Boom metrics
Общество30 сентября 2010 12:23

Уголовное дело о крушении «Боинга» в Перми снова закрыли

Следователи во второй раз убедились в виновности погибшего пилота

Дело о катастрофе, в результате которой в 2008 году в Перми погибли 88 человек, вновь прекращено. В феврале 2010 года Следственный комитет при Прокуратуре России прекратил уголовное дело в связи со смертью главного подозреваемого - командира судна Родиона Медведева.

По официальной версии, причиной авиакатастрофы стала «потеря командиром судна пространственной ориентировки», а все потому, что в момент пилотирования он находился в состоянии легкого алкогольного опьянения.

Между тем авиационно-техническая экспертиза установила, что еще до вылета у самолета были две неисправности: сломанный автомат управления тяги двигателей и неработающая бортовая система предупреждения столкновений. Поэтому по жалобе родственников погибших в конце апреля 2010 года следствие возобновили, и материалы были направлены на новое рассмотрение. И что же?

- Я получил постановление о прекращении дела, - рассказал «Комсомолке» московский адвокат потерпевших Игорь Трунов. - Следствие вновь подтвердило, что виновен командир корабля, который был пьян, поэтому самолет и упал. Но мы считаем, что следствие было проведено неполно. Например, толком не допросили всех должностных лиц, которые готовили судно к полету, не проанализировали заключение авиационных экспертов. Поэтому мы будем обжаловать это решение!

Адвокат Трунов на своем сайте выложил текст постановления о прекращении дела. Вот цитаты:

«В ходе расследования установлено, что перед полетом КВС (командир воздушного судна. - Ред.) Медведев P. M. и другие члены экипажа прошли медицинский осмотр и признаны здоровыми…

Допрошенная фельдшер Логинова М. В. пояснила, что действительно проводила предполетный медицинский осмотр Медведева P. M. и других членов экипажа. Ни у одного из членов экипажа признаков алкогольного опьянения не было выявлено.

В процессе снижения и захода на посадку распределение обязанностей в экипаже по инициативе КВС изменялось неоднократно, при этом четких правильных указаний со стороны КВС не было. КВС на всем этапе захода на посадку был отвлечен переговорами с диспетчером и неадекватно оценивал развивающуюся на борту ситуацию. Однако, когда КВС вмешивался в управление, его действия штурвалом были очень резкими, несоразмерными и нехарактерными для нормального пилотирования. Кроме того, согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, КВС Медведев P. M. находился в состоянии легкого алкогольного опьянения.

Из анализа переговоров экипажа и визуализации последних минут полета следует, что на заключительном этапе полета второй пилот Аллабердин P. P. просил КВС взять управление на себя. На что тот ответил, что сделать этого не может. В этот же момент звучал сигнал, предупреждающий о превышении допустимого угла крена. При этом командир воздушного судна Медведев делает резкое движение штурвала влево, что добавляет угол кренения влево. Второй пилот сообщил командиру о неправильных его действиях и необходимости поворота штурвала, наоборот, вправо. Однако Медведев, находясь в состоянии алкогольного опьянения, и взяв управление самолетом на себя, не сориентировался в пространстве, отклонил штурвал влево в сторону увеличения крена, что в последующем и привело к заваливанию самолета на левое крыло с резким переводом в снижение. После чего предотвратить столкновение самолета с землей Медведев не смог. Таким образом, катастрофа произошла в результате его действий…

В соответствии с п. 2.4 Наставления по производству полетов гражданской авиации, п. 10.4 Руководства по организации летной работы в гражданской авиации и должностной инструкцией командира воздушного судна, вся ответственность за безопасность при взлете, в полете и при посадке лежит на командире воздушного судна…

Согласно заключению авиационно-технической экспертизы причиной катастрофы «Боинг-737-505 VP-BKO» 13 сентября 2008 г. в районе аэропорта «Большое Савино» (г. Пермь) явилась потеря пространственной ориентировки командиром воздушного судна Медведевым P. M., осуществлявшим активное пилотирование самолета на заключительном этапе полета, на фоне психически неуравновешенного состояния, которое было обусловлено наличием алкоголя в организме, и который своими действиями привел к перевороту самолета через левое крыло, его вводу в интенсивное снижение и столкновению с землей…»

Полный текст постановления о прекращении уголовного дела (взято с сайта trunov.com):

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении уголовного дела

г.Москва "06 " сентября 2010 г.

Старший следователь по особо важным делам первого отдела управления по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации государственный советник юстиции 3 класса Ущаповский Н.В., рассмотрев материалы уголовного дела № 201/374117-08, УСТАНОВИЛ:

Уголовное дело возбуждено 14.09.2008 заместителем руководителя Свердловского межрайонного следственного отдела на транспорте Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Салахиевым И.Н. по ч.З ст. 263 УК РФ, по факту катастрофы самолёта «Боинг-737-505», выполнявшего рейс Москва-Шереметьево - Пермь.

14.09.2008 уголовное дело изъято из производства заместителя руководителя Свердловского межрайонного следственного отдела на транспорте Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Салахиева И.Н. и передано мне для дальнейшего расследования. В этот же день создана следственная группа, руководство которой поручено мне.

27.02.2010 уголовное дело прекращено по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи со смертью подозреваемого.

21.04.2010 постановление о прекращении отменено руководителем Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и производство предварительного следствия возобновлено. Основанием для отмены явилась необходимость проведения дополнительных следственных действий и дачи правовой оценки действиям лиц, допустивших командира воздушного судна Медведева P.M. к управлению самолетом, а также действиям работников, осуществлявших предполетный медицинский осмотр Медведева P.M.

В ходе дополнительного следствия был проведен комплекс следственных действий, в том числе допрошены члены региональной квалификационной комиссии Архангельского УГАН МТ РФ, летчики, пилотировавшие в августе 2008 года потерпевший крушение самолет.

В результате предварительного следствия установлено следующее. 14.09.2008 в 05 часов 10 минут местного времени в г. Перми Пермского края на 1441 км транссибирской магистрали у железнодорожного перегона «Пермь-Бахаревка» потерпел катастрофу пассажирский самолет «Боинг-737-505», следовавший рейсом № СУ 821 «Москва-Шереметьево-Пермь». На борту воздушного судна находились 82 пассажира и 6 членов экипажа, которые погибли. Самолет «Боинг 737-505» принадлежал компании «PINEWATCH LIMITED». В соответствии с договором аренды, ЗАО «Аэрофлот-Норд» являлось арендатором воздушного судна. Страховое возмещение в размере 12 миллионов долларов США получил владелец самолета. Экспертными исследованиями установлено, что топливо самолета соответствовало показателям, установленным ГОСТ.

Согласно заключению судебной взрывотехнической экспертизы следует, что следов каких-либо взрывчатых веществ на месте происшествия и на фрагментах самолета не имелось.

В ходе расследования установлено, что диспетчерами диспетчерской службы аэродрома Большое Савино при работе с экипажем «Боинг 737-505» был допущен ряд незначительных отклонений в технологии радиообмена с экипажем, которые не находятся в прямой причинной связи с катастрофой. Данные отклонения свидетельствуют о недостаточной технологической дисциплине специалистов диспетчерской службы и недостатках в регламентирующих руководящих документах, что влечет применение дисциплинарных мер наказания и необходимости изменения нормативных Документов.

Таким образом, в действиях диспетчеров диспетчерской службы аэродрома Большое Савино отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ. В Министерство транспорта РФ было внесено представление об устранении выявленных нарушений, в результате чего были дополнены программы тренажерной подготовки диспетчеров УВД; приведены в соответствие местные технологии работы диспетчеров ОВД требованиям Типовых технологий диспетчеров и ФАЛ-128. Согласно заключению комплексной авиационно-технической судебной экспертизы перед вылетом самолет, потерпевший катастрофу, имел две неисправности: нефукционирующие автомат управления тяги двигателей TCAS (бортовая система предупреждения столкновений). В соответствии перечнем допустимых отказов авиакомпании «MEL» Руководства технической эксплуатации самолета «Боинг 737-505», данные неисправности являлись основанием прекращения полетов, а решение о вылете уполномочен принимать командир экипажа воздушного судна.

Метеорологические условия на аэродроме Пермь на момент катастрофы самолета Боинг-737-505 VP-BKO 13.09.2008 классифицируются как прост... Они не препятствовали благополучному завершению полета пилотировании самолета командиром воздушного судна (в дальнейшем Медведевым P.M.

При видимости на взлетно-посадочной полосе 10 км, слабом дожде нижней границе облачности 300 м, КВС, согласно своей подготовке, не дол.... был иметь затруднения при выполнении посадки в ручном режиме отключенных автопилоте и автомате тяги. Об этом также свидетельствует то, что в августе 2008 года на самолёте потерпевшем катастрофу и имевшем разнотяг двигателей КВС Медведева были выполнены 12 рейсов без каких- либо нарушений в технике пилотирования. Практически все посадки осуществлялись в ручном режиме.

Будучи допрошенными, летчики ЗАО «НОРДАВИА» (ранее ЗАО «Аэрофлот-Норд») Шостак В.М., Комаров В.А. и другие пояснили, что в полете на указанном самолете действительно на некоторых переходных режимах полета проявлялся разнотяг двигателей. Но об этом руководству эскадрильи не докладывалось, так как данный факт не расценивался как неисправность.

КВС Медведев P.M. и второй пилот Аллабердин P.P. были переучены и допущены к полетам на самолете «Боинг-737-505» в соответствии с Программой подготовки летного состава (в дальнейшем ППЛС), утвержденной Министерством транспорта РФ. Несмотря на то, что при подготовке и вводе в строй командира воздушного судна Медведева P.M. были допущены некоторые отклонения и нарушения от правил, однако они не могли явиться прямой причиной катастрофы.

Так, Медведев допущен к полетам в качестве КВС-стажера приказом от 28.12.2007 и ему была защитана подготовка на тренажере от 21.12.2007. Из чего следует, что формально было допущено нарушение в порядке допуска, однако, фактически, Медведев был допущен к полетам только после прохождения подготовки на тренажере и это обстоятельство не могло повлиять на качество профессиональной подготовки. Данное нарушение, связанное с прохождением документооборота и регулярностью заседаний комиссии региональной квалификационной комиссии, на профессиональную подготовку Медведева повлиять не могло.

При утверждении в должности командира воздушного судна Медведев P.M. не проходил командирские курсы. Однако это требование Программы подготовки летного состава гражданской авиации (ППЛС ГА-92) носит рекомендательный характер и не является нарушением.

При вводе в строй в качестве КВС Медведева не принято к сведению, что Медведев ранее не являлся пилотом 1 класса, а имел 2 класс. Однако, это в ППЛС имеет рекомендательный характер и не может быть признано нарушением при назначении его КВС.

К моменту выполнения контрольно-проверочного полета Медведевым, второй пилот в состав экипажа не был включен, что противоречит ППЛС ГА-92. Однако в ППЛС Боинг-737, также утвержденной в Минтрансе РФ сказано, что в авиакомпании действует раскрепленный метод формирования экипажей. Кроме того, ППЛС ГА-92 не учитывает особенностей подготовки пилотов самолетов с двумя членами экипажа. Это касается только особенности подготовки многочленных экипажей самолетов. Таким образом, данное нарушение ППЛС ГА-92, не являлось основанием в не включении Медведева P.M. в КВС и фактически не могло стать прямой причиной катастрофы самолета.

Данный вопрос был разъяснен экспертом Полтавцом В.А., который пояснил, что Медведев мог быть назначен КВС на воздушное судно иностранного производства. При назначении были допущены формальные нарушения, которые не являлись основанием для не включения Медведева в KBС и они не могли служить причиной случившейся катастрофы. ППЛС ГА-92 не отражает особенностей подготовки двучленных экипажей самолетов. Поэтому авиакомпании самостоятельно разрабатывали собственные ППЛС, которые впоследствии утверждались Министерством транспорта РФ. Также и ЗАО «Аэрофлот-Норд» разработана программа подготовки членов экипажа на Боинг-737, утвержденная в Министерстве транспорта РФ. В связи с этим в ППЛС ГА-92 и ППЛС Боинг-737 имеются некоторые несоответствия.

Таким образом, в действиях должностных лиц Региональной квалификационной комиссии Архангельского УГАН при утверждении на должность командиром воздушного судна Медведева P.M., отсутствуют признаки преступления, предусмотренные ст. 263 УК РФ.

В ходе расследования установлено, что перед полетом KBС Медведев P.M. и другие члены экипажа прошли медицинский осмотр и признаны здоровыми. В соответствии с должностной инструкцией фельдшер обязан проводить предполетный досмотр и выборочное тестирование на содержание в организме алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ.

Допрошенная фельдшер Логинова М.В. пояснила, что действительно проводила предполетный медицинский осмотр Медведева P.M. и других членов экипажа. Ни у одного из членов экипажа признаков алкогольного опьянения не было выявлено и дополнительные методики выявления наличия алкоголя в организме не применялись. О проведении осмотра и допуске к полету Медведева P.M. ею была внесена запись в журнал медицинских осмотров.

Из осмотра журнала медицинских осмотров установлено, что КВС Медведев P.M. действительно 13.09.2008 в 23 час. 37 мин. прошел медицинский осмотр и был допущен к полетам. Таким образом, в действиях фельдшера Логиновой М.В. отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ.

При заходе на посадку КВС Медведевым P.M. был допущен ряд нарушений п. 8.3.1 Руководства по производству полетов «Боинг 737» (в дальнейшем РПП). Так, анализ внутрикабинных переговоров показал, что занятый программированием экипаж подготовку к снижению не закончил, предпосадочную подготовку не проводил, контрольную карту "Перед снижением" не выполнил. В соответствии с требованием п. 7.6.2 НГШ ГА после изменения диспетчером схемы подхода, дополнительная предпосадочная подготовка после смены маршрута прибытия, экипажем не проводилась.

В нарушение РПП как при начале снижения, так и в дальнейшем, режимы полета одним из пилотов изменялись без предварительной информации другому члену экипажа, фактическое изменение режимов полета не озвучивалось.

Также, нарушая РПП, в процессе снижения и захода на посадку распределение обязанностей в экипаже по инициативе КВС изменялось неоднократно, при этом четких правильных указаний со стороны КВС не было. КВС на всем этапе захода на посадку был отвлечен переговорами с диспетчером и неадекватно оценивал развивающуюся на борту ситуацию. Однако, когда КВС вмешивался в управление, его действия штурвалом были очень резкими, несоразмерными и нехарактерными для нормального пилотирования. Кроме того, согласно заключению судебно-медицинской экспертизы КВС Медведев P.M. находился в состоянии легкого алкогольного опьянения.

Из анализа переговоров экипажа и визуализации последних минут полета следует, что на заключительном этапе полета второй пилот Аллабердин P.P. просил КВС взять управление на себя. На что тот ответил, что сделать этого не может. В этот же момент звучал сигнал, предупреждающий о превышении допустимого угла крена. При этом командир воздушного судна Медведев делает резкое движение штурвала влево, что добавляет угол кренения влево. Второй пилот сообщил командиру о неправильных его действиях и необходимости поворота штурвала наоборот вправо. Однако, Медведев, находясь в состоянии алкогольного опьянения, и взяв управление самолетом на себя, не сориентировался в пространстве, отклонил штурвал влево в сторону увеличения крена, что в последующем и привело к заваливанию самолета на левое крыло с резким переводом в снижение. После чего предотвратить столкновение самолета с землей Медведев не смог. Таким образом, катастрофа произошла в результате его действий. В соответствии с п. 2.4 Наставления по производству полетов гражданской авиации, п. 10.4 Руководства по организации летной работы в гражданской авиации и должностной инструкцией командира воздушного судна, вся ответственность за безопасность при взлете, в полете и при посадке лежит на командире воздушного судна. Кроме того, командир несет ответственность за безопасность полета, даже в случае передачи управления второму пилоту.

Согласно заключению авиационно-технической экспертизы причиной катастрофы Боинг-737-505 VP-BKO 13 сентября 2008 г. в районе аэропорта Большое Савино (г. Пермь) явилась потеря пространственной ориентировки командиром воздушного судна Медведевым P.M., осуществлявшим активное пилотирование самолета на заключительном этапе полета, на фоне психически неуравновешенного состояния, которое было обусловлено наличием алкоголя в организме, и который своими действиями привел к перевороту самолета через левое крыло, его вводу в интенсивное снижение и столкновению с землей.

Таким образом, командир воздушного судна Медведев P.M. своими действиями совершил нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна, в силу выполняемой им работы и занимаемой должности обязан был соблюдать эти правила, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц, т.е. преступление, предусмотренное, ч. 3 ст. 263 УК РФ. Однако, согласно заключению судебной медицинской экспертизы № 5550 от 20.10.2008 следует, что представленные на экспертизу останки трупа, обнаруженные на месте крушения самолета 14.09.2008 принадлежат Медведеву P.M. Причиной смерти Медведева P.M. явилась комбинированная травма с разрушением тела, возникшая при столкновении воздушного судна с препятствием (земной поверхностью), деформациях и механическом разрушении конструкций самолета, взаимных смещениях находящихся в самолете людей и окружающих предметов, в сочетании с последующим взрывом и пожаром.

При таких обстоятельствах, уголовное дело подлежит прекращению в связи со смертью подозреваемого Медведева P.M. Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 24, ст. 212 и 213 УПК РФ, ПОСТАНОВИЛ:

1. Прекратить уголовное дело № 201/374117-08 в отношении Медведева Родиона Михайловича, 21.11.1973 года рождения, уроженца г. Минеральные Воды Ставропольского края, гражданина РФ, ранее не судимого, по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи со смертью подозреваемого.

2. Вещественные доказательства, хранящиеся в Пермском ЛУВД на ЖВВТ уничтожить; вещественные доказательства - золотые изделия и денежные средства, принадлежность которых не установлена обратить в собственность государства и передать: золотые изделия в Гохран России, денежные средства - в Федеральное казначейство.

3. Копии настоящего постановления направить представителю Медведева P.M. - жене Медведевой Т.А. и потерпевшим по уголовному делу.

4. Разъяснить потерпевшим право на предъявление иска в порядке гражданского судопроизводства.

Настоящее постановление может быть обжаловано руководителю Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или Генеральному прокурору или в Басманный районный суд г. Москвы в порядке, установленном главой 16 УПК РФ. Старший следователь по ОВД H.B. Ущаповский

Копия настоящего постановления направлена « 07» 09 2010 г. потерпевшим, а также Генеральному прокурору Российской Федерации. Старший следователь по ОВД Н.В. Ущаповский