Звезды6 августа 2009 2:00

Пермь - зачарованная и околдованная

Этнофутуристический фестиваль «Камва-2009» уже в четвертый раз собрал гостей в Прикамье

«Камва» - это не просто фестиваль, это водоворот событий, слияние стихий. В четвертый раз Пермь принимает гостей, и в четвертый раз удивляет всех. Три кита нынешнего праздника - музыка, танец и мода. Поэтому программа - от старта до финиша - была многогранной и насыщенной. Иногда даже возникало чувство, что объелся этнокультурой. Но нет! Последействие возвышало. И мощней и ярче проступали все смыслы и понимание корней - куда надо идти, зачем, почему, и какое во всем этом здравое начало.

- Это живой фестиваль, - в один голос говорили все гости и участники. - Он притягивает и дает толчок вперед. Мало того, «Камва» объединила, примирила и взяла под крыло представителей самых различных направлений.

Кстати, финансовую поддержку фестивалю оказало министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций. А стоил фестиваль, сами понимаете, недешево.

Что же такое «Камва»?

Название фестиваля основывается на коми-пермяцкой легенде. Звучит она приблизительно так. Жил когда-то в племени высоких и ясноглазых людей сильный и смелый человек по имени Кам. Свет жизни исходил от него. И когда пришла к людям беда, Кам один принял ее на свои плечи. Знал, что лишь он сможет помочь своему племени. Сплел он из ивовых веток пояс и венок. Надел их Кам и стал медленно кружиться в пляске по земле. И в одном месте ветви его венка опустились вниз. «Здесь», - сказал Кам и сильно топнул ногой. И забил из-под земли чистый и светлый родник. От этого родника побежал ручей и притянул к себе другие воды. И стала река - огромная, сильная, волшебная. Видя такое чудо, люди вскричали: «Камва! Вода Кама!». Так пришла к людям река Кама, и жизнь возродилась. И ничто уже не нарушало ее.От этого и «плясали» организаторы фестиваля, дав ему в название слово, состоящее из двух коми-пермяцких корней: «кам» - человек, шаман, волшебник, кудесник, и «ва» - вода, одна из главных жизненных стихий. И в эту воду органично вливается не только финно-угорский народ, но и представители других этнических культур.

Волшество и Коловерть

Впервые - и именно на нынешнем фестивале - ярко проявили себя пермские живописцы. Арт-галерея «Марис» представила произведения трех наших художниц - Натальи Корчемкиной, Инны Роговой и Ольги Субботиной. Трио волшебниц, чьи работы объединяет единая пластика, по сути, открыло фестиваль, поскольку эта экспозиция стала его первым действом. В скульптурах и картинах отражена ментальность события. Традиции и дух Урала чувствуются во всем. Тут и мистика, и волшебство, и приворот, и ясновидение. В тишине галереи, казалось, звучит сам воздух, напитанный децибелами, исходящими от работ. Но «Волшество» - это лишь женская составляющая проекта. Его «инь». Вторая часть - «Коловерть» - «ян» - была представлена в арт-клубе «Урал», где выставили свои работы Михаил Павлюкевич, Владислав Дегтев, Вячеслав Коротаев, Алексей Балмасов, Вячеслав Смирнов, Анатолий Малиновский. Здесь сугубо мужской взгляд на тему. Ведь коловерть - это водоворот. А вода, как среда, как принцип зачатия и порождения, всегда интересовала художников.

Дорога в Пермский край

Фестиваль - это не только концертные программы, но и повод для серьезных разговоров. Поэтому были проложены тропинки и для бизнеса, и для туризма. Нынешний фестиваль отметился двумя очень важными для Прикамья событиями - форумом «Этническое многообразие Пермского края как объект туризма» и беседой за круглым столом «Формирование регионального зонтичного бренда». На первом участники обсудили новые этнографические экскурсионные туры по Прикамью, на втором - возможность создания экологической одежды и ее продвижения в Пермском крае и за его пределами.

Экоодежду представила на фестивале пермский дизайнер Елена Старикова. Но нужно для начала разобраться, что же это за зверь такой - экоодежда. А вот совсем и не зверь. Шкуры и меха исключаются. Экологическая одежда - это натуральные материалы - на растительной основе - с использованием только естественных красителей. Короче говоря, экоодежда не должна наносить вред окружающей среде. Экоодежда - это бережное отношение к себе, природе, труду, миру.

Этномода - это совершенно особое направление нынешнего фестиваля. Свои работы продемонстрировали молодые художники, модельеры, дизайнеры, творческие группы и предприятия легкой промышленности - словом, все те, кто находится у руля современной моды. И это впечатляло. Как заметила одна из участниц фестиваля Марина Вилисова, художник-модельер из Челябинска:

- Этот проект позволяет соединить традиции и современность. Сегодня мы уже уходим от гламура. Актуальна роскошная простота. И проект «Этномода» дает возможность молодежи выразить себя в этом направлении. Но тут, конечно, важно иметь чувство меры. Чтобы из этнического костюма не перейти в фольклорный - а народность в чистом виде современным поколением не приветствуется.

Поговорим на языке музыки

А что уж говорить о музыкантах, которых объединил фестиваль. Можно стократ перетирать отношения официальной Москвы и официального Киева, но лучше послушать и посмотреть на группу «Даха Браха». Украинские Dead Сan Dance - так их называют в Европе, а сами себя они позиционируют как этно-хаос - доказали: никаких национально-государственных противоречий нет. Бьют барабаны - и вперед к общению. По-украински я «не разумею», но слова, собственно, были и не нужны. Со сцены шла такая энергетика, что молоть языком было ни к чему.

Еще одна группа, которая доказала, что нет у музыки границ, это Kalashnikovband. Вот что сказал ее лидер Тимур Керимов:

- Миссия музыкантов не только дарить радость слушателям, но и постигать звуки как язык общения. Здесь мы научились понимать друг друга. Обменялись идеями, а это очень важно. В любом случае мы обогатили друг друга - все, кто выступал на фестивале.

Музыкальный продюсер, который представил Перми эти коллективы, - Александр Чепарухин оценил фестиваль по-гамбургскому счету:

- Я бывал на многих фестивалях. Этот очень неформален и очень глубок. Он очищен от ненужных примесей, которыми изобилуют многие современные культурные проекты.

Еще одна встреча, от которой до сих пор мурашки по коже, - ижевская певица Лади Мари - «в миру» Маша Корепанова. Певица ездит по удмуртским деревням и собирает песни. Мало того, что коллекционирует эти удивительные крези (напевы), она их воспроизводит потрясающим горловым звуком, которому можно научиться лишь у прямых народных исполнительниц.

- Каждым летом обязательно выезжаю в фольклорную экспедицию, - рассказывает Лади Мари. - Общаюсь с бабушками, все записываю. Бабушки ведь поют без тональности, для них это игра голосом, выражение настроения. Материал потом расшифровываю. Его необходимо многократно прослушать, воспринять, а только потом пытаться воспроизвести. Я - после многократных попыток - научилась. И теперь, как видите, неплохо пою.

Традиции, устремленные в будущее

Да, кстати, статус международного фестиваля «Камва» уже получил. Согласитесь, не дать это звание мероприятию, собирающему гостей со всего мира, нельзя. Наталья Шостина, директор этнофутуристического фестиваля «Камва», говорит:

- Главное сегодня, чтобы фестиваль являлся неотъемлемой частью культурной жизни Прикамья. В прошлом году нашим девизом было «Камва» - в каждый пермский дом». Нынче мы замахнулись и углубили суть - «Камва» должна стать шире и глубже. «Камва» должна попытаться стать брендом Пермского края.

А завершился фестиваль грандиозным действом в Хохловке. Праздник нового хлеба - так он назывался. Накануне синоптики обещали дождь. Но природа перетасовала файлы. Солнышко грело весь день. Музыка, живые песни, хороводы, игры, свежий хлеб - все это было до позднего вечера. И все причуды природы - под музыку. В общем, фестиваль «Камва» удался. И каждый вынес из него именно то, что он хотел. Кто-то - веру в язычество, кто-то - с точностью до наоборот. А кто-то - просто обрел надежду на лучшее. «Камва» - не просто символ, «Камва» - это жизнь.