Премия Рунета-2020
Пермь
+9°
Boom metrics
Наука17 ноября 2017 14:10

В Перми исследуют дневник, который мог принадлежать Михаилу Романову

Эксперт сравнит почерк великого князя и автора неопознанного дневника из небольшого музея в Тюменской области
Страницы дневника из Ишимского краеведческого музея.

Страницы дневника из Ишимского краеведческого музея.

В 1993 году в краеведческий музей города Ишима в Тюменской области двое мужчин потрепанной внешности принесли на продажу записную книжку-месяцеслов или, как бы сейчас сказали, ежедневник за 1891 год. Один из продавцов рассказал, что книжка досталась ему от деда, который служил в ГубЧК в Перми.

Титульный лист ежедневника.

Титульный лист ежедневника.

Судя по многочисленным пометкам, у книжки сменилось множество владельцев, часть страниц оказались утеряны, от первого владельца осталось только семь записей. Зато каких. На первой же странице за 1 января было написано: «Уроков не было. Утром поехали в Зимний дворец – оделся в мундиру – в церковь пошли – завтракали – гости были – играли в саду».

По этим строкам сотрудники ишимского музея сразу поняли, что к ним в руки попала вещь кого-то из окружения Романовых, может быть даже кого-то из великих князей. Но кого именно, выяснить не смогли.

Дневник прошел через множество рук. Некоторые владельцы задавались вопросом, кому принадлежала книжка.

Дневник прошел через множество рук. Некоторые владельцы задавались вопросом, кому принадлежала книжка.

Так много лет «царская книжка» пролежала в экспозиции музея, пока в 2017 году на конференции в Перми-36 сотрудникам ишимкого музея не посоветовали обратиться за советом к специалисту, уже изучившему дневники нескольких представителей рода последних русских царей.

Кандидат исторических наук, ассистент кафедры общей отечественной истории Пермского университета Дмитрий Софьин, просмотрев фотографии страниц записной книжки, предположил, что эти записи мог оставить великий князь Михаил Александрович (младший брат Николая II, был убит в Перми в 1918 году). На момент, когда в книжке-месяцеслове были сделаны эти записи, ему было всего 12 лет.

Пермский историк Дмитрий Софьин - специалист по Романовым.

Пермский историк Дмитрий Софьин - специалист по Романовым.

Фото: Сергей ТРЕТЬЯКОВ

Еще одна версия - записная книжка могла принадлежать великому князю Алексею Михайловичу (внук Николая I, умер от туберкулеза в 1895 году). Ему в 1891 году было 15 лет.

Предположительно месяцеслов Романова представляет собой книгу в окладе из карельской березы с золотым обрезом и позолоченным бронзовым замком. На каждой странице напечатаны даты по юлианскому и григорианскому календарю, а также названия церковных праздников. Именно в таких ежедневниках вели свои дневники члены императорского дома и их окружение.

– Записи сделаны в стиле викторианского дневника, это краткие заметки о том, как прошел день, такие дневники были у большинства Романовых, включая Николая II, – рассказал корреспонденту "Комсомольской правды" Дмитрий Софьин.

Автор дневника пишет: «Январь, 2/14 (дата по разным календарям - прим.). Уроки. Французский – хорошо. Музыка – посредственно. Естественная история – довольно хорошо. Прогулка в саду». Очевидно, что это не автор ставил оценки, а оценки ставили ему. Причем учился он по индивидуальной программе, как было принято у отпрысков Романовых. Судя про будничной записи про визит в Зимний дворец 1 января, для него это обыденное событие. Еще одна запись: «Январь, 17/29. Был у Кирилла Владимировича и остался до 8 1/2 часов». Кирилл Владимирович - это, с высокой вероятностью, великий князь Кирилл Владимирович Романов, которому в 1891 году было 15 лет. То есть автор был в гостях у сверстника.

- Почему вы думаете, что авторами ежедневника могли быть либо Михаил Александрович, либо Алексей Михайлович?

Потому что из сотни представителей дома Романовых, в 1891 году только пять мальчиков учили уроки. Кроме Михаила и Алексея, это Кирилл Владимирович (внук Александра II, будущий император Всероссийский в изгнании), у которого гостил автор, а также два его брата - Борис и Андрей Владимировичи, которые бы не стали величать Кирилла по имени-отчеству.

- Мог ли автор дневника быть кем-то другим?

Мог. Михаилу Алексеевичу в 1891 году было всего 12 лет, а почерк автора вполне взрослый. Алексею Михайловичу тогда было 15 лет, ему почерк больше подходит, но непонятно как дневник умершего в 1895 году великого князя попал в руки к пермскому чекисту. А вот Михаил Алексеевич мог привезти свой старый дневник с собой в Пермь.

Я отправил фотографии страниц дневника своим московским коллегам в Государственный архив РФ, где хранится большинство дневников Романовых, в том числе дневники Михаила Алексеевича. Кстати, его ежедневника за 1891 год там нет. После сравнения почерков, можно будет сказать точно, чей этот дневник.