Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Наши права и льготы13 ноября 2018 7:00

«Расскажи мне, Амели, сколько средств перевели» - как оплачивают больничные и другие пособия во Франции

Бюджет на соцподдержку по размеру сравним и даже превосходит бюджет всего государства, уверяют представители национального фонда соцстраха

В России уже больше года выдаются больничные листы нового поколения — электронные листки нетрудоспособности, недавно запущен передовой сервис «Социальный навигатор», развивается на основе искусственного интеллекта социальный голосовой помощник ФСС в рамках сервиса «Яндекс-Алиса». Как выглядят все эти проекты на мировом уровне, чему мы могли бы поучиться у зарубежных стран и чему научить их? Журналист «КП» вместе с экспертами Фонда социального страхования (ФСС РФ) встретился со специалистами по цифровым сервисам, медицинским и социальным услугам Французской Республики.

РАЗМЕР ПОСОБИЯ ЗАВИСИТ ОТ ВИДА БОЛЕЗНИ

Начали мы со знакомства с системой госпомощи при заболеваниях. На улице холодно и сыро, снежинок еще нет, но в воздухе всюду кружат невидимые глазу простудные вирусы. На что рассчитывать гражданину Франции, если он заболеет?

- Основная часть медперсонала у нас — фрилансеры, то есть работают сами на себя, - поясняет замруководителя Департамента цифровизации услуг Фонда социального страхования Франции Жан-Марк Берло. - Каждый раз пациент платит врачу и в аптеке за назначенное доктором лекарство, а потом Фонд возмещает стоимость. Размер компенсации может составлять 60 — 75%, а может и 100%. В каждом конкретном случае это определяет лечащий врач, руководствуясь общими рекомендациями. Например, если у человека тяжелое хроническое заболевание, рак, сердечно-сосудистые патологии, то компенсация, как правило, будет 100%.

- Если говорить о цифровых услугах для пациентов и врачей, то существует два вида. Один — специальный информационный портал, куда может войти любой человек, - продолжает господин Берло. - Второй вид — так называемая интегрированная цифровая услуга: врач может получить доступ к такому порталу через компьютерную программу, которую он использует для профессиональных целей. В выборе подобных программ мы медиков не ограничиваем.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ПОРТАЛ

На спецпортале человек может воспользоваться различными услугами, в числе которых:

- посмотреть выданные ему больничные листы;

- выбрать врача, к которому он хотел бы попасть на прием;

- узнать о размерах компенсаций за прием у доктора и назначенные лекарства в зависимости от патологии.

Врач вводит в своей компьютерной программе вид заболевания, и программа автоматически предлагает длительность больничного листа, поясняют специалисты. Доктор отправляет данные в Фонд соцстраха. Работник, в свою очередь, сообщает работодателю, что находится на больничном, и тот отправляет в Фонд сведения о заработке, поскольку этот параметр также учитывается при определении размера выплат.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

- Больничные листы в электронном виде во Франции начали оформлять с 2009 года.

- Сейчас в среднем ежегодно выдается около 22 млн больничных листов.

- Порядка 6,5 млн — электронные больничные, это почти 30% от общего числа листков временной нетрудоспособности.

Более широко переходить на электронные больничные не хотят… сами врачи, удивляют нас сотрудники Фонда соцстраха Франции. Как уже говорилось, большинство медиков занимаются частной практикой, а электронная система оформления бюллетеней дает возможности контроля, является максимально прозрачной. Доктора-частники в этом просто не заинтересованы, разводят руками эксперты. Однако, по их словам, сейчас разрабатывается закон, который обяжет всех перейти полностью именно на электронный формат выдачи больничных.

А КАК С ПОСОБИЯМИ ДЛЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ?

Этот вопрос мы, конечно же, тоже задали французским коллегам.

Оплачиваемый отпуск по беременности и родам начинается за 6 недель до рождения ребенка и продолжается 10 недель после родов. Итого получается 16 недель, или 112 дней. Для сравнения: в России стандартный оплачиваемый декретный отпуск — 140 календарных дней, а в случае многоплодной и осложненной беременности — еще дольше.

Максимальная сумма пособия за счет средств Фонда соцстраха сейчас составляет 86 евро в день, поясняют специалисты.

ГЛАВНАЯ ОШИБКА

- Знаете, в чем была наша главная ошибка, ставшая тормозом для быстрого и масштабного перехода на электронные услуги? - заинтриговывают французские эксперты. И признаются: при введении электронного документооборота мы первоначально сохранили прежнюю сложную форму документов. То есть фактически всю бумажную волокиту просто перенесли в цифровую форму. Понятно, что особого энтузиазма у потребителей это не вызвало.

- Сейчас же мы стараемся изменить, максимально упростить саму форму документов для их заполнения в электронном виде — тогда люди ощутимо чувствуют все преимущества и удобства, - подчеркивают специалисты.

Кроме того, по их словам, если на начальных этапах цифровые сервисы были предназначены в первую очередь для ответов на поступающие обращения, то теперь Фонд активно переходит на уведомительную работу. Французским гражданам рассылаются сообщения о том, на какую поддержку государства конкретный человек может рассчитывать в той или иной жизненной ситуации.

ЗАЙТИ К АМЕЛИ

Личный электронный кабинет, где человек может узнать необходимую информацию и отправить сообщение в Фонд, называется по имени героини знаменитого фильма — Амели. «Пользоваться таким кабинетом обязаны не все, поэтому мы стараемся привлекать потребителей, применяя маркетинговые технологии — используем яркие фотографии, инфографику, понятную и полезную информацию», - поясняют представители французского ФСС.

А еще практически у каждого гражданина есть социальная карта, которая помогает оперативно получать компенсации за оплату приема у врача и стоимости лекарств. Около 80% компенсаций сейчас уже оцифрованы. Пациент предъявляет врачу свою карту, доктор прикладывает ее к терминалу, считываются необходимые данные, и больной может получить компенсацию практически сразу на банковский счет.

- Кстати, нам есть, чему поучиться у России, - отметили сотрудники ФСС Франции. Российский Фонд социального страхования не только разработал личные электронные кабинеты, но и запустил для общения с гражданами и информирования о социальных услугах чат-боты. Это голосовой сервис, социальный помощник ФСС на базе «Яндекс-Алисы». У нее можно устно спросить, какие пособия положены человеку в той или иной жизненной ситуации, как их получить и т. д. «Мы надеемся запустить подобный голосовой сервис в 2019 году», - рассказали французские коллеги.

НАГЛЯДНО

- В целом во Французской Республике на сегодня взаимодействие Фонда социального страхования с гражданами более чем на 80% переведено в электронную форму, заверили нас эксперты.

- Около 65% застрахованных граждан пользуются личным электронным кабинетом, большинство — с помощью смартфонов.