Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество17 декабря 2017 22:00

Игра патриотов: Чему история научит школьников

Специалисты спорят о преподавании одного из важнейших предметов не только школьной программы
Михаил КОСОВ
Разработка историко-культурного стандарта позволяет сделать курс школьной истории более гибким.

Разработка историко-культурного стандарта позволяет сделать курс школьной истории более гибким.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Тема выступления новоуренгойского школьника Николая Десятниченко в Германии не утихает, обрастая новыми подробностями: по сети гуляет запрос депутата Елены Кукушкиной, в котором она выясняет, кто отправил школьника на мероприятие и одобрил его доклад. Правда, депутат от КПРФ называет немецкий парламент, где выступал Десятниченко, «городом Бундестагом». Так что пора проверять не только уровень преподавания в школах истории, но и географии. Своей речью в бундестаге школьник не только всколыхнул общество, попав в его больное место, но и спровоцировал важную профессиональную дискуссию.

«БОЛЕЗНЬ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА»

15 декабря 2017 года специалисты на «круглом столе» «Курс истории России: место и роль в патриотическом воспитании школьников» пытались разобраться, какую роль изучение предмета играет в формировании гражданина и по каким учебникам учатся сегодняшние дети. Выяснилось, что по отличным, - в этом пункте сошлись все выступавшие.

Юрий Никифоров, начальник научного отдела Российского военно-исторического общества, отметил: «Когда я в 90-е годы работал учителем в школе, многие вообще отказывались заниматься патриотическим воспитанием, настаивали на том, что речь идет лишь о передаче знаний; сейчас эта «болезнь переходного периода» преодолена. Однако наше уважение к предкам должно сочетаться с уважением к факту, научности и исторической правде. И в этом смысле существующие учебники истории заслуживают самой положительной оценки».

УЧЕБНИК - ЭТО ТОЛЬКО ИНСТРУМЕНТ

Ректор Государственного академического университета гуманитарных наук Денис Фомин-Нилов заметил, что разработка историко-культурного стандарта позволяет сделать курс школьной истории более гибким: «За последние шесть лет профессиональное историческое сообщество - учителя истории, методисты, ученые - провели большую работу и в рамках Российского исторического общества разработали историко-культурный стандарт. Пока не все школы перешли на преподавание по этому стандарту, однако к 2020 году те учащиеся, которые начали изучать историю по новым учебникам, разработанным с учетом требований ИКС, подойдут к 10 - 11-м классам, и можно будет подводить первые итоги того, что было предложено изменить в историческом образовании в школе. Но хочу подчеркнуть: учебник истории - лишь инструмент. И какой бы хороший он ни был, если нет человека, учителя истории, способного с этим инструментом качественно работать, то результата точно не получим. И если не будет мотивированного ученика - тоже. История - наука многогранная и поэтому предоставляет такие возможности: например, если кто-то интересуется спортом - можно преподавать историю России через историю спорта. Увлекающимся модой можно дать совершенно уникальный материал по истории моды и таким образом привить любовь к предмету вообще. Военно-политическая история «от Владимира до Владимира» - не догма. Современная историческая наука может предложить и другой подход, тематический. В 2020 году у нас появляется окно возможностей, как раз благодаря историко-культурному стандарту. С шестого по десятый класс мы изучаем традиционный курс военно-политической истории России, а в 11-м классе можем дать модульно, на тематическом принципе разные варианты освещения истории через различные сюжеты. Уже выпущена «История и культура религий России» - чудесное учебное пособие, позволяющее изучить историю традиционных религий России с древности до современности. И это позволит ребятам лучше понять историю России, а учителям - воспитать в них любовь к Родине и патриотизм. У нас есть подобное пособие и по истории Великой Отечественной войны, а сейчас также разрабатывается проект «История России через историю регионов» и многие другие».

НЕ ТЕРЯТЬ ЕДИНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Руслан Гагкуев, главный редактор корпорации «Российский учебник», согласился с мнением коллег по поводу историко-культурного стандарта: значение этого документа, по его словам, очень велико. Спикер обратил внимание на то, что ИКС прошел широкое и научное, и общественное обсуждение, и полученный результат - созданные на его основе учебники - впервые за долгие годы соответствуют единым параметрам и требованиям, оперируют единым глоссарием. Однако он упомянул и о серьезной проблеме: на изучение самого важного века в истории и нашей страны, и всего человечества - ХХ века - отводится крайне мало времени, около 70 часов в год. Можно ли за это время сформировать патриотическое мировоззрение у школьников, задался вопросом Р. Гагкуев.

Заведующий редакцией истории, обществознания и права издательства «Просвещение» Егор Бакаляр подчеркнул, что история должна воспитывать патриотов, но патриотов думающих, с помощью учебников, созданных в соответствии с историко-культурным стандартом, который формирует единую историческую среду в различных регионах страны. «Это позволяет ученикам, переехавшим, например, из Липецкой области на Камчатку, оставаться в рамках единого исторического пространства», - отметил спикер и выразил удовлетворение тем, что сейчас и нормативные документы, и историко-культурный стандарт прямо говорят о том, что воспитание патриотизма - это одна из функций предмета «история».

ЗАЧЕМ ПРОДАВАТЬ КНИЖНЫЙ МУСОР?

Армен Гаспарян, журналист, общественный деятель, посетовал на недостаток в стране качественной научно-популярной литературы: «Это не временные сложности, это тянется уже 25 лет. Интернет считают «великой помойкой», но у нас и в книжных магазинах иногда мусор продается. И в библиотеках то же самое. Нехватка научпоплитературы и качественных документальных фильмов, из которых школьники могли бы узнать об истребительной политике немцев на оккупированных территориях, о Хатыни - это большая проблема. Неправильно при этом делать крайним учителя. Вопрос нужно решать спокойно, в рамках профессионального сообщества, подключить Российское военно-историческое общество, Российское историческое общество и Российское географическое общество».

РАЗОБРАТЬСЯ С САМИМ СОБОЙ

Учитель истории Павел Панкин, председатель Московского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания, отметил, что нужно прислушиваться к желаниям детей: «В пятом классе легко воспитывать патриотов: покажи им фильм «Александр Невский» - и готово. Однако по мере взросления дети становятся более критичными, они хотят прежде всего разобраться с самими собой. Чтобы помочь им в этом, нужен не только учебник, но и обладающий огромным психологическим опытом учитель». Он подчеркнул, что Президент РФ подписал национальную стратегию учительского роста потому, что стране нужно новое поколение учителей, которые смогут достучаться до детей и посоветовать им правильные книги - те, о которых пел Высоцкий в «Балладе о борьбе, или Книжные дети»: «Значит, нужные книги ты в детстве читал».

ЧТОБЫ ДЕТИ МЫСЛИЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Игорь Андреев, профессор, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории Московского городского педагогического университета (МГПУ), отметил, что учителей нового поколения невозможно подготовить без новых учебников. «Те, которые вышли в рамках единого историко-культурного стандарта, отвечают требованиям современности, - подчеркнул эксперт. - Понятие патриотизма в новых учебниках расширено - это уже не только военная история. Надо сформировать историческое и патриотическое мышление, научить ребят навыкам самостоятельной работы, потому что в школе всегда будет не хватать часов на изучение по-настоящему важных тем».