Премия Рунета-2020
Пермь
+9°
Boom metrics
Происшествия9 июня 2016 16:17

"Во все тяжкие по-пермски": химик, который держал под кайфом пол-Европы, скрывается от Интерпола в Израиле

"Комсомолка" разыскала пермского мистера Вайта
Павел Кудрявцев в 2008-2010 возглавлял Пермскую торгово-промышленную палату.

Павел Кудрявцев в 2008-2010 возглавлял Пермскую торгово-промышленную палату.

Фото: архив "КП"

Пока весь мир с замиранием сердца следил, как законопослушный учитель химии Уолтер Вайт «варит» метамфетамин (сильнодействующий наркотик - прим. ред.) и становится воротилой криминального мира, в Перми события знаменитого сериала «Во все тяжкие» разворачивались в реальности.

Мы уже писали, что на пермском предприятии «Тривектр» в течение многих лет изготавливались прекурсоры синтетических наркотиков - БМК, которые после поставлялись в европейские нарколаборатории. Там после минимальной обработки, чуть ли не в домашних условиях, БМК превращался в амфетамин - «танцевальный» наркотик, аналог того, на продаже которого построил свою империю простой школьный учитель из сериала «Во все тяжкие».

Главные действующие лица пермской наркотической саги: 60-летний Павел Кудрявцев - ученый от бога, профессор-химик, за плечами уникальные научные разработки, патенты, уважение и признание (Кудрявцев возглавлял торгово-промышленную палату края). 35-летний Илья Кудрявцев - сын профессора, который пошел по стопам отца, закончил химфак. И 61-летний Александр Недугов - кандидат химических наук.

Бочки с прекурсорами хранились на складе возле Северного кладбища. Фото: Вячеслав Дегтярников.

Бочки с прекурсорами хранились на складе возле Северного кладбища. Фото: Вячеслав Дегтярников.

Последних двух на неделе суд отправил за решетку. Александр Недугов отправится в колонию строгого режима на 12 лет. Илья Кудрявцев проведет в колонии 17 лет.

- Мы обжаловали приговор, - рассказал нам адвокат Дмитрий Волегов. - Было очень много процессуальных нарушений. Начнем с того, что на территории России мой подзащитный не совершал никаких преступлений. Деятельность была легальной. 8 лет все проходило под контролем ФСКН, были постоянные проверки, в ходе которых не находили никаких нарушений.

Профессор Павел Кудрявцев сейчас объявлен в международный розыск. Следователи сообщили, что Интерпол включил его в «красный циркуляр», который обязывает полицию действовать без промедления и служит своеобразным международным приказом об аресте разыскиваемого лица.

Версия бывшего сотрудника ФСКН: «Это была золотоносная формула»

О деятельности пермских химиков рассказал нам Дмитрий Павлов, теперь уже бывший заместитель начальника следственного управления следственного департамента ФСКН России (с мая этого года в России ликвидирована служба наркоконтроля).

- По документам свою деятельность Павел Кудрявцев начал в 2002 году. Однако по накладным, которые мы изъяли на предприятии, массовые отправки товара шли с 2000 года. Под внимание органов он попал только в 2005 году.

Илья Кудрявцев вместе с отцом наладил сбыт продукции. Фото: предоставлено телекомпанией "РИФЕЙ-Пермь"

Илья Кудрявцев вместе с отцом наладил сбыт продукции. Фото: предоставлено телекомпанией "РИФЕЙ-Пермь"

По классическому рецепту прекурсоры изготавливают на основе этилового спирта. Этот способ весьма дорогой. Пермяки нашли способ получать БМК из дешевого бутилового спирта. По словам следователей, это была золотоносная формула.

Чтобы не вызывать подозрений, БМК, по словам следователя, сбывали небольшими партиями по 400-450 литров. Через фирмы-однодневки (в деле фигурирует 30 организаций, оформленных на алкоголиков и бомжей) товар переправляли из города в город, чтобы запутать следы сотрудников наркоконтроля. Оперативники организовывали слежку, но посредников было так много, что довести товар до конца почти никогда не удавалось. Преступникам удавалось вычислить «наружку» и оперативники теряли след. А на допросе водители говорили: «Меня попросили доехать до МКАДа и оставить машину там, больше я ничего не знаю». Товар перегружали на другой грузовик и растворялись в неизвестном направлении.

По накладным за килограмм БМК пермское предприятие получало 100 евро. После того, как товар переходил границу, его стоимость возрастала в 10 раз и с зарубежных покупателей пермские химики выручали уже по 1000 евро за килограмм.

«Я деньги авоськами таскал в ФСКН»

Павел Кудрявцев, с которым мы связались по телефону в Израиле, категорически заявляет: «Все это ложь - от первого до последнего слова». По словам ученого, все производство БМК велось под абсолютным контролем наркополицейских.

- Мы отгружали товар туда, куда они указывали, - говорит Павел Геннадьевич. - В Европу не было поставлено ни грамма. Только российским фирмам, только юридическим лицам и за безналичный расчет. У меня есть все документы, подтверждающие это. А деньги я авоськами таскал в ФСКН.

Александр Недугов(справа) отвечал за производственный процесс. Фото:предоставлено ИРК VETTA

Александр Недугов(справа) отвечал за производственный процесс. Фото:предоставлено ИРК VETTA

Кудрявцев говорит, что ни от кого не скрывается. Он работает в израильском университете. У него вышло 4 монографии и 40 статей. Его соавтор по нескольким научным работам академик Олег Фиговский уверен, что в деле о прекурсорах Павел Кудрявцев оказался в роли стрелочника. Об этом академик написал большую статью на сайте Нанотехнологического общества России.

- Делом Павла заинтересовался комиссар Европейского союза по правам человека, - рассказал нам Олег Фиговский по телефону.

- Больше всего меня беспокоит судьба сына, - говорит Павел Кудрявцев. - Его держали в одну камере с больным туберкулезом. И, главное, помочь ему я ничем не могу. Разве что внука взять к себе на лето.

В Перми Павел Кудрявцев был достаточно состоятельным человеком. В 2012 году профессор сам оценивал стоимость своего имущества в 1 миллион евро. Купил даже пароход. Но в Израиль Кудрявцев уехал практически разоренным, после банкротства.

- Я здесь жил на пособие для бедных, - говорит он. - И сейчас моя зарплата ниже, чем средняя по Израилю. Деньги все ушли на адвокатов. Но взяток я никому не давал – так и напишите!

Так кем же все-таки был Павел Кудрявцев? Наркобароном или приманкой ФСКН?

- Он не мог не понимать, что он делает и для чего, - считает мэр Екатеринбурга и известный борец с наркомафией Евгений Ройзман. - Если он работал для ФСКН, то это все оформлялось документально, и просто так отступиться наркоконтроль от него не мог. У него были кураторы, все серьезные разработки ФСКН задокументированы. Я думаю, что Кудрявцев оказывал какие-то услуги наркоконтролю, но в целом он работал на извлечение прибыли и совершенно четко понимал, что он делает.

Кстати, после начала расследования дела о прекурсорах ушли в отставку начальник краевого управления ФСКН Юрий Ганьжин и руководитель следственного управления ФСКН по Пермскому краю Александр Попов. Были уволены двое сотрудников ФСБ. А генерал-лейтенант, начальник управления по противодействию наркопреступности ФСКН России Василий Рогозин был освобожден от занимаемой должности. Следователи, которые вели дело семьи Кудрявцевых на протяжении 4 лет, сообщили нам также, что в клиенты к профессору можно было попасть только по рекомендации лиц определенного круга, в том числе – из силовых структур. По этим людям информацию передавали в военное следственное управление. Однако пока громких приговоров не было.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пермские химики, снабжавшие наркотиками всю Европу, отправились за решетку.

Один из организаторов все еще в международном розыске. (Подробнее)