Премия Рунета-2020
Пермь
+1°
Boom metrics
Общество23 апреля 2011 10:10

Во время гастролей Михаил Козаков заезжал в деревню Черную под Пермью, куда был эвакуирован в войну

Именно здесь Миша когда-то пошел в первый класс

Новость о смерти Михаила Козакова для жителей деревни Черной в Краснокамском районе Пермского края стало известием об уходе еще одного близкого человека. Великий актер не чужой для маленького селения: здесь он провел почти всю войну.

- В Черной вообще было много ленинградцев, - говорит Евгений Щукин, который сейчас живет на Украине. – У нас размещался детский лагерь Литфонда – дети писателей и поэтов. В числе ребят был и Миша. Моя мама Наталия Акиндиновна Шишкина – учительница. Она рассказывала, что Миша любил, вычитав что-либо из энциклопедии, задавать трудные вопросы учителям.

- Такой умный чернявый мальчишка был и совсем не хулиган, - вспоминает Надежда Петровна Мальцева, которая в то время работала в школе. – К нам приехал еще дошколенком, в первый класс пошел в Черной. Учился хорошо. Дружил с другими ребятами-ленинградцами. Он вместе с мамой приехал – она завучем у ребят из Литфонда была. Жили они у Шуры, школьной уборщицы, у которой муж на фронте служил.

Сам Михаил Козаков позже говорил, что именно в Черной он отпраздновал свое семилетие. Деревенский мальчик Толя тогда подарил ему глиняную копилку в виде домика – очень похожего на тот, в каком жили Миша с мамой. Первое выступление Козакова на сцене тоже было в Черной: в местном клубе Миша читал стихи про военный самолет, который крутится над головой. (Рассказ об этих двух эпизодах приводится в краеведческом сборнике «Город моей судьбы», в статье Петра Петерса).

Старожилы рассказывают, что эвакуация ленинградских детей была большим событием для деревни. Мальчишек и девчонок жалели, помогали. Поэтому даже после возвращения домой ребята не забывали Черную, которая приветливо их встретила и помогла пережить тяжелые годы.

- Когда школе 50 лет исполнилось, это в 1982 году было, на торжественный вечер приехало несколько ленинградцев, - говорит уроженка Черной Людмила Маслова. – Кто не смог, отправил послания. В том числе и от Михаила Козакова письмо пришло. Он тогда, по-моему, в Израиле жил и не смог приехать, чтобы со всеми встретиться. Зато Михаил побывал у нас в 2008 году, когда приезжал на гастроли в Пермь. Стояла осень – дождливая и очень грязная. Поэтому он по Черной не гулял, только на кладбище сходил и зашел в дом, где эвакуированных когда-то размещали. Сейчас там, конечно, совсем другие люди живут. Но это его воспоминания…

В 2010 году в школе деревни Черной открыли мемориальную доску, посвященную эвакуированным детям Литфонда, в числе которых был и Миша Козаков.

Миша Козаков - в центре (с опущенными глазами с белым воротничком). Фото 1942-43 года сделано заезжим шабашником-фотокором.

Миша Козаков - в центре (с опущенными глазами с белым воротничком). Фото 1942-43 года сделано заезжим шабашником-фотокором.