Главную роль в фильме исполнил сербский актер Милан Марич. ФОТО: соцсети
Фильм Алексея Германа-младшего «Довлатов» – тайна за семью печатями. Кино снималось в Петербурге в условиях секретности. Журналистов на съемки особо не звали.
Но... «Комсомолка» первой выяснила, что роль писателя исполнил серб Милан Марич (это было загадкой вплоть до 2 сентября 2016 года). Нам же удалось узнать и некоторые любопытные детали одного из самых секретных российских кинопроектов. Источник на съемочной площадке по секрету рассказал нам несколько ярких эпизодах фильма. Мы готовы поделиться ими с вами. Разумеется, сохранив интригу.
Итак. Представляем вам топ-7 сцен. В фильме про себя Сергей Довлатов...
...Обсудит с Брежневым ввод войск в Африку
КИНО
В фильме «Довлатов» главный герой увидит несколько снов. В одном из них он встретится с Леонидом Брежневым. Писатель и генсек прокатятся на велосипедах. Берег моря, набережная... Романтика!
– Довлатов, стоит ли нам вводить войска в Африку? – невзначай спросит Брежнев.
– Думаю, пока нет. А зачем? – ответит собеседник.
– Хорошо. А в Южную Америку?
– Это перспективнее... Там все пьют «Пина коладу». И там жил Хемингуэй.
Генсек резко сменит тему.
– Сергей, я прочел пятнадцатый том вашего романа. Скажу честно: не очень-то он и глубокий. Я кое-что поправил – стало талантливее.
– Двадцатый том будет замечательным. Там будут американские горки, товарищ Брежнев, – пообещает Довлатов и...
Что будет после, оставим пока в секрете.
ЖИЗНЬ
Снился ли Сергею Довлатову Леонид Ильич на самом деле, доподлинно неизвестно. Может быть... В действительности же руководителей СССР писатель не жаловал. Вот отрывок из довлатовского «Марша одиноких».
«Дочка росла. Ее уже было видно из-за стула. Помню, она вернулась из детского сада. Не раздеваясь, спросила:
– Ты любишь Брежнева?
Я сказал:
– Любить можно тех, кого хорошо знаешь. Например, маму, бабушку. На худой конец – меня. Брежнева мы не знаем. Хотя часто видим его портреты. Возможно, он хороший человек. А может быть, и нет...».
…Притворится агентом КГБ
КИНО
В реальной жизни Довлатов имел общие дела со спекулянтами. В фильме писатель сменит амплуа.
– Книги любите? – поинтересуется у Довлатова один из фарцовщиков. – Есть Набоков. Редкая вещь, недоступная... Про запретную любовь с американской пионеркой. Был Солженицын. Сейчас нет.
– Ты новенький? Я тебя здесь еще не видел, – ответит Довлатов, выждав пазу и задвинув козырек кепки на глаза.
Фарцовщик намека не поймет.
– Может, все-таки Набокова? – продолжит упорствовать он.
Главный герой достанет из кармана маленькую электробритву и... дунет в нее. Та зашипит, словно рация. Фарцовщик испугается.
– Товарищ начальник, не надо меня задерживать, – взмолится он. – Я сам Солженицына не читал, клянусь. Но могу перечислить всех, кто его спрашивал!
– Идет. Подготовь мне список и передай завтра вечером. Все, давай. Я на мероприятии, – ответит Довлатов.
Фарцовщик убежит, а главный герой улыбнется.
ЖИЗНЬ
(В рассказе «Финские креповые носки» Сергей Довлатов описал, как он встречал в Ленинграде двух финок с товаром, запрещенным к продаже в СССР. В ту пору Сергей Донатович был бедным студентом, поэтому согласился принять участие в преступной схеме. На постоянной основе спекуляцией Довлатов не занимался. Этот случай – единичный.
«...Страшно волнуясь, я пошел навстречу двум женщинам. Они были похожи на крестьянок, с широкими загорелыми лицами. На женщинах были светлые плащи, элегантные туфли и яркие косынки. Каждая несла хозяйственную сумку, раздувшуюся вроде футбольного мяча. ... Подъехала машина. Я продиктовал адрес. Потом начал смотреть в окно. Не думал я, что среди прохожих такое количество милиционеров...»).
Съемки фильма проходили в Петербурге. ФОТО: соцсети
…Пересчитает мертвых детей в метро
КИНО
Довлатову поручат подготовить материал о «рабочем человеке и при этом поэте». Идеальной кандидатурой станет метростроевец Кузнецов. Брать интервью Довлатов будет на одной из шахт.
В самый разгар беседы между ними пробегут двое молодых рабочих. Кузнецов спросит, что случилось. Запыхавшийся парень ответит:
– Там дети мертвые... Я не могу...
Метростроевцы случайно наткнутся на глубокий подвал, во время войны переоборудованный под бомбоубежище. Из провала начнут доставать трупы мальчиков и девочек.
– Один, два, три... Семь... Одиннадцать... Двадцать четыре… – начнут считать рабочие.
Подхватит счет и главный персонаж фильма.
– Сорок один, сорок два, сорок три… – будет произносить писатель.
Очень проникновенная сцена. А вот чем она закончится, мы не расскажем. Увидите в кино! (кстати, этот эпизод сняли в петербургском метро, на шахте рядом со станцией «Международная»).
ЖИЗНЬ
В реальной жизни Довлатов мертвых детей в подземке не пересчитывал. Почти нет упоминаний о метро и в его произведениях... Но в 1970 году писатель подрабатывал учеником камнереза и принимал участие в установке рельефного изображения Ломоносова на станции «Ломоносоваская». Об этом Сергей Донатович рассказал в сборнике «Чемодан».
«...На станции «Ломоносовская» шли отделочные работы. Здесь трудились каменщики, электрики, штукатуры. Бесчисленные компрессоры производили адский шум. Пахло жженой резиной и мокрой известкой. В металлических бочках горели костры...».
… Поговорит с макулатурой
КИНО
Довлатова попросят помочь собрать макулатуру. На помойке во дворе редакции главный герой обнаружит рукописи знакомых прозаиков и поэтов. Писатель начнет здороваться с листами бумаги, словно это живые люди.
– Саша, привет... Иосиф... Марина... Володька... Степа, купил бы нормальную машинку... Юля... Антон... Привет вам, мои друзья, привет! Простите, все пройдет, простите...
Эта сцена – о жестокости советской цензуры.
ЖИЗНЬ
Книги Сергея Довлатова, эмигрировавшего в США в 1978 году, на родине издали лишь в годы перестройки. О попытках напечататься в Советском союзе автор подробно рассказал в повести «Ремесло».
«...Через несколько лет меня перестанут интересовать соображения рецензентов. Я буду сразу же заглядывать в конец: «Тем не менее рассказы приходится возвратить...», «В силу известных причин рассказы отклоняем...», «Рассказы использовать не можем, хоть они произвели благоприятное впечатление...». И так далее. Таких рецензий у меня накопилось больше сотни...».
Сюжет фильма - художественный вымысел. ФОТО: соцсети
…Возьмет интервью у «Достоевского»
КИНО
Корреспондент заводской газеты Довлатов побывает на съемках фильма о завершении строительства корабля «Писатель Платон Нифонтов». Судно благословят в плавание Александр Пушкин, Лев Толстой, Федор Достоевский и Николай Гоголь (артисты из Дома культуры). Автор «Ревизора» и «Мертвых душ» явится на съемки пьяным. Это так, просто деталь... Чисто довлатовская.
У одного из классиков русской литературы Довлатов возьмет интервью. Ну, как «возьмет»... Попытается.
– Федор Михайлович, что для вас важно в советских людях? – неожиданно спросит Довлатов.
– В каком смысле? И почему вы без блокнота? Все журналисты с ними, – удивится философ.
– В общечеловеческом. Даже сакральном. А без блокнота я по причине идеальной памяти.
– Что такое «сакральное», я не знаю. Но считаю, что советский человек сегодня должен быть горд.
– Ваня, не говори, что советский! – поправит Федора Михайловича Александр Пушкин. – Ты же умер... в семнадцатом веке!
Эту сцену сняли на Балтийском заводе в Питере. На экране она должна выглядеть просто шикарно!
ЖИЗНЬ
Будучи журналистом, Сергей Довлатов действительно много писал о судостроении, поскольку работал в вузовской многотиражке «За кадры верфям». В газете при Ленинградском кораблестроительном институте («Корабелке») будущий писатель провел три с половиной года. 5 октября 1965 года Довлатова оформили как литсотрудника с окладом 88 рублей, а 7 февраля 1967 года назначили и.о. главного редактора. 16 апреля 1969 года Сергей Донатович уволился по собственному желанию.
… Убежит от бандитов
КИНО
В одном из эпизодов Довлатов будет прогуливаться по ночной улице. Во дворе он увидит группу людей. Мужчины будут грузить какие-то тяжелые коробки в ЗИС-150. Писатель захочет снять эмоциональное напряжение физическим трудом и присоединится к рабочим. Окажется, что это не грузчики, а воры. Один из них бросится в сторону Довлатова.
Писатель решит удрать. Он побежит по освещенной фонарями набережной, а в руках у него будет случайно украденная коробка с фаянсовой раковиной... Одному из грабителей удастся догнать главного героя. Развязка будет неожиданной.
ЖИЗНЬ
Бандитов в своей жизни Довлатов перевидал немало. Он встречался с ними как на гражданке, так и в армии. Сергей Донатович три года прослужил во внутренних войсках в Республике Коми – был надзирателем в исправительных колониях. Свои приключения Довлатов описал в сборнике рассказов «Зона».
«...Дальше всё пошло хуже. Несчастная любовь, долги, женитьба... И как завершение всего этого – лагерная охрана... Любовные истории нередко оканчиваются тюрьмой. Просто я ошибся дверью. Попал не в барак, а в казарму...».
Сюжет фильма - художественный вымысел. ФОТО: соцсети
… Разобьет зеркало
КИНО
Отдельная тема – взаимоотношение Сергея Донатовича с редакторами, активными пропагандистами советской идеологии.
– Довлатов, не хамите, – скажет писателю один из них. – Перепишите статью в уважительном тоне. Иначе никакого гонорара.
Сергей Донатович церемониться не будет. Он выйдет из прокуренного кабинета, со страшной силой хлопнув дверью. Висящее на стене зеркало упадет на пол и разобьется.
– Плохая примета, – подметит уборщица. – К гибели...
ЖИЗНЬ
У Сергея Довлатова отношения с редакторами ладились далеко не всегда. Творчество литератора казалось им неприемлемым. О попытке издать сборник рассказов «Зона» можно узнать в «Ремесле».
« – Товарищи, – начал редактор, – мы собрались, чтобы обсудить... Разобраться в истоках морального падения... Товарищ Довлатов безответственно передал свою рукопись «Зона» человеку, общественное лицо которого... Довлатов скатился в болото... Льет воду на мельницу буржуазии... Опорочил все самое дорогое... У него все беспросветно, мрачно... Нравственные калеки, а не герои... Где он все это берет?..».
СПРАВКА «КП»
Съемки «Довлатова» закончены, но работа над картиной продолжается. Фильм выйдет в прокат в начале 2017 года. Сценарий написал сам Герман-младший. Сюжет – чистый художественный вымысел. В ленте рассказывается о трех днях из жизни писателя (в ноябре 1971 года), его взаимоотношениях с семьей и неудачных попытках напечататься. Действие происходит в Ленинграде.
В одном из сновидений Довлатов-Марич вернется в армию. ФОТО: соцсети
ДОСЬЕ «КП»
Милан Марич родился 26 сентября 1981 года в Белграде. Актерскую карьеру он начал в 1998 году, снявшись в фильме сербского режиссера Срджана Драгоевича «Раны». С тех пор Марич сыграл еще в нескольких лентах. Вот некоторые из них: «Дыши глубоко» (2004), «Парад» (2011), «Мамарош» (2013), «Из грязи – в князи» (2014)... Как рассказали «Комсомолке» на съемочной площадке «Довлатова», Милан – очень чуткий, обаятельный и «хорошо чувствующий» человек. «В свои 34 года он обладает огромным жизненным опытом. Милан прекрасно понимает, роль какого человека он исполнил», - отметил наш собеседник.
СКАЗАНО
«В разговоре с женщиной есть один болезненный момент. Ты приводишь факты, доводы, аргументы. Ты взываешь к логике и здравому смыслу. И неожиданно обнаруживаешь, что ей противен сам звук твоего голоса...».
(С.Довлатов, «Заповедник»)
«Возраст у меня такой, что каждый раз, приобретая обувь, я задумываюсь: «Не в этих ли штиблетах меня будут хоронить?..»».
(С.Довлатов, «Филиал»)
«Бог дал мне то, о чем я всю жизнь просил. Он сделал меня рядовым литератором. Став им, я убедился, что претендую на большее. Но было поздно. У Бога добавки не просят».
(С.Довлатов, «Соло на ундервуде»)