2018-05-14T08:58:13+03:00

Велосипедный сезон 2018 в Перми: война велосипедистов и пешеходов

Обещанная сеть велодорожек остается пока только на бумаге
Поделиться:
Комментарии: comments1
Симпатичная велосипедистка, но нарушительница: езда без велосипедного шлема по дорогам запрещена.Симпатичная велосипедистка, но нарушительница: езда без велосипедного шлема по дорогам запрещена.Фото: Андрей ЦЫГАНОВ
Изменить размер текста:

Стоило Перми окончательно освободиться от снега, и в городе возобновился активный велосипедный сезон.

Стало нелишне, идя по тротуару, оглянуться: не настигает ли тебя велолихач?

- По дорогам надо ездить или по велодорожкам! – иной раз несется вслед велосипедисту.

Но на автотрассах в центре сплошной поток машин – с велосипедом не приткнуться, а велосипедные дорожки в Перми пока больше похожи на редкие пунктирные линии: только разгонишься, а дорожке конец.

Пример грубейшего нарушения правил - пересекать дорогу нужно, спешившись. Фото: Алексей БУЛАТОВ

Пример грубейшего нарушения правил - пересекать дорогу нужно, спешившись.Фото: Алексей БУЛАТОВ

- Власть уже объявила, что в конце мая Пермь опять присоединится к всероссийской акции «На работу на велосипеде!», кто-нибудь из городских чиновников в очередной раз покрасуется перед телекамерами, призывая пермяков активнее использовать в городе двухколесный транспорт, но призывы эти не по адресу, - вздыхает пермский студент Дмитрий. – Я в прошлом году пробовал ездить на учебу в наш политех на велосипеде. Получается быстрее, чем на трамвае, – я живу в Мотовилихе, в микрорайоне Рабочий поселок. Но в часы пик поездка превращается в маету. То и дело приходится спешиваться, переходить с проезжей части на тротуар и обратно. На той же Северной дамбе раньше была размечена велополоса на проезжей части, но после реконструкции дамбы ее почему-то не нарисовали. Да и припарковаться возле вуза негде – неохраняемая велопарковка только на четыре места, а в университете - тысячи студентов.

Велосипедные мачты

Лет восемь назад городские власти мечтательно обещали сделать Пермь велосипедной столицей страны. В Генплане города, который приняли в 2010 году, почти все центральные улицы города были помечены пунктирной линией. То есть в центре предполагалось создать единую сеть велодорожек - где-то они должны были пройти по дорогам, где-то по тротуарам.

- Но от этой концепции, по сути, отказались, - говорит лидер сообщества пермских велосипедистов «Вело-Пермь» Константин Никоноров. – Два года назад в городской Думе обсуждалась тема развития велодвижения в городе, приглашали на обсуждение и велосипедистов. Но тогда возобладала точка зрения: новые велодорожки прокладывать только при генеральной реконструкции улиц и парков. Главный аргумент звучал такой: в Перми очень длинная зима, и нет необходимости стеснять пешеходов и автомобилистов. Но реконструкция улиц – дело затратное и поэтому не быстрое. При таком подходе в городе могут появляться разрозненные участки велодорожек, но в единую сеть они в ближайшее время не соединятся. И возникает вопрос: а как же доехать до тех же парков, где обещают сделать в будущем хорошие велотрассы? Или такой пример: при реконструкции улицы Макаренко там сделали хорошую велодорожку на дороге. Но на ней вы почти не увидите велосипедистов – до нее на велосипеде очень сложно добраться. По рекомендации горДумы была создана рабочая группа по развитию велоинфраструктуры, но она так и не начала работать, так что самим велосипедистам негде высказать свои соображения и пожелания.

Таких светофоров в Перми пока нет. Фото: Александр ГЛУЗ

Таких светофоров в Перми пока нет.Фото: Александр ГЛУЗ

Прозаическая реальность

- «Рисовать» новые велодорожки на тротуарах и проезжей части без реконструкции дорог не имеет смысла, они сузят и без того небольшое пространство, - уверяет руководитель Пермской дирекции дорожного движения Максим Кис. – В проекты реконструкции автодорог такие дорожки заложены. Кольцевой сети велодорожек в ближайшее время не получится. Но возможностей для велосипедистов станет больше. Например, в этом году начнем реконструировать улицу Революции, и вскоре на велосипеде можно будет безопасно доехать из центра города до Центрального рынка по выделенной полосе. К осени завершим реконструкцию улицы Героев Хасана на выезде из города. И от городской черты до улицы Васильева также появится велодорожка, отделенная и от дороги, и от тротуара. Впоследствии продлим ее до улицы Хлебозаводской, откуда до улицы Чкалова такая дорожка уже есть.

Но велодорожки мало «выделить». Их еще нужно содержать. И если на ремонт автомобильных дорог сейчас выделяются немалые средства, то велодорожки на тротуарах приходят в запустение.

- В хорошем состоянии сейчас только «тротуарная» велодорожка на улице Ленина, - говорит Константин Никоноров. – А вот на улице Чернышевского она вся покрылась ямами и колдобинами «убитого» асфальта. И велосипедистам все равно приходится постоянно

Мне никакие пробки не страшны! Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Мне никакие пробки не страшны!Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

заезжать на пешеходную зону.

Зима не помеха

- Содержание велодорожек и создание инфраструктуры для велосипедистов – это ключевые вопросы для мегаполиса, - считает сотрудник кафедры Архитектуры и урбанистики ПНИПУ Александра Кителева. – Это неправда, будто в крупном уральском городе нельзя развивать велодвижение из-за зимы или из-за протяженности территории. Сейчас несложно купить не только зимние автомобильные, но и велосипедные шины. В том же Альметьевске, например, зимой на велосипедах ездят тысячи горожан – там велодорожки регулярно чистя от снега. В финском городе Оулу половина жителей ездит на велосипедах круглогодично. В немаленьком по размерам Амстердаме и зимой, и летом на светофорах стоят очереди из велосипедистов. В Европе давно поняли, что при поездках на небольшие расстояния - километров до семи – лучше и экологичнее велосипеда транспорта нет. И уж если городские власти говорят о необходимости разгрузить центр Перми от автомобилей, то тем более надо подумать об организации здесь велосипедного движения. Кроме оборудования велодорожек тогда пришлось бы организовать и сеть велопарковок. К примеру, таких парковок сейчас нет у пермских вузов, хотя молодежь – самая активная в этом смысле аудитория. Причем, такие парковки должны быть обязательно охраняемыми.

- Такие велопарковки согласны создать владельцы пунктов проката велосипедов, но земля возле них муниципальная, и требуется решение городских властей, - говорит Константин Никоноров. - В 2012 году провели тендер, выдали разрешения на открытие 25 таких велопарковок, даже заключили договоры с прокатчиками. Но потом выяснилось, что конкурс проводил не тот департамент, который имел на это право, и договоры аннулировали. Больше подобных попыток не было.

Детям до 14 лет езда по дорогам на велосипедах запрещена. Фото: Ольга Емельянова.

Детям до 14 лет езда по дорогам на велосипедах запрещена. Фото: Ольга Емельянова.

Что велосипедисту можно и что нельзя

То, что в центре города нет единой схемы велодвижения, отражается и на безопасности велосипедистов.

- Самое распространенное нарушение, которое приводит к травмам и даже гибели велосипедистов – это когда они пересекают пешеходный переход, не спешиваясь, - говорят в управлении ГИБДД Перми. - Едут по тротуару, издали видят, что горит зеленый свет на светофоре, и ускоряются, желая проскочить. Не успевают, и их сбивают машины. В прошлом году так были травмированы 54 велосипедиста и один погиб. За такое нарушение в прошлом году автоинспекторы выписали более семи сотен штрафов по 800 рублей. Но велолихачи продолжают нарушать правила.

Штраф в 800 рублей положен и за другие нарушения: например, за езду по проезжей части дороги без шлема, за поворот налево на дороге, за пересечение сидя на велосипеде трамвайных путей. Но на практике за это пока наказывают редко.

- По проезжей части дороги, по ее обочине или по тротуару велосипедисту можно ехать, только если рядом нет велодорожки, в противном случае это тоже будет нарушениям, - говорят в ГИБДД города. – По дороге нужно ехать в крайнем правом ряду не дальше метра от обочины.

За городом по травке езди, сколько хочешь! Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

За городом по травке езди, сколько хочешь!Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

«Велосипедная» статистика

По данным российского портала «Веломесто», всего в Перми сейчас 20 велопарковок, 18 пунктов проката велосипедов. Кроме того, можно прийти с велосипедом в 15 кафе и ресторанов и оставить там под охраной своего двухколесного друга.

Для сравнения: в соседнем Екатеринбурге – 132 велопарковки и 45 пунктов проката. Про столицы и говорить нечего. Например, в Санкт-Петербурге аж 491 велопарковка и 205 пунктов проката.

Карту велосипедной инфраструктуры Перми можно посмотреть здесь. И на этом же портале можно отставить отзывы и пожелания о ее развитии. К примеру, по мнению пользователей портала, в Перми очень нужна велопарковка возле педуниверситета на улице Пушкнна, 44 – к «вузу» на велосипедах приезжает много студентов.

Анонсы «КП»:

- С 1 мая стартовала акция железнодорожников «Электричка везёт велосипеды бесплатно!». До конца лета своего двухколесного друга в электричках можно провезти бесплатно.

- 18 мая и 21 сентября в этом году в Перми, как и во всей России пройдет акция «На работу на велосипеде».

- 20 мая в Перми состоится велопробег "Пермское кольцо 2018".

При неспешной езде можно и поболтать с подружкой. Фото: Алексей БУЛАТОВ

При неспешной езде можно и поболтать с подружкой.Фото: Алексей БУЛАТОВ

Советы велосипедисту

Бывалые велосипедисты советую новичкам запомнить несколько несложных правил.

- Одеваться нужно как можно более ярко: так вы будете заметны и водителям на дороге, и прохожим на тротуаре. А в Перми вам наверняка придется ездить и по тем, и по другим.

- Даже если вы не собираетесь ездить по проезжей части, заведите велосипедный шлем, перчатки, наколенники. Это относится и к новичкам, и к опытным велосипедистам.

- Возьмите за правило возить с собой ремаптечку и насос: спущенная шина колеса – верный путь к травме.

- Обязательно проработайте маршрут будущей поездки – хотя бы в голове. Это поможет в пути быть уверенней и не отвлекаться на размышления, куда свернуть.

- Никогда не совершайте резких маневров – ни на дороге, ни на тротуаре. Иначе вы рискуете дезориентировать водителей и пешеходов, и может случиться столкновение.

Для начала взяла велосипед напрокат. Фото: архив "КП".

Для начала взяла велосипед напрокат. Фото: архив "КП".

Где взять велосипед напрокат?

Средние цены, условия

- ул. Крупской, д. 54. Пункт проката велосипедов "АС-Тур". Тел. 234-14-34. Цены: 100 рублей за час, 400 рублей за день и 500 рублей за сутки.

- ул. Льва Шатрова, 4, компания «Рассвет Пармы». Тел. 286–12–46, 8–952–642–94–75. Цены: прокат горного велосипеда - 120 рублей за час, 650 рублей за сутки, велосипедного шлема – 10 рублей в час, 50 рублей в сутки.

- ул. Мира, 7 Пункт проката и сервиса «Катай». Тел. 8-963-014-04-11. Цены: 100 рублей за час, 500 рублей за день, 700 рублей за сутки.

- ул. Петропавловская улица, 27, компания STARBIKES. Работает велокафе. Забронировать прокат можно по телефону: 8-919-466-92-20. Цены: прокат велосипеда за час – 150 рублей, за 2 часа – 250 рублей, за 3 часа – 350 рублей, за сутки – 500 рублей.

- ул. Седова, 6, центр проката «Адреналин». Тел.247-34-99. Цены: в будние дни - 100 рублей за час, 400 рублей за день, 500 рублей за сутки, в выходные, соответственно, - 150, 600 и 700 рублей.

В залог пермские пункты проката предлагают оставить паспорт либо денежную сумму – от 500 до 5 тысяч рублей.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также