Премия Рунета-2020
Пермь
+9°
Boom metrics
Общество29 сентября 2009 14:15

«Пермь – это жалкий и холодный городишко, где мечтают о хорошей туалетной бумаге»

Книга американской писательницы Джины Ошнер наделала шуму в иностранных СМИ

Наш город опять словил информационный повод в иностранных СМИ. И снова в контексте культуры. Правда, нас теперь не сравнивают с Бильбао и не прочат судьбу Куритибы. Издание Guardian опубликовало рецензию на новую книгу американки Джины Ошнер «The Russian Dreambook of Colour and Flight» (вольно перевести можно как «Русская книга о цветных полетах во сне»), в которой основные события происходят в Перми. В городе без рюшечек и бантиков модных выставок, в самом таком кондовом постсоветском мрачноватом city.

За наводку на литературную новинку спасибо губернатору.

«В Guardian несколько статей подряд про первый роман молодой писательницы Gina Ochsner, - написал в своем блоге Олег Чиркунов. - Главная героиня работает в Пермском музее искусства, геологии и антропологии. А Пермь, как и все российские города, расположена в Сибири».

Похихикал губернатор над топографическим кретинизмом американцев, а мы почитали все рецензии Guardian, Bookmunch, Independent и нашли там немало других удивительных вещей. Не до смеха стало. Понаехавшим в Пермь культурным деятелям незачет, как говорится, вся их работа над образом нашего города как культурной столицы пошла насмарку. Недосмотрели.

Пока они разводят народ - с мягким знаком или без произносить название нашего города и на какой улице поставить символ Перми - букву П (росчерк дизайнерской мысли Артемия Лебедева), американская писательница Джина рубанула правду-матку. Да так, что никаким Гельманам сейчас не выбелить имидж Перми в глазах читающих англоязычных граждан. Вот почему.

Издание Guardian знакомит с местом событий книги: «Жалкий городишко, примечательный только тем, что географически он находится на границе Европы и Азии. А еще он пятый в списке самых холодных городов в России. Вот музей искусств, геологии и антропологии, где все экспонаты являются поддельными. Здесь работают три главных героя книги, разочарованные в жизни молодые люди: Юрий, ветеран чеченской войны, его подруга Зоя, с «пустыми глазами», которая мечтает о «престижной туалетной бумаге», тостере и ребенке, и Таня, мать которой исчезла в ГУЛАГе, мечтающая похудеть, чтобы работать в «Аэрофлоте» «с репутацией самой аварийной авиакомпании».

Продолжаем цитатами из Independent, где завязка сюжета выглядит как минимум очень круто: «В постсоветской Перми, в Сибири, герои книги живут в многоквартирном доме, в полной антисанитарии, с туалетом на улице. Кругом толпы безработных алкоголиков, а тем счастливчикам, кто имеет работу, никогда не платят».

«Во дворе дома, где живут герои, одна уборная обслуживает потребности всех. А владеет туалетом соседка Асад, беженка из Дагестана, которая пускает жильцов за несколько монет. Бездетная Асад живет со своим приемным сыном бандитом Виталием, который держит в страхе все улицы города, и с мужем-алкоголиком Мирчей, сломленным войной ветераном Афганистана. Однажды, Мирча прыгает с крыши. А так как «ничто не остается мертвым в России», он возвращается как мудрый призрак, чтобы пересмотреть эту пустую жизнь».

Внезапно в Перми появляются «американцы русского происхождения, которые предлагают деньги музею искусств». Внимание! «Сотруднице музея Тане нужно написать привлекательную презентацию пермского искусства и города в целом, чтобы приветствовать западных благодетелей, которые могут вытащить жителей Перми из их отчаянного положения. В рамках этого письма Таня сочиняет утопичную книгу «Мечты по истории искусства».

В сюжет книги впутан и наш брат журналист: «Ольга из местной газеты «Красная Звезда» делает ужасные военные репортажи и сообщает о появлении в Перми оборотней в ночных рубашках... и пишет о культурном столкновении между западными «благотворителями» и нуждающимися русскими».

В общем, Пелевин с Джиной Ошнер рядом не валялся, закрутила такой сюжет в бедной Перми, что мама не горюй. А Пастернак и вовсе должен снять шляпу - куда там его босоногим революционерам из Юрятина, чьим прототипом является Пермь, до американских фантазий.

Кстати, на самом деле писательница ни разу не была в Перми, как она призналась в одном из интервью, зато она умеет слушать чужие рассказы и даже была однажды в Питере. Видимо, этого достаточно, чтобы бытописать романы о России. А что, совпадения с нашей реальностью имеют место быть! В общем, закажем книжку по Интернету, прочитаем полностью. Тем более стоит томик немногим дороже, чем билет на «Русское бедное».