических клеев). В больших концентрациях опасен для человека. Симпотомы отравления - воспаленные глаза, нос и горло, головная боль, депрессия и тошнота. Вызывает расстройство нервной системы, аллергию, злокачественные опухоли, лейкемию и мутационные изменения.