Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество10 мая 2018 10:25

Пьеса о 2020-головом Горыныче, косноязычии и домашке по математике

Как десять журналистов "КП" одну задачу для 6-го класса весь день решали
Иногда детские задачки заставляют взрослых хвататься за голову.

Иногда детские задачки заставляют взрослых хвататься за голову.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Действующие лица: журналисты "КП", сплошь гуманитарии, но некоторые с "пятерками" по математике в школе.

Мизансцена: пятница, разгар рабочего дня, переписка в редакционной группе "Фейсбука" после ночного поста одного из коллег.

Арефьев: Ночь на дворе. Сынка делает домашку…

Текст задачи про Змея Горыныча

Текст задачи про Змея Горыныча

Иван-царевич имеет два волшебных меча, один из которых может отрубить Змею Горынычу 21 голову, а второй — 4 головы, но тогда у Змея Горыныча отрастает 2020 голов. (Однако если, например, у Змея Горыныча осталось лишь 3 головы, то рубить их ни тем, ни другим мечом нельзя.) Может ли Иван отрубить Змею Горынычу все головы, если в самом начале у него было 100 голов?

Черных: Дурдом! Чем занимаются нынешние школьники. Сочувствую...

Адамович: Как хаааааррррраааашо, что я ее закончил :))

Кирдяшов: Вообще 2020 голов - это сильно…

Садовникова: У такого Горыныча как минимум нарушен центр тяжести. Он ходить не сможет, не то что с царевичем воевать.

Ефимов: Ничего ужасного в сюжете нет. Мечи, драконы - отлично. "Из пункта А в пункт Б" лучше, что ли? Трындец в описании. Текст составлен человеком, не владеющим русским. В итоге задачу решить нельзя, потому что условие туманно и неоднозначно. И ведь кто-то одобряет все это в Минбезобразе.

Садовникова: Да можно ее решить, обычное уравнение. Но через косноязычие надо продираться. И уже потом заниматься математикой.

Беляков: А как решить-то? Я уже полчаса делю/отнимаю/умножаю. У меня скоро комплекс начнет развиваться, что 6-классники умнее меня…

Садовникова: Мучительно вспоминаю квадратный корень из 2020. Ответ, зачем там эта цифра, видимо, в нем кроется…

Ефимов: Нет такого корня!

Садовникова: Я подозревала…

Ефимов: Решил! Если принять, что 2020 голов отрастают после того, как по разику обеими мечами махнуть, то так выходит. Рубим по разу обоими мечами. Остаются 75 + 2020 = 2095. Дальше 99 раз машем мечом, который 21. Рубим 2079 голов. Ну и потом вторым мечом 4 раза - оставшиеся 16 голов.

Кирдяшов: Хм, а я вот не учел, что Иван-царевич может сразу двумя…

Садовникова: Пока ты машешь вторым мечом, который на 4, у тебя головы снова отрастают, после каждого взмаха (если верить условиям). А финальный вопрос вообще можно перевести как "имеет ли задача решение?" По-моему, надо сразу динамит кинуть Горынычу под ноги.

Кирдяшов: А точно, если вторым мечом, то после каждого маха +2020, будь проклят этот дракон. Нельзя его в сердце пырнуть? Или первым махнуть? Ну и что, что 21 голову рубит: где 21, там и 16 оттяпает точно)

Захаров: Ну выходит, нормальная получается задача - на смекалку…

Садовникова: Ваш вариант решения, коллега?

Захаров: Взять все и поделить.

Садовникова: Наш человек.

Кирдяшов: Это неберучка, потому что в условии ошибка, и отрастает у него 20 голов, а не 2020.

Ефимов: Почему?

Кирдяшов: Посмотрел в Сети) Вот как выходит. Было 100 голов. Срубил 20 раз по 4 головы, стало 100-4*20+20*20=420 голов. Срубил 20 раз по 21 голове, и все. А 2020 не решается никак.

Ефимов: Но ведь это скриншот?! КАК тут может быть ошибка? Давайте просто найдем автора этой задачи и отрубим голову ему! Это будет лучшим решением. Где мой меч?!

Милкус: Это олимпиадная задачка! Обычных детей драконами не мучают... Только выдающихся...

Рябцев: Если перевести на русский, получается, что ответ "нет" - 100 без остатка на 21 не делится.

Садовникова: Офигеть. А я понять не могла, почему современные родители как проклятые часами делают с детьми уроки, буквально учатся вместе с ними, привлекая весь жизненный опыт и репетиторов. Со мной никто никогда уроков не делал. Нам за полминуты объясняли, что а) 100 не кратно 7; б) любая задача имеет решение, лю-ба-я. Это потом уже в вузах нам рассказывали про нерешаемые задачи, на которые надо просто забить.

Кирдяшов: Как там поется…

Вот такие бывают в жизни повороты

Hо это не значит, что нельзя никому верить

Жизнь — очень сложная штука

(а ̶М̶и̶ш̶е̶ создателю учебника нужно оторвать яйца!)...

P.S. После нескольких часов обсуждений задачу мы все-таки решили. Цифра 2020 в описании задачи оказалась правильная. Но наши угрозы автору учебника остаются в силе.

Вот как выглядит официальное пояснение к задаче:

Иван может за один раз увеличить количество голов на 2016 или уменьшить на 21. Оба этих числа кратны 7. Поэтому, сколько бы Иван не рубил мечами головы животному, число 100 (начальное количество голов) изменится на число, кратное 7. Но само число 100 не кратно 7, поэтому получить 0 голов не получится.

А вас какие школьные задания сводят с ума?

ВЗГЛЯД с 6-го ЭТАЖА

Что учителю - помощь, то детям - взрыв мозга

Ксения КОНЮХОВА

Пока коллеги решали задачку, я нашла, откуда она взялась. Вовсе это не школьный учебник. Змей Горыныч этот прилетел с сайта "Сдам ГИА: решу ОГЭ и ЕГЭ", созданного учителем математики Дмитрием Гущиным, победителем конкурса "Учитель года-2007". Этот сайт — огромная копилка задач чуть ли не по всем предметам для всех классов. Проект личный, благотворительный, так что никаких серьезных экспертиз эти задачи не проходят. Заданий там несколько тысяч. Экспертов не наберешься каждое проверять. И тексты условий сформулированы не профессиональными редакторами, а энтузиастами. Поэтому и получается иногда не условие, а взрыв мозга. Кстати, конкретная наша задача взята из раздела "Логические задачи повышенной сложности", то есть по сути для олимпиадников.

Как бы так сделать, чтобы наши дети (а вместе с ними и мы сами) не сходили с ума, пытаясь понять, что хотел спросить автор задания? Ведь с одной стороны, учителям такие нестандартные задачки - помощь. А с другой - сплошной стресс для школьников. Может, всё-таки каким-то образом фильтровать и дополнительные материалы? Кстати, учитель, прежде чем задавать такое, мог бы тоже сначала оценить текст на предмет адекватности.

Конечно, есть и официальные сборники упражнений, где все буковки проверены и головы змей-горынычей посчитаны. Например, такие банки заданий выложены в открытом доступе на сайте Федерального института педагогических измерений. Но там задачки рассчитаны только на 9 и 11 классы и только те, которые попадутся на выпускных экзаменах. Но школьная программа, особенно профильная, этим не ограничивается.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

ВОПРОС ДНЯ

А вы справляетесь с домашним заданием детей?

Анастасия МЕЛЬНИКОВА, актриса:

- Я не справляюсь. Даже если понимаю, о чем речь, сейчас другая система преподавания, и правильно это оформить я уже не могу, моя дочь это делает по-другому.

Татьяна РОДКИНА, доцент:

- Реальная проблема - разница в программах и методах преподавания. Зачем столько академической свободы и почему допустима такая разница в школьном образовании?

Роман ПЛЮТА, глава «Православного союза»:

- Иногда приходится помогать. И периодически возникает вопрос: «Все ли в порядке с психикой у авторов заданий?» Следует больше использовать достижения отечественной педагогики.

Глеб ПЬЯНЫХ, телеведущий:

- Мои родители не проверяли мои уроки, и я не проверяю. Дети должны быть самостоятельны. А Егор - первоклассник. Учить ему там пока особо нечего...

Анна ЛИТВИНОВА, писательница:

- Недавно писала за сына сочинение «Судьба Муму» и получила тройку. Не раскрыт образ Герасима. Зато с английским полная гармония. С удовольствием помогаю переводить сложные тексты и сама попутно узнаю много нового.

Андрей РОЖКОВ, актер шоу «Уральские пельмени»:

- С домашними заданиями старшего сына уже не справляюсь. В математику даже не суюсь. А вот с домашними заданиями среднего я пока разобраться могу - он во втором классе.

Зинаида ЛОБАНОВА, редактор сайта Speakercom:

- В рамках русский-математика-иняз ничего сверхсложного я не видела. Но вопросы вызывают предметы вроде «Окружающего мира». Впечатление, что мы до сих пор сидим при лучине. Эти задания не то чтобы сложные, они не очень нужные и отнимают много времени.

Анна СМИРНОВА, мать-одиночка:

- Я вынуждена много работать, поэтому сын-второклассник на продленке. Учится он сам как может. Я знаю, что академиком он не будет, не ругаю за тройки.

Комсомолка рекомендует - учебники с проверенными задачками от ведущих издательств России на shop.kp.ru

Математика

Математика