Премия Рунета-2020
Пермь
+12°
Boom metrics
Общество23 мая 2012 14:10

Один день в колонии для убийц, маньяков и террористов, которая находится в Пермском крае

Корреспондент «КП» побывала на экскурсии в знаменитой колонии «Белый лебедь», куда впервые пустили законопослушных пермяков [фото+видео]
Существует несколько версий, почему колонию называют "Белый лебедь".

Существует несколько версий, почему колонию называют "Белый лебедь".

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

Вы когда-нибудь думали о том, чтобы своими глазами увидеть колонию, в которой содержатся самые отпетые преступники - террористы, маньяки, убийцы? Узнать, чем их кормят, разрешают ли общаться с родными? В чем смысл жизни тех, кто приговорен всю жизнь видеть «небо в клеточку?».

Экскурсию в знаменитую колонию «Белый лебедь» в Соликамске устроил ГУФСИН по Пермскому краю. Поехать туда смогли пермяки, победившие в специальном конкурсе управления. Удивительно, но желающих попасть за решетку в качестве туриста оказалось немало - больше 2000 участников. Но победили лишь трое: Ольга Жуланова, Вероника Бурдина и Илья Разживин.

- А когда еще представится такая возможность, - говорит победительница Вероника. - Да когда мои одногруппники узнали, куда я еду, хотели выкупить у меня эту экскурсию!

Вместе с победителями отправились посмотреть на будни пожизненно заключенных и журналисты.

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ «ВОРОВ В ЗАКОНЕ»

Колония «Белый лебедь», как ее прозвали в народе, находится практически в центре Соликамска. Вокруг ездят машины, живут люди, гуляют дети. А за высоким забором с колючей проволокой и решетками на окнах сидят те, кто уже никогда не увидит свободы. Убийцы, маньяки, террористы… На счету каждого серии страшных преступлений. 278 человек сидят здесь пожизненно.

Почему «Белый лебедь»? Легенды ходят разные.

Колонией для пожизненно заключенных «Белый лебедь» стал в 1999 году. А изначально тюрьма была создана для криминальных авторитетов - «воров в законе». И чтобы развенчать миф об их тюремной неприкосновенности, зэков отправляли в Соликамск, где заставляли работать, мыть полы... Поэтому, когда заключенного отправляли сюда, о нем говорили: это его последняя лебединая песня.

Есть версия, что тюрьму назвали так из-за способа перемещения заключенных по территории: наклонившись вперед (практически на 90 градусов) с закинутыми за спину руками, то есть напоминает лебедя. Но теперь заключенных так уже не водят, просто в наручниках.

Хотя, как говорят сотрудники колонии, поза лебедя была гораздо безопасней - так труднее вырваться или порвать наручники. А такие случаи были. К примеру, одному заключенному на запястья цепляют сразу по 2-3 пары наручников. Одну он с легкостью может порвать.

Коридор колонии для пожизненно осужденных.

Коридор колонии для пожизненно осужденных.

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

СКЛОНЕН К ПОБЕГУ, ВРАНЬЮ И ЖАЛОБАМ

В день экскурсии погода выдалась прекрасная - тепло, солнечно. Но как только проходишь КПП, воздух словно меняется. Вроде все то же самое, но возникает ощущение чего-то тяжелого, гнетущего.

Сначала нас завели в помещение, где сотрудники переодеваются и готовятся к службе. На стендах висят фотографии осужденных, все они разбиты на группы: склонны к написанию жалоб, к вранью, к побегу…

С первого взгляда все лица на фотографиях кажутся одинаковыми: выбритые головы, осунувшиеся лица, черная роба. Только вглядевшись, понимаешь: этот совсем уже старик, а у другого лицо как у юного мальчишки.

- Самому пожилому заключенному - 74 года. Это рецидивист, который выйдя на свободу из очередной отсидки, встретился с дружками - такими же рецидивистами. Они выпили, поссорились, и он зарезал всех шестерых, - рассказал начальник отдела безопасности Андрей Швецов. - А самому молодому 23 - он скинхед.

Самые знаменитые «жители» колонии - депутат Законодательного Собрания Петербурга Юрий Шутов, которого приговорили за серию заказных убийств, покушения и похищения людей, террорист Салман Радуев, террорист Юсуф Крымшамхалов, который в 1999 году организовал серию терактов в Москве, тогда погибли 228 человек…

Мини-копия камер в "Белом лебеде".

Мини-копия камер в "Белом лебеде".

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

ЗЭКОВ КОРМЯТ ОЧЕНЬ ВКУСНО

Место, где живут убийцы, - трехэтажный корпус. Чтобы в него попасть, нужно пройти через несколько решетчатых дверей. Длинный коридор, по обе стороны - блоки с камерами. На стене досье с фотографиями - кто за что сидит.

- Это сделано, скорее, для сотрудников безопасности, - пояснил Андрей Швецов. – Чтобы они ни на секунду не забывали, с кем имеют дело и на что способны эти люди.

Карточки действительно страшные: «С особой жестокостью убил семью из четырех человек, в том числе одного младенца», «Изнасилование и убийства несовершеннолетних», «Совершил серию разбойных нападений, убил сокамерника» …

Специально для нас сотрудник отдела безопасности открывает смотровое окно (через него подают пищу) на тяжелой железной двери. От одного запаха становится дурно. Заключенные тут же соскакивают с мест и встают лицом к стене: ноги врозь, руки подняты кверху, ладонями наружу. В такой позе они замирают до тех пор, пока окно не захлопнется. Мы успели рассмотреть, что внутри камеры три койко-места, столик, полки, телевизор и туалет.

- Отсюда реально сбежать? - спросили у сотрудников гости.

- Нет, побегов просто не может быть, - говорят сотрудники колонии. - Однажды мы стали свидетелями того, как наш бывший заключенный, которого от нас перевели в колонию строгого режима (она рядом), рассказывал сокамерникам, что в «Белом лебеде» даже телефон иметь невозможно. Пожалуй, это лучшая оценка нашей работы.

Мы увидели и место, куда заключенных водят на прогулку. Это дворик, но совсем не такой, как показывают в фильмах. Это, скорее, та же камера - железная лавка, турник и брусья - все! Те же самые стены, тяжелая железная дверь, только вместо потолка натянута решетка. Отсюда не видно ни травы, ни деревьев. Гуляют заключенные по 1,5 часа два раза в день.

Длительные свидания сроком на три дня пожизненным разрешаются только после 10 лет отсидки. До этого - 2 свидания в год по 4 часа.

В колонии рассказывают, что деградация начинается уже после первых трех лет. Каждый день - день сурка. Заключенные сидят в камере по три человека. Кто ударяется в религию, кто в учебу. Один заключенный, к примеру, дистанционно получил высшее юридическое образование. Теперь он сам защищает свои интересы в суде и помогает другим.

Работа - одно из немногого, что разрешено, но выбор, где трудится, невелик. Одни, шьют, другие вырезают из дерева, третьи рисуют.

Работы заключенных продаются в магазинчике рядом с колонией. В основном это сувенирка - выстроганные из дерева лебеди с надписью «Соликамск», солонки из бересты, деревянные шкатулки, шахматы, нарды, картины…

За это они получают зарплату, в среднем по 10 тысяч рублей. Но первое, на что тратится заработанное, погашение своих исков родственникам погибших.

Заключительная часть экскурсии - обед. На первое нам принесли суп с лапшой и кусочками мяса.

- Это и есть баланда? – поинтересовались журналисты.

- Нет, заключенных мы кормим другой едой, - улыбнулись сотрудники.

- Да, для убийц и преступников - это, пожалуй, слишком вкусно, - отметили «туристы».

На второе подавали картошку с мясом, салат из капусты, компот и булочку. Наелись все так, что булочки пришлось заворачивать с собой.

И только к концу трапезы тайну — чем кормят заключенных - открыли – это была та самая пища, что едят сегодня на обед душегубы. Правда, исключая салат и булочку. А сразу не сказали сразу – чтобы не спугнуть нам аппетит.

Еще заключенные раз в неделю могут пообщаться с психологом. За время существования колонии их было трое. Первый, как нам рассказали, сошел с ума, второй, проработав пять лет, написал об этом книгу и сейчас преподает в Москве, третий работает до сих пор.

Именно психолог решает, кому и с кем сидеть всю оставшуюся жизнь. К примеру, террорист Салман Радуев отбывал наказание в одной камере с бывшим спецназовцем, хотя на свободе они были злейшими врагами. Здесь же, по совету психолога, вполне ужились вместе.

Раньше желающих поговорить с психологом было куда больше, но теперь почти в каждой камере есть телевизоры, которые можно смотреть 1,5 часа в день. Программу выбирает руководство колонии, в ней не должно быть сцен жестокости и насилия.

Примерно 70% осужденных все еще надеются освободиться. После 25 лет заключения они имеют право попросить об условно-досрочном освобождении.

СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ ИЗ КОЛОНИИ