Премия Рунета-2020
Пермь
-2°
Boom metrics

Виктор Дерябкин: «Нашим фермерам сейчас не нужно отвоевывать полки в магазинах»

Депутат Госдумы рассказал в эфире Радио «Комсомольская правда», сможет ли Ростовская область прокормить себя и всю Россию в условиях санкций.
Депутат Госдумы Виктор Дерябкин. Фото: Сайт ЕР.

Депутат Госдумы Виктор Дерябкин. Фото: Сайт ЕР.

Граничащая с Украиной Ростовская область приспосабливается к новым условиям. Меняется экономика, строится в обход территории соседней страны железная дорога. А в область до сих пор бегут украинские беженцы, спасаясь от войны. Как Ростов справляется с происходящим? Об этом и многом другом ведущий Радио «Комсомольская правда» побеседовал с депутатом Госдумы Виктором Дерябкиным.

«ЭТО ДРУГОЙ УРОВЕНЬ ВЛАСТИ»

- В Госдуме вы находитесь первый созыв, но уже отработали полгода. Давайте вернемся к сентябрю-октябрю прошлого года и вспомним, какой вас встретил парламент, как вы отнеслись к своему избранию.

- Свою деятельность начал в Государственной Думе 7-го созыва с 5 октября 2016 года. Вроде бы было понятно. И работая председателем Законодательного собрания Ростовской области в течение 8 лет, мы выходили с инициативами, рассматривали законопроекты, высказывали свою точку зрения. Тем не менее, это абсолютно другой уровень законотворческой власти. В любом случае, 5 месяцев с небольшим прошло, но я все равно чувствую определенные моменты, которые до конца, наверное, внутри меня не сложились.

- Например, какие моменты?

- Да самые простые. В части дисциплины это не новости для меня, я старался работать и в Законодательном собрании Ростовской области, и там порядок и дисциплина были превыше всего. И то, что сейчас введены определенные требования, постоянное посещение пленарных заседаний, активная работа каждого депутата, это ко многому обязывает.

- Почему вы выбрали именно комитет по транспорту в Государственной Думе?

- Когда пошел на выборы в Государственную Думу, несколько направлений были приоритетными, по которым я в принципе и планировал реализовать себя. Это комитет по местному самоуправлению. Потому что я и главой администрации района работал в городе Ростове, в одном из районов, 5 лет, а затем заместителем губернатора на уровне региона, 8 лет – председателем Законодательного собрания. Интересен этот комитет и направления, которые там реализуются. Аграрный комитет, бесспорно. Наш регион Ростовской области промышленно-аграрный, если можно так сказать, неплохо мы работаем по всем направлениям на селе, и там много проблем. Интересен был комитет по экономической политике, инвестициям малому бизнесу и, конечно, комитет по транспорту. Но комитет по транспорту, наверное, перетянул в свою пользу, потому что практически полжизни активной жизни я отдал транспорту, именно водному транспорту. Мореходное училище, сам по первой специальности судомеханик, 3 года на Сахалине (управление тралового флота), затем вернулся в Ростов – от слесаря до директора судоремонтного, судостроительного завода, в обкоме партии в отделе транспорта работал и т.д. То есть это для меня не ново, а как-то родное. Знаете, когда уже утвердили, я в составе комитета, как-то родным повеяло.

«ДУМА НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ»

- Получается, вы изнутри всю эту систему водного транспорта знаете, все проблемы, трудности.

- Да, за этот период, когда я не работал именно на водном транспорте, большие изменения произошли, да и непростые изменения, все эти 20 с лишним лет – и рынки изменились, и у нас в Ростовской области пароходство Волго-Донское распалось на множество предприятий, другие проблемы появились и т.д. Сейчас просто нужно наверстывать. Я создал секцию водного транспорта в экспертном совете комитета, туда пригласил самых лучших специалистов водного транспорта.

- Главный продукт комитета по транспорту – это его законопроекты. Часть уже принята, но работают не так, как хотелось бы, нуждаются в дополнительном регулировании. Значит ли это, что прошлый думский созыв что-то делал не так, возможно, где-то допустили такой законотворческий брак?

- Знаете, сегодня, наверное, я не могу так конкретно давать оценку своим предшественникам, они все-таки работали 5 лет, депутаты 6-го созыва. Я посмотрел предыдущую историю, они, если так можно сказать, созидали, создавали законы в направлении водного транспорта. За эти 5 лет депутатами Государственной Думы 26 законов были приняты в этом направлении. Сказать, что они ничего не делали, это неправильно. На сегодня чем мы руководствуемся? Прежде всего есть программа законотворчества Государственной Думы, она разработана на основании предложений комитетов. И если посмотреть, там несколько сотен законопроектов на весеннюю сессию, в том числе комитет по транспорту и строительству – 29. Все направления комитетов важны. Каждый комитет старается разрабатывать И принимать те законы, которые помогают решать проблемы в России по различным направлениям.

У нас важность как оценить? Вот смотрите. В 16-м году 19 млрд. 122 млн. пассажиров всеми видами транспорта было перевезено. Это важное направление или нет?

- Насколько изменилась ситуация с приходом новых депутатов в комитет? Что-то пошло иначе?

- Более четкая работа отмечается в целом во всей Государственной Думе, набираем обороты. Сегодня в комитете транспорта и строительства представлены 24 депутата из регионов страны. Много вопросов в сфере водного транспорта, порядка 30, мы обязаны проработать в этом году. Поэтому, я считаю, СЕГОДНЯ достаточно активная позиция и комитета по транспорту и строительству, и самих депутатов.

«ПОЧЕМУ БУЛГАРИЮ ВЫПУСТИЛИ В ТАКОМ СОСТОЯНИИ?»

- Виктор Ефимович, страшнейшая трагедия – это гибель «Булгарии». Удалось ли отрасли как-то устранить, те причины, которые привели к этому ужасному событию?

- Грустная тема, грустный пример. Сказать, что действующее законодательство в этой сфере привело к этой трагедии, нельзя. По моему мнению, прежде всего неисполнение нормативных актов, неисполнение правил судоходства со стороны командного состава, неготовность командного состава к работе в экстремальных условиях привело к трагедии. Надзорные контролирующие органы, почему выпустили такое судно в рейс? По-моему, 201 пассажир был. Перегруз, шторм, ветер поднялся больше 20 метров. И этот теплоход с одним двигателем (один не работал) вышел из порта. И как только создалась аварийная ситуация – крен судна, иллюминаторы открыты, вода начала заполнять теплоход. Две минуты всего, и нет корабля. То есть экипаж не готов к борьбе был в этом случае. Два теплохода, которые рядом находились (сухогруз и буксир), не предприняли должных мер для спасения людей. Может быть, и сложно там было, по крайней мере, маневренность, разворот, могли к жертвам привести еще большим.

- А что, наказание слишком мягкое?

- Скорее всего, головотяпство какое-то, бесконтрольность и со стороны судовладельца, и контролирующих органов. Есть морской регистр, есть Ространснадзор, который обеспечивает контроль. Просто чувство какой-то безнаказанности, может, еще что-то. Заработать побыстрее побольше денег. Нужно смотреть законодательство и ужесточать в части ответственности и контроля, вы абсолютно правы в этом плане. Жизнь этих людей должна быть застрахована. Все риски должны быть сведены до минимума.

- Говоря о законопроектах, какие сейчас законы первоочередные в области транспорта, и в чем их польза для избирателя?

- С какими законами за эти 5 месяцев пришлось столкнуться. Закон о морских портах. Мы приняли решение, что капитаны морских портов и внутренних водных бассейнов (это после «Булгарии») должны быть граждане России. Поясню почему. Ведь в портах этих, на флоте перевозятся грузы и военного назначения. И в случае мобилизационной подготовки они выполняют определенную функцию, которая относится к категории государственной тайны. Непозволительно иностранцам работать на этих направлениях. Мы дальше посмотрели и вносим изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта и морского в части соответствия. Вся работа строилась на дисциплинарных уставах на внутреннем и морском транспорте. Сейчас у нас есть Кодекс о труде, в котором совсем другие категории – и ответственность, и поощрение, и расследование предусматривает. То же самое – внесли изменения. Несколько законов посмотрели и внесли изменения во внутренний Кодекс водного транспорта, международный, торговый кодекс в части, если можно сказать, упорядочения работы нашего флота в арктических поясах и т.д., проводка, к примеру, всех этих кораблей на платной основе.

- Насколько водный транспорт эффективен в нашей стране сейчас?

- И в давние времена, в советский период это один из видов транспорта, который был самым дешевым. Я приведу один пример. У нас было 60 единиц крылатого флота. Из города Таганрога до Керчи (Крым) – 13 рублей. Шла «Комета», и любой пассажир мог доехать. Сейчас, к сожалению, кроме самолета, мы не можем добраться туда ничем. Или автомобилем. Нужно работать, наверное, и с правительством, и с ФАС в части тарифной политики. Мы в Ростовской области убрали 10 млн. тонн зерна. Все зерно (10 миллионов тонн!) легло на колеса, на автомобильный транспорт. Некоторые грузят до 80-100 тонн, разбивают дороги, везут это зерно на элеватор или на судно, чтобы отправить за рубеж. Раньше большая часть этого зерна была на флоте, потому что самый дешевый вид транспорта. Или перевозка пассажиров. Пассажирские суда, и круизные, и т.д., был самый дешевый вид транспорта. К сожалению, сейчас он не такой дешевый. И то, что стратегия до 30-го года предусматривает возрождение и туристического флота, и современного грузового флота, чтобы вернуть рынки перевозки грузов (большую часть мы отдали иностранным флагам)… Поэтому когда в августе прошлого года наш президент в Волгограде провел президиум Госсовета, где поставил задачу возродить водный внутренний транспорт, над этой задачей все работают – Министерство транспорта, предприятия и организации, отчасти наш комитет.

«РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ СЕБЯ ПРОКОРМИТЬ СМОЖЕТ»

- Виктор Ефимович, мы сейчас живем в условиях санкций и не можем обойти тему сельского хозяйства, тем более, когда речь идет о Ростовской области. Как вы думаете, способен ли регион себя и других прокормить собственными подсобными хозяйствами?

- Если можно, уточню вопрос. Себя - абсолютно способны. Мы не всё производим, но на сегодня большей частью продуктов мы уже обеспечили себя. Мы 4-кратный резерв зерна можем обеспечить. В прошлом году 10,5 млн. тонн зерна собрали, больше нас никто не собрал. Вторая позиция, по которой мы процентов на 80 обеспечиваем себя, это мясо. Производим мясо – говядина, свинина, птица. По птице первое место. В части рыбных продуктов, консервов, рыбы 11% российского рынка сегодня обеспечиваем. Неплохо получается с овощами, хотя процентов 60. Я не беру яйцо и т.д. - больше 100%. Мы поставляем эту продукцию не только в российские регионы, но и частично за рубеж. Поэтому сказать, что всех мы накормим, - нет, но однозначно большую часть продуктов питания мы на юге обеспечим однозначно.

- В Ростове проводятся продовольственные форумы. Что это за мероприятие, и что там обсуждают?

- Первый форум был в 2015 году, 5-6 июня. Премьер Дмитрий Анатольевич Медведев возглавил этот форум, участвовали министр сельского хозяйства Александр Николаевич Ткачев. Представители 38 регионов (в основном те, которые занимаются производством продуктов питания, переработкой сельхозпродукции и т.д.) приехали к нам в регион. Во-первых, выставка. Цель была одна – показать, что мы на сегодня делаем в части продуктовой безопасности. Второе – что мы можем делать. Насколько каждый регион потребляет импортной продукции, как идет динамика замещения. Принято решение президентом нашим и премьером о проведении второго всероссийского форума, время уже определено, это 27-28 апреля 2017 года. Поэтому я приглашаю всех желающих, приезжайте, давайте посмотрим, что изменилось за два года. И тема знаете, какая интересная. Насколько мы производим экологически чистую, безопасную продукцию питания для нашего населения. Это созвучно и с годом, который у нас Годом экологии объявлен. Но и очень интересно, как мы выглядим. Сейчас Россия позиционирует себя как страна, которая производит качественную, безопасную продукцию питания для населения. В этом направлении второй форум несколько дней будет работать, несколько площадок там и т.д. Постоянно мы проводим мониторинг, куда мы движемся, как ситуация меняется, как доля импортных продовольственных товаров уменьшается у нас, как идет импортозамещение нашими продуктами питания.

У нас с 13-го года действует программа «Сделано на Дону». Предприятие, которое выпускает продукцию и имеет такой сертификат, это на 100% гарантия, что самая безопасная, самая полезная продукция. Каждый год мы корректируем свою программу сельхозпроизводства. Мы принимали бюджет 17-го года. Непростой бюджет. Но мы благодарны и президенту страны, и премьеру за то, что на село особое внимание. Даже добавили, увеличили объемы финансирования для села. Это позволяет всем нам более оперативно решать поставленные задачи в сфере сельского хозяйства.

«СЕЙЧАС ФЕРМЕРАМ НЕ НУЖНО ОТВОЕВЫВАТЬ ПОЛКИ В МАГАЗИНАХ»

- Виктор Ефимович, на съезде «Единой России» лидер партии Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что не стоит ждать отмены санкций. Как вы думаете, нашим фермерам, выгодно ли будет, если санкции отменят?

- Здесь нужен баланс. И контрсанкции нужны в определенном объеме, особенно там, где мы можем эту продукцию произвести, и она качественная. И мы видим динамику изменений, что нам не надо сейчас в суперсети, гиперсети торговой отвоевывать полки для своей продукции. Взять 3 года назад, туда невозможно зайти было. У нас практически все крупные сети представлены. Но чтобы продукцию поставить на полки, требуется определенная фасовка, и платите бонусы, на какой полке мы вашу продукцию разместим, и чего только нет. По некоторым видам мы вообще не могли даже в собственном регионе выставить продукцию. Это абсолютно неправильно. Мы должны преференции давать, продвигать, помогать нашим производителям сельхозпродукции, чтобы они набирали обороты. Что, мы фруктами не можем обеспечить? Абсолютно можем вырастить и обеспечить. Может быть, киви, бананы – нет. Все остальное мы можем произвести в достатке для себя.

Поэтому наше законодательство прежде всего должно помогать и способствовать производству, работе наших переработчиков, кооператоров, реализаторов и т.д. От производства, переработки до сбыта - вся эта цепочка должна эффективно работать. Ну а там, где нас поджимают, держать. Зачем какие-то рынки сейчас открываем для каких-то стран? Вот Польша нас яблоками заваливала. Да мы свои яблоки хорошие, качественные выращиваем. Поэтому в этом направлении нельзя отдавать все на откуп одного рынка. С нами же никто так не поступает, нас же не пускают на свои рынки в Европе, нас там никто не ждет. Поэтому в этом плане позиция однозначно такая. Грамотная позиция, тенденция, которую сейчас Министерство сельского хозяйства ведет, абсолютно правильная. И если министр говорит, что 2-3 года дайте, мы обеспечим всем, это нужно поддержать всемерно.

- Ростовская область граничит с Украиной. Там сейчас ситуация, мягко говоря, непростая. В регионе строят в обход железную дорогу, Керченскую переправу, укрепляют рубежи. То есть ситуация для жителей Ростова полностью изменилась. Что там поменялось, что произошло, и чего ждать людям? Ведь экономика области перестраивается под новые реалии.

-. Это боль и жителей Ростовской области, всех россиян. 91-й год, когда развалилась огромная страна. Один пример: Ростовская область граничит 600 км, береговая линия с Луганской и Донецкой областью и еще 200 по воде. Есть одно поселение – Меловое – с Луганской области и со стороны Ростовской области. Граница легла по одной из улиц – НАЗВАНИЕ «Дружба народов», прямо посередине. Вот по нечетной стороне этой улицы украинцы, по четной – мы. Как по живому взяли и разрезали. Хотя мы все жили, как нормальные друзья, соседи и т.д. Но произошло, начали появляться пункты пропуска, граница и пр. Перестроились как-то, наладили отношения. Мы в 10-м году с Луганской областью подписали соглашение и создали еврорегион Донбасс. Специальный механизм, который помогал решать проблемы двух регионов. Там Северский Донец – проблемы, тепловозостроительный завод и наш НЭВЗ, кооперация, до 50 мероприятий совместных в год проводили. В марте 11-го года к нам присоединяется Донецкая область Украины. В январе 14-го года к нам присоединяется Воронежская область. И вот такую структуру создали – и устав, и план мероприятий. Мы каждый квартал там встречались, общались, делились опытом и т.д. И всё рухнуло. Самый большой напряг для нас был, наверное, июнь 14-го года, когда порядка 60 тысяч беженцев на нашей территории было. Мы благодарны и правительству, и всем регионам, которые помогали нам с этой ситуацией справляться. Сегодня это все позади. Хотя проблемы остались.

«РАНЬШЕ БЫЛ КРУГЛОСУТОЧНЫЙ ПОТОК БЕЖЕНЦЕВ»

- Это была напасть для жителей?

- Представьте круглосуточный поток, через пункты пропуска идут люди, в основном люди с детьми. Максимум одна сумка и та с продуктами и минимумом вещей. Представьте, что порядка 30 мест у нас оперативно было создано для временного пребывания людей. Мы отдали школы, лагеря на побережье Азовского моря под размещение. Их надо было кормить, лечить и пр. И решать все вопросы жизнеобеспечения.

- Это делалось за счет бюджета?

- Это бюджет Ростовской области, помощь шла со всей страны, предприятий и организаций, помогал федеральный бюджет. И тогда было введено чрезвычайное положение. Тогда мы вынуждены были мониторить всю ситуацию, происходящую с беженцами с Украины. Сотни вопросов, которые необходимо оперативно было решать. В июле 2016 года губернатор области снял чрезвычайное положение. У нас на сегодня 4,5 тыс. в средних школах учится детишек, 1,5 тысячи – в детских садах, где-то около 900 человек в профтехобразовании. Оказываем им медицинскую помощь. В прежние времена был товарооборот международный 5 миллиардов долларов только с Украиной. Сегодня всё потеряно. Конечно, и та сторона потеряла, но и мы потеряли. Сегодня строится дорога, как вы сказали, в обход. Я думаю, в декабре 17-го года первые поезда пойдут. Но это вынужденная мера. Мы не отделяемся. Когда Крым вернулся в Россию… Знаете, в мае мы одни из первых регионов, наверное, Краснодар и мы были, когда подписали соглашение с Крымом. Красногвардейский район получил помощи белее 200 миллионов только за 2014-й год. Водоснабжение, коммуналка вся, строительство детского сада, школы и пр. Да и сейчас мы их не забываем. Я не говорю уже о флоте. Флот – это святое для нас, Севастополь – тоже святое. У нас с 90-х годов есть подшефные города и районы области. Есть корабль «Новочеркасск», есть «Азов», есть другие корабли, носящие названия городов. Мы постоянно с ними вместе.

- Если вернуться к тем событиям, когда начинался украинский конфликт. Ведь у многих ростовчан на Украине живут родственники, многие к ним отправляются. Как было тогда, когда всё начиналось, и как сейчас, могут ли люди свободно доехать к своим родным?

- Не сказать, что свободно, но могут. Посещают родственников в основном в Донецкой и Луганской областях. С той стороной, где Западная Украина, сложнее намного.

- Там не принимают вообще.

- Да. В принципе там одни барьеры, одни проблемы. И приезжают жители Луганской области и к нам. У меня очень много друзей там, в мореходке мы учились вместе и т.д. По возможности помогаю. Поэтому постоянный такой обмен есть. И дай бог, что он есть. Они чувствуют себя ближе к нам, и мы чувствуем, что они не потеряны.

«УКРАИНА ДОЛЖНА СОБЛЮДАТЬ МИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ»

- В Ростовской области расположена атомная электростанция. Как работает она, поставляет ли она энергию в Крым, и какова ее роль для Ростовской области?

- В первую очередь для Ростовской области. 4-й блок, где на сегодня мы завершаем строительство. В декабре текущего года он будет введен в эксплуатацию. 60% электроэнергии, производимой на станции, экономика Ростовской области потребляет. У нас избыток, мы производим и отдаем на рынок федеральный эту электроэнергию, отдаем в республики Северного Кавказа, отдаем и в Крым. И особенно 4-й блок, который сейчас строится, я думаю, в основном будет работать на нужды, на экономику Крыма. И даже когда была проблема, порушили опоры ЛЭП и т.д., пытались ограничить подачу электроэнергии со стороны Украины, эта электроэнергия с атомной станции Ростовской области была переброшена в Крым. Я думаю, здесь никаких проблем не будет, сейчас строится новая ЛЭП, 122 километра только по Ростовской области пройдет. Уверен, мы в ближайшее время увидим совсем другой Крым. Что там говорить, счастливы должны быть люди, они столько натерпелись. Вот там 20 лет Украина ничего не делала для этих людей, и сейчас, придя к нам, они хоть видят… Особенно когда они к нам в Южный федеральный округ вошли, это абсолютно прозрачная стратегия развития этого региона – и Севастополя, и Крыма. Однозначно позитив будет.

- Сейчас Донбасс переживает не лучшие времена, происходит блокада этого района. Как вы думаете, чем она может закончиться?

- Сложно спрогнозировать. Я бы очень хотел, как говорят, быть пророком, чтобы она закончилась мирно, закончилась реализацией минских соглашений, которые подписаны. Другого варианта нет. Какой-то силовой вариант… Вот я общался с жителями Донецка и Луганска, они не видят в составе Украины, так, как было прежде. Может быть, себя в составе Украины, но с особым статусом, где конституцией Украины предусмотрен определенный статус и т.д. Только в таком направлении. Чисто военный, силовой какой-то вариант со стороны Киева, что пытается Порошенко делать, абсолютно ничего не даст. Уже и сейчас тысячи с одной стороны, наверное, тысячи с другой стороны человеческих жизней потеряли. Это такая кровоточащая рана надолго. Должно хватить у всех политиков в мире мудрости и воли сесть за стол переговоров и договориться, найти решение в мирном варианте. Другого просто ничего нет, слишком там все болезненно.