Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество28 сентября 2017 17:20

Кому нужны эти оценки?!

Что случится, если в школах отменить нынешнюю балльную систему [опрос "КП"]
Мечта любого школьника - безупречные оценки.

Мечта любого школьника - безупречные оценки.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Спокойно, это не очередная реформа образования. Но поговорить об этом стоит. Как минимум, потому что слишком уж часто школьная оценка отражает скорее отношения учителя и ученика, чем реальный уровень успеваемости по предмету. Ставится на глазок. Причем глазок предвзятый - ведь учителя тоже люди, со своими страстями, любимчиками и "черным списком".

О слабых сторонах системы и о том, как ее можно изменить, мы поговорили с доктором психологических наук Виктором Гуружаповым, завкафедрой педагогической психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета.

Какие есть системы

Единой системы оценок в российских школах нет. В одних местах ставят привычные "пятерки" и "тройки", в других перешли на 10- и даже 12-балльную шкалу. Единственное общее правило — в первом классе оценок детям не ставят вообще.

ДОВОДЫ ПРОТИВ ОТМЕТОК

Они необъективны

Учителя признаются: за одинаковые по уровню работы отличник может получить трояк ("расслабился!"), а двоечник — четверку ("надо его подбодрить за старание"). А уж сколько копий сломано вокруг снижения оценок за неаккуратность, помарки и поведение...

- Отметки зачастую - очень личная характеристика, на которую может влиять отношение учителя к ребенку — например, когда в случае конфликта учитель занижает оценку, - считает эксперт.

Особенно страдают от штрафных оценок ученицы. Получить тройку с пометкой "ты же девочка" за неряшливый почерк при правильном решении проще простого.

Они демотивируют

Двойками и тройками учителя, по сути штрафуют ребенка: сделал ошибку — минус балл! "Пятерку" ставят за безупречную работу, но будем честными: разве можно быть безупречным всегда и по всем предметам, да еще и в течение 11 лет? А ведь и родители, и школа хотят, чтобы дети были отличниками.

Троечник же — вообще клеймо пропащего человека и неудачника. Хотя вообще-то эта отметка показывает, что ребенок усвоил необходимый базовый минимум. И по-хорошему его надо бы за это похвалить. Не забывайте, что многие успешные люди в школе были троечниками - если не круглыми, то по некоторым предметам.

Они непонятные

Больше всего мороки с 10- и 12-балльными системами. Их все равно по-старинке переводят в привычные "тройки"-"четверки". Но и традиционные отметки не лучше:

- Единицы у нас давно не ставят, поэтому по сути, у нас сейчас 4-балльная шкала. Более того, часто учителям не рекомендуют ставить "двойки", так что остается вообще всего три отметки.

ДОВОДЫ ЗА ОТМЕТКИ

Они привычные

Перемен в образовании и так хватает, а к нынешним оценкам все уже привыкли. Да и не факт, что какая-либо новая система будет лучше — об этом нет серьезных достоверных исследований.

Кроме того, дети и сами привыкли к отметкам — худо-бедно, они отражают текущий уровень знаний и их динамику за время учебы.

Они ориентируют учителей и родителей

Оценка показывает, схалтурил ребенок с домашней работой, или нет. Это понятный индикатор для родителей.

Если со сменой учителя отличник съехал на "тройки", возможно, новый педагог менее понятно объясняет. Или, наоборот, предыдущий учитель ставил оценки за красивые глаза. Выходит, это и показатель качества работы учителя.

Кроме того, резкое снижение оценок может указывать на то, что у ребенка возникли какие-то психологические проблемы, от конфликтов и травли в школе до мыслей о суициде. Так что оценки — важный звонок и для психологов.

Они нужны для отчета

Средний балл - важный показатель в отчетности учителя.

- На школьные оценки сейчас завязаны многие рейтинги и показатели в образовании, - говорит наш эксперт. - Например, аттестаты с отличием и медали — за них детям даются бонусные баллы к ЕГЭ при поступлении в вуз.

Как поменять систему оценок

Шкалу оценок вправе выбрать администрация школы. Точнее, решение принимает управляющий совет школы, куда входит администрация, учителя, родители и сами ученики.

Если родителей или педагогов не устраивает действующая система, этот вопрос надо поднять на школьном собрании, привести все "за" и "против" и предложить альтернативу.

КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ

Зачетом делу не поможешь!

Александр Гулин, учитель истории и обществознания школы №1828 «Сабурово» (Москва), руководитель Ассоциации свободных учителей:

- Нужны не "тройки" с "пятерками", и не зачет-незачет, а внутреннее портфолио, которое оценивало бы динамику школьника. Тогда ребенок не будет бояться важных контрольных, и какая там отметка, будет неважно.

Потенциал традиционных систем оценок уже максимально исчерпан, потому что многим родителям важны не реальные знания, а отметки. Но что "тройка", что "незачет" вовсе не означают, что ребенка плохо научили – это может говорить о чем угодно! Например, что эта программа для него сложная. Или что у него темп работы медленный, и он просто не успел что-то сделать на уроке.

Для оценки домашнего задания эта система также не годится. Домашнее задание - это вообще в большинстве случаев тройной обман. Когда оно дается по учебнику, ребенок просто скачивает в интернете готовые ответы, учитель не глядя ставит за них высокую оценку, а родители думают, что все в порядке. А на независимой диагностике результат низкий.

Система «зачет-незачет» - это все та же традиционная система оценивания, которую можно и нужно менять. Ребенка все равно оценивает тот же, кто и учит, – а это, как минимум, необъективно. Для объективной оценки есть независимые центры диагностики. В Москве это Московский центр качества образования, куда может обратиться любой родитель.

ОПРОС "КП"

А КАК У НИХ

США и Великобритания

Ученикам ставят отметки от "A" за отличную работу до "С" за посредственную. "Неудов" два — "E" и "F" (от слова "fail", "провал").

Индия и Китай

В Индии и некоторых других странах буквенную систему дополнили отметок "O" — "outstanding" (для выдающихся ответов) и "U", "unfair" — "нечестно" для жульничавших.

Латинская Америка

В Коста-Рике и странах Латинской Америки принята стобалльная система. Оценивается процент выполненной работы. А вот минимальная планка везде своя — где-то надо набрать 30 процентов, где-то хватит и 20.

Италия и Финляндия

В большинстве стран Европы принята 10-балльная оценка. Но перевести ее в нашу шкалу напрямую не выйдет. Например, в Италии "десятка" — это из ряда вон выходящее событие, а в Финляндии их ставят сплошь и рядом.

Дания

После образовательной реформы в Дании смешали в кучу буквенные отметки и числовые и выкинули все, что показалось лишним. В итоге датчанам ставят 12 — "отлично", 10 — "очень хорошо", 7 и 4 — "хорошо" и "средне", 02 — "удовлетворительно". Собственно "неуд" по-датски будет 00. А еще есть -3. Это плохо, очень плохо!