Директор школы пытается подружить учеников всех национальностей
Фото: Олег РУКАВИЦЫН
В среду я опубликовала колонку о том, как не смогла устроить своего ребенка-подготовишку в школу мечты, и рассказала вообще историю объединении школ в нашем районе (элитную, где учится мой старший, объединили с аутсайдерами, и что в итоге стало).
Я не назвала район.
Я не назвала номер школы и даже ее номер в рейтинге.
Я изменила актуальные данные директора, чтобы ему, не дай Бог, не прилетело за долбанутую мамашу, вздумавшую жаловаться, и, если совсем по-честному, указала вообще не его данные, а данные предшественника.
Телефон зазвонил ровно через два часа после того, как заметка была вывешена на сайт:
- Ульяна Борисовна! Мне сообщили, что вы недовольны образовательным процессом и действиями администрации нашей школы.
- Э… нет. А вы кто?
- Я директор.
«Ленин!», - просто отвечает. «Ленин?!», - тут и сел старик».
СРЕДИ МЕНЯ ПРОВЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ
В школу я шла нога за ногу, с заявлением об отчислении старшего ребенка в кармане и мыслью: «Самадуранапросилась».
- Очень приятно с вами познакомиться! – встретил директор и открыл статью. – Вы написали, что не можете устроить младшего сына в школу с сильными учителями, так как теперь действует принцип прикрепления по территории – «крепостное право».
Я сделала попытку вытащить заявление об отчислении.
- В этом я с вами не соглашусь! – продолжал директор. - За каждым микрорайоном закреплены несколько школ, и заявление на портале «Госуслуг» вы можете подать в любую из них, указав приоритетную, так что в этом вопросе вас ввели в заблуждение. А если ваш ребенок является обучающимся нашего дошкольного отделения, то, в случае вашего решения продолжить обучения в нашей организации, он будет зачислен в первый класс автоматически на основании письменного заявления! И жечь костры, стоя ночами в очередях, как раньше, однозначно, не придется!
Теперь, что касается нашей школы: у нас пять школьных корпусов (пять бывших школ. – Ред.), и вы справедливо написали, что мы вывели начальные классы из головного здания, которое пользовалось наибольшей популярностью, в одно из присоединенных. Это позволило создать в каждом здании свое образовательное пространство, ориентированное на потребности и интересы разных возрастных групп. Яркий, насыщенный красками мир начальной школы в одном и ориентированное на профильное обучение пространство средней и старшей школы в другом.
Далее, вы посетовали на неравноценность педагогического состава в разных корпусах (я сделала попытку вытащить заявление об отчислении. – Авт.), и, к сожалению, вынужден признать вашу правоту: некоторые проблемы еще остались. С предубеждением относятся друг к другу ученики, с предубеждением относятся друг к другу учителя. Достичь одинаково высокого уровня преподавания за такой короткий срок невозможно! Но, в итоге, мы должны это сделать: как верно отметил руководитель Департамента образования Исаак Калина, школьную среду можно сравнить с рассолом для огурцов: «какой огурец в хороший рассол ни попадет – маленький, большой, свежий, малосольный – все они становятся одинаково хорошими солеными огурцами, поэтому слияние обычных школ с девиантными не страшно».
И, главное, уверяю вас, что внутри нашего большого школьного комплекса тоже нет никакого закрепления по территории: родители совместно с детьми могут определиться в выборе наиболее комфортного места обучения. Мы всем идем навстречу!
Я, наконец, спрятала заявление об отчислении.
- А теперь, - сказал директор, - приглашаю поучаствовать в работе жюри Фестиваля народов мира, который проходит в нашей школе!
А ТЕПЕРЬ – ДИСКОТЕКА!
Меня посадили между директором и руководителем первого здания (всегда думала, что это завхоз), ровно в центре стола. Первым выступил 7 «А» класс в нарядах Мексики. Девочки помахали цветастыми юбками и поставили передо мной миску начос.
Вторыми выступали евреи из 7 «Б»: мальчики с приклеенными бородами дули в склеенный из бумаги шофар (рог), рассказывали про кашрут, поставили передо мной блюдо с чем-то вроде медовых коржиков и внесли бумажную Стену плача. Мы с директором написали в нее по записке.
Азербайджан притащил блюда пахлавы и пилава.
Есть мы стеснялись (как можно, когда, 8 «В» в кимоно поет про бумажных журавликов и бомбардировку Хиросимы и Нагасаки?!), но тут директор ушел, и в жюри подсел мой собственный сын Ким. Он только что сыграл в сценке о мудром руководстве Коммунистической партии Китая (по правде говоря, играл задние ноги дракона), и смачно захрустел начос.
Сидевшие сзади хасиды из 7 «Б» обиженно засопели.
Я передала им азербайджанские сладости, лица просветлели, бороды радостно закивали.
Началось братание: азербайджанцам я передавала мацу, китайцам – бакинские гранаты.
«ЛИЦОМ К ЛЮДЯМ»
- Это же очень важно! – с восторгом говорил директор в своем кабинете. – Толерантность! Дети стоят на сцене в костюмах страны, про граждан которой их папа, может, каждый день говорит, что они понаехали и так далее! Это ломает стереотипы! И мы их ломаем: у нас в прошлом году медалисты были: один армянин, один азербайджанец и один таджик…
- А почему же вы не стали досматривать выступление? – спросила я.
Директор вздохнул:
- Решаю проблему организации питания детсадовца с проблемами усвоения белка. И маму жаль. И «Конкорд» такой продукции в школы пока не поставляет. И контейнеры с едой разрешить в школу носить не могу, это небезопасно в первую очередь для самого ребенка. Ищем пути решения новой непростой ситуации...
Не удивлюсь, если в меню объединения появится соевая колбаса.
ЧАСТЬ 1
Слияние школ: крепостное право победило
Шесть лет назад в Москве началось объединение школ. Оно прошло успешно (трудный личный опыт). Шесть лет назад мой сын пошел в первый класс. Я устроила его в лучшую школу района, в которой девочки теряют в раздевалках шапки «Шанель» за 30 тысяч рублей, учителя преподают креативно и по Петерсон, а в типовой коробке здания вещают (вещали) собственные радио и ТВ. Понятно, это стоило мне нервов, стояния в очередях на морозе и т. п. (подробности)