Премия Рунета-2020
Пермь
+24°
Boom metrics
Звезды9 сентября 2016 12:00

Константин Райкин: Моя самая любимая студентка - из Перми

Об этом режиссер рассказал на гастролях в нашем городе. А также наказал пермякам беречь Теодора Курентзиса
Константин Райкин

Константин Райкин

Фото: Ирина МОЛОКОТИНА

Московский театр «Сатирикон» привез в Прикамье три спектакля. Не антрепризные, когда на сцене два стула и стол, а полноценные спектакли со всеми костюмами и декорациями. Такие гастроли столичных театров в провинцию были обычными в советские времена. Сейчас эта традиция стала возобновляться благодаря проекту «Большие гастроли». В его рамках московские и питерские театры показывают свои спектакли, уже завоевавших зрительское признание, в разных городах России – от Владивостока до Калининграда. Пермь попала в этот проект впервые. И с дебютом нам повезло.

Накануне гастролей мы встретились с художественным руководителем театра «Сатирикон» Константином Райкиным.

- Мне приятно, что гастроли театра пройдут в вашем городе. Я здесь бывал не раз. Пермь – город, знаменитый своими культурными традициями. У вас замечательные театр оперы и балета, хореографическое училище, театр «У Моста» - это все составляющие культурной карты нашей страны. И у вас потрясающие зрители. Именно на Урале я в свое время осознал, что интересен зрителю сам по себе, а не только как обладатель знаменитой фамилии.

Я слежу за теми важными событиями, которые происходят в культурной жизни Перми. У вас здесь работает такой мощный режиссер как Курентзис, известный во всем мире. Берегите его.

- В гастрольной афише «Сатирикона» три названия. В Перми будут показаны трагедия Шекспира «Король Лир» и фарс Мольера «Лекарь поневоле». А в Кудымкаре – черная комедия МакДонаха «Однорукий из Спокэна». Чем вызван такой подбор репертуара?

- «Король Лир» - один из основных, ударных наших спектаклей. Он завоевал множество разных премий. Это такая веха в нашей истории. А «Лекарь поневоле» - последняя наша премьера, очень сатириконовский спектакль. Фарс на 12 человек мы играем втроем. Мгновенные перевоплощения – райкинское ноу-хау.

Играют три человека, а четыре их обслуживают, переодевают. В следующем спектакле – играет другая тройка. Все семеро – мои студенты, четверокурсники. Им еще учиться год, но мы их уже приняли в труппу, и они играют в Москве, на большой сцене. Вы знаете, в Москве очень снобистская публика. У москвичей самые тяжелые зады, их трудно поднять. Но у нас каждый спектакль завершается тем, что весь зал встает. Вот так эти детки играют. Кстати, самая моя любимая студентка – Аня Петрова – из Перми. В «Лекаре» она, правда, не играет, она занята в нашей предпоследней премьере – «Человек из ресторана». Это тот человек, которого не страшно хвалить. Она замечательная, очень талантливая артистка, а также пишет хорошие стихи, прозу и еще рисует.

Ну, и третий наш спектакль по МакДонаху. Его я считаю самым крупным драматургом из ныне живущих. И этого великого драматурга открыли именно в Перми. За одно это я благодарен вашему городу и театру «У Моста». Посмотрев «мостовские» спектакли, я стал читать МакДонаха и поставил уже 3-й спектакль по его пьесам. Он очень «русский» драматург. У меня такое ощущение, что под ирландскими именами он пишет про русских людей.

- В «Короле Лире» вы играете главную роль. Насколько тяжело пришлось вживаться в нее?

- Все шекспировские роли сжирают артистов. Они пожирают все, что у тебя есть, и им все мало. Ставил «Короля Лира» Юрий Бутусов, это лучший режиссер страны. Но он крайне трудный, он мучитель по природе. Вот я, например, добрый диктатор. Могу и голову артисту оторвать, но ласково. А Бутусов должен артиста довести до отчаяния и сам впасть в отчаяние – вот это для него нормальная рабочая атмосфера. Иногда хочется убить его, да так, чтобы умирал мучительной смертью. Но результат окупает все.

Вы сами все увидите. Чего у нас нельзя отнять – так это добросовестности. Талантливых людей много, а вот добросовестные – редкость. Ходят кругом толпы прохиндеев. Мы же все гастроли стараемся проводить не хуже, чем на стационаре.