Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество27 сентября 2018 22:00

Школа без отметок

Российские школы обсуждают идею отказа от оценок

Учебный год начался с очередной дискуссии об отметках. Вопрос подняла министр просвещения Ольга Васильева:

- У нас нет оценок в первом классе, и мне кажется, что у малышей не должно быть оценок, - сообщила министр на Общероссийском родительском собрании. - Мотивация должна быть очень сильная, чтобы малыш учился. В первом классе оценки ни к чему хорошему не приведут. Конечно, для средней и старшей школы отметки не обсуждаются. Они нужны, потому что они четко показывают объективный уровень знаний того или иного ученика.

Другая проблема с отметками – это то, как реагируют на них сами дети и их родители. К психологам все чаще обращаются пациенты с "синдромом отличника", которым он серьезно портит жизнь. Ну а двоечник – это самое настоящее клеймо для ученика.

Согласно действующему законодательству, школы могут сами решать, какой системой пользоваться и как часто выставлять отметки:

"Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся определяются образовательной организацией самостоятельно", гласит 28 статься Федерального закона №273 "Об образовании".

Пятерки – лишь для коллекции?

Получается, что в разных школах свои правила выставления отметок. Где-то отметки ставят, начиная со второго класса, и у малышей даже есть отдельный праздник, посвященный первой оценке. В других учреждениях отметки есть с самого начала первого класса. И конечно, мнения специалистов звучат и за, и против разных систем оценивания.

- Для родителя очень важен воспитательный результат обучения и мотивация ребёнка к работе над собой, саморазвитию, - считает Алексей Гусев, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации. - Традиционная, консервативная система оценок не способствует этому. Она сушит, формализует процесс обучения, сводя иногда его к "коллекционированию" пятёрок в ущерб развитию компетенций, душевных качеств, а иногда и в ущерб здоровью ребёнка. Формальная оценка перестаёт что бы то ни было значить для ребёнка.

В качестве альтернативных систем оценивания можно применять и другие методы, считает эксперт. Например, это метод "зеленой ручки", когда педагог обводит самые красивые буквы и цифры в прописях. Или портфолио, в котором собираются достижения учеников.

- Есть множество форм оценки успешности ребёнка –и внутренние рейтинги, и содержательные характеристики, и различные соревнования, и поощрения за достигнутое, а не наказание за неудачное, - продолжает Алексей Гусев. – Ведь задача, особенно начальной школы, - сформировать у ребенка интерес к познанию нового. А оценивание должно мотивировать детей к дальнейшему развитию и познанию. Оценивание должно быть максимально разнообразным, соответствующим современным детям и родителям. Главное - надо наших детей ориентировать на то, что учатся они не ради баллов, оценок, а ради собственного развития.

От ЕГЭ не убежишь

С другой стороны, оценки в начальной школе тоже нужны. Во-первых, это самый простой способ для учителей и родителей понимать, есть ли прогресс у ребёнка, какие темы у него выпадают, а какие, наоборот, не вызывают проблем. А во-вторых, такая система позволяет учителям лучше понимать уровень подготовки ребёнка, например, при смене школы или класса.

- К сожалению, у нас не все учителя умеют работать с по-настоящему безотметочной системой, - считает Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования. – Я видела, как педагоги ставили первоклассникам солнышки вместо пятерок и лягушек вместо троек. Наверно, учителя думали, что это и есть безотметочная система.

Кроме того, любые инновации в образовании нужно апробировать, напоминает физиолог. Это необходимо, чтобы понять – действительно ли детям вредят оценки? Будут ли дети без них учиться лучше? Любая реформа подобного рода потребует временных и финансовых затрат, а также массовой переподготовки педагогов. Так стоит ли овчинка выделки?

- Основную роль в реализации различных подходов к оценке все-таки, играет учитель, - подчеркивает Марьяна Безруких. – Грамотный педагог сможет эффективно и корректно применять любую систему оценивания как традиционную, так и альтернативную.

В итоге

Стоит ли избавляться от отметок и в каких классах – это экспертам, учителям и родителям еще предстоит обсудить.

- Важно не путать отметку и оценку, - напоминает Виктор Басюк, заместитель президента Российской академии образования. – Пятерки-четверки – это отметки, а оценка – это обратная связь от учителя о качестве работы, которую проделал ученик. И об отмене именно оценки, как обратной связи, речи не идет – она необходима для работы и учителя, и ученика. Надо понимать и различия между начальной и основной школой, прежде чем говорить о распространении эксперимента с отказом от отметок на дальнейшее обучение.