Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество16 мая 2018 10:21

Зачем Церетели приделал Цветаевой грудь

Наш корреспондент рассуждает, где хранится золотой запас поэзии
Первый напрашивающийся вывод - груди не цветаевские и, возможно, Зураб Константинович изначально ваял вовсе не Марину Ивановну, а, скажем, сопки Манчжурии

Первый напрашивающийся вывод - груди не цветаевские и, возможно, Зураб Константинович изначально ваял вовсе не Марину Ивановну, а, скажем, сопки Манчжурии

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Не сочтите меня извращенкой (или сочтите, мне все равно). Но я который день думаю о грудях Цветаевой, увековеченных Церетели.

В понедельник в музее школы номер 1619, носящей имя поэтессы, Зураб Константинович открыл памятник Марине Ивановне.

Как водится, блогеры подвергли работу пристальному осмотру и критике. Кто-то усмотрел сходство лица бронзовой Марины Ивановны с Коперником. Кто-то сравнил размах плеч с волочковскими. Озадачились блогеры и происхождением цветка в руках поэтессы. (Литературовед Олег Лекманов, например, выразил надежду, что, запечатлев Цветаеву с цветком, Церетели не возьмётся за памятник Вагинову). Но лично мою душу разбередили не лицо, не тело, не цветок, а две вислые сисищи, непонятной этимологии.

Скульптор не единожды обращается к образу Марины Ивановны. Скажем, у того же автора есть ещё горельеф, запечатлевший поэтессу с широко представленными прелестями

Скульптор не единожды обращается к образу Марины Ивановны. Скажем, у того же автора есть ещё горельеф, запечатлевший поэтессу с широко представленными прелестями

Ради интереса провела маммологический осмотр существующих памятников Цветаевой. Ни на одном из них сисек не обнаружила, либо они представлены скупо. Посмотрела фотографии, нашла даже фотку в купальнике и с сыном Муром. И через мокрый купальник ничего не проглядывается. Обратилась к воспоминаниям - ни намёка на перси. И даже как бы наоборот, косвенным образом намекается на их отсутствие. Друзья и родственники отмечают «сухопарость» МЦ, а сама Марина Ивановна пишет, что у неё «фигура египетского мальчика». Или я что-то не знаю о Египте, но, вроде, мальчики там грудей не носили.

Первый напрашивающийся вывод - груди не цветаевские и, возможно, Зураб Константинович изначально ваял вовсе не Марину Ивановну, а, скажем, сопки Манчжурии.

Однако мысль об ошибке отпадает при более пристальном изучении наследия Церетели. Скульптор не единожды обращается к образу Марины Ивановны. Скажем, у того же автора есть ещё горельеф, запечатлевший поэтессу с широко представленными прелестями (и к слову, эти прелести раза в три шире, чем у горельефа Ахматовой того же автора).

Не исключено, что Церетели знает что-то такое, чего не знаем мы. По возрасту, чисто теоретически, он мог видеть грудь Цветаевой, и, допустим, она его так впечатлила, что он это зрелище пронёс до старости лет и поделился знанием с подрастающей порослью.

Либо автор метафорически намекает нам, где кроется золотой запас поэзии.

Либо...

Но так или иначе, тема персей раскрыта и сомнений относительно того, какая часть бронзового тела Цветаевой будет лучше всего блестеть - нет.

КАК ЭТО БЫЛО

В Москве открыли памятник Цветаевой

В столице 14 мая открыли памятник Марине Цветаевой. Скульптуру поэтессы Серебряного века создал Зураб Церетели. Цветаева запечатлена сидящей на постаменте, с розой в руке.

- Скульптурная композиция выполнена в бронзе. Общая высота – 2 метра, - рассказали в Российской академии художеств (РАХ). - Она передана в дар музею Гимназии № 1619 на Таллинской улице. Именно этой гимназии в 1996 году было присвоено имя Марины Цветаевой (подробности)