- Бе-э-эз сиропа! - кричали вслед Константину Березовскому пермские мальчишки и девчонки в середине 60-х.
Режиссер лишь улыбался - после выхода ленты про второклассника и второгодника Ивана Семенова его узнавали и взрослые, и дети. Что уж говорить о ребятах, сыгравших главных персонажей!
- Вообще-то фильм должен был снимать другой режиссер, - говорит Константин Алексеевич. - Но он уехал. Думаю, просто испугался работать в условиях телевидения. Это на киностудии есть и аппаратура хорошая, и большие помещения для съемок. А на ТВ - ничего нет. Ну, а я только-только переехал в Пермь из Уфы. И мне поставили условие: мол, устроим редактором вашу жену, если возьметесь за фильм про Ивана Семенова.
К тому времени Березовский не один год проработал на телевидении в Свердловске и Уфе, снял множество передач и телеспектаклей для детей.
- Я прочитал сценарий, он мне очень понравился. И книга Льва Давыдычева - тоже. Меня очень трудно рассмешить - при чтении книг я обычно лишь улыбаюсь. А тут даже смеялся! Я согласился на съемки. Но поставил условие - дать зиму на подготовку детей.
500 кандидатов
Кастинг (тогда он именовался просто отбором) пытались пройти 500 ребят 2 - 4-х классов. Все очень хотели сниматься в кино! После первого тура осталось 180, после второго - 80. В начале занятий отсеялась еще половина: многим было тяжело ходить на репетиции четыре раза в неделю. Зато оставшиеся начали блистать еще до «Ивана Семенова» - школяров постоянно приглашали на детские и взрослые передачи.
С второстепенными героями определились довольно быстро, а вот актеров на главные роли - второгодника Ивана и его «буксира» Аделаиды - искали очень долго.
- По книге Семенов - это толстый рыжий мальчик с большими веснушками, - говорит режиссер. - Мы нашли такого в одной из пермских школ. Он даже был второгодником! Но вот актерских талантов у него не обнаружилось. Поэтому на роль утвердили Вову Воробья, хоть он и не был похож на описание Давыдычева. Та же ситуация - с Аделаидой. Была подходящая школьница - большая, даже с железным зубом. Но тоже абсолютно не артистка! А Лена Калашникова хоть по внешности подходила, но характер у нее был совсем не тот! Леночка - мягкая, интеллигентная. Представляете, каково ей было перевоплощаться в жесткую Аделаиду? Но все-таки она ее сыграла!
Три обеда подряд из-за брака пленки
Большинство сцен снимали в спортзале школы № 116, где выстроили настоящую квартиру с кухней и ванной. Учеников без физкультуры не оставили - стояла весна, и уроки просто перенесли на улицу.
- Детям-актерам полагалась зарплата - 5 рублей за один съемочный день, - рассказывает Константин Алексеевич. - Деньги на руки им не выдавали, а кормили на всю сумму. И это в то время, когда прилично пообедать можно было всего на рубль! Ребятам полагался завтрак, обед и полдник. Фрукты тогда, в 65-м году, было не достать. Но нашим мальчикам и девочкам давали и яблоки, и апельсины-мандарины. Их по блату выделяли через обком партии. Было и мороженое, и шоколад... У меня в шкафу лежала целая стопка плиток - в конце дня я выдавал их за отличную работу. Чаще всех шоколадки получал Володя Воробей. В итоге, когда мы снимали последние сцены, оказалось, что ему мал костюм. А фуражку и вовсе пришлось разрезать, иначе она не налезла бы на голову!
Массовку не только кормили, но и возили на разные экскурсии. А Вова Воробей (Иван Семенов) работал каждый день с утра до вечера.
- Как-то снимали сцену, где Володя с аппетитом уплетает бабушкин обед, - улыбается режиссер. - Он съел огромную тарелку супа, приступил ко второму... И тут оператор закричал: «Стоп! Брак пленки!» Вова принялся за вторую порцию - и снова брак. Нечего делать - пришлось ему в третий раз есть и первое, и второе, и третье! Помню, глаза были тоскливые-тоскливые, но он послушно хлебал! Конечно, Вова злился, что его постоянно заставляют повторять одно и то же. Даже прозвал операторов «пиратерами».
Награда и герои
В год выхода «Ивана Семенова» массовому советскому телевидению исполнилось всего десять лет. Никто еще толком не знал, что такое «художественный телефильм». Соответственно, создатели и актеры не могли и мечтать о высоких гонорарах киношников - они получали обычную зарплату.
- Мне после выхода фильма дали премию - 200 рублей, - говорит Константин Березовский. - Платить режиссерам по 6 - 8 тысяч рублей за фильм стали позже. Зато «Иван Семенов» стал лауреатом I Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов в Киеве. Помню, я был в Москве и смотрел трансляцию церемонии. Мне еще кто-то сказал: мол, среди претендентов есть замечательный фильм с очень длинным названием. Я промолчал, что это моя лента, но объявления итогов ждал с огромным нетерпением. И дождался!
Сегодня с бывшими школьниками-актерами режиссер почти не видится. Постоянно общается только с исполнителем главной роли Владимиром Воробьем, которого сейчас все знают как генерального директора Центра культуры им. Солдатова.
- Последний раз Вова звонил перед праздниками - спрашивал, сколько приглашений на елку оставить для моих внуков, - говорит Константин Алексеевич. - Так что без главной городской елки ребята не остались.
Cправка «КП»
Фильм «Три с половиной дня из жизни Ивана Семенова, второклассника и второгодника» (1966 г.) был снят на Пермской студии телевидения. В основу ленты легла юмористическая повесть Льва Давыдычева о перевоспитании двоечника и лентяя. Давыдычев сам написал сценарий. Картину сняли в кратчайшие сроки - за три месяца. Потратили всего 33 тысячи рублей - в несколько раз меньше, чем обычно требовалось московским студиям.
После «Ивана Семенова» Константин Березовский должен был снять еще один фильм - о приключениях Капризки. Сценарий был утвержден, дошколят на все роли отобрали, декорации изготовили. Казалось бы, снимай - не хочу! Но режиссеру четко и ясно сказали, что гонораром (а к тому времени он стал составлять 8 тысяч рублей) нужно будет поделиться с руководством. Березовский отказался - и съемки стали раз за разом откладывать. В итоге фильм так и не появился.