2016-08-24T02:14:16+03:00

«Тангейзер 2»: В Калининграде из спектакля о святой Ксении «вырезали» комичную сценку про священника

Эхо скандальной постановки оперы Вагнера докатилось до самого запада России. В центре очередного театрального скандала - спектакль «Святая блаженная Ксения Петербуржская в житии», поставленном в Тильзит-театре
Поделиться:
Комментарии: comments12
Фото: vk.com
Изменить размер текста:

Директор театра считает, что постановка «попала в волну «Тангейзера», а художественный руководитель Александрийского театра Валерий Фокин выступил за сохранение целостности спектакля.

ПИСЬМО ГУБЕРНАТОРУ

Все началось с письма председателя совета Гильдии театральных режиссеров России Валерия Фокина к губернатору Николаю Цуканову. В письме, опубликованном на сайте Гильдии, говорится о «крайне неприятном эпизоде, который произошел в Тильзит-театре в городе Советске».

- Уже в выпущенный режиссером Павлом Зобниным спектакль «Святая блаженная Ксения Петербуржская в житии» по пьесе Вадима Леванова, после обращения начальника управления по культуре и молодежной политике были внесены изменения, - пишет Валерий Фокин. - Сейчас спектакль идет без одной из сцен, в которой в комической форме был изображен образ священника. Именно его главная героиня Ксения Петербуржская публично обвиняет в поборах и неправедном образе жизни.

Валерий Фокин утверждает, что исторические факты убедительно свидетельствуют, что Великая святая неоднократно обличала пороки, в том числе и священнослужителей, обращая общее внимание на несоблюдение ими своего божественного долга.

- Но видимо административное рвение, ставшее сегодня, к сожалению, крайне распространенным, возобладало в данном случае над разумом, что привело к нарушению авторских прав и драматурга, и режиссера, - отмечает председатель Гильдии, добавляя, что «несмотря на отсутствие цензуры, управление культуры позволяет себе грубейшее вмешательство в замысле авторов пьесы и спектакля, а кроме того еще и вносит купюры в житие святой Ксении Петербуржской».

«НЕ ВОПРЕКИ ЖЕЛАНИЮ РЕЖИССЕРА»

Мы поговорили с директором Тильзит-театра Ниной Лемеш. Вот что она рассказала о скандале с вырезанной сценой.

- Да, над спектаклем «Святая блаженная Ксения Петербуржская в житии» в Тильзит-театре работал московский режиссер Павел Зобнин. С Павлом у нас сложился удивительно теплый контакт, - сказала директор. - Эта работа Павла - первая в стенах Тильзит-театра. И я верю, что не последняя. У меня, как у директора, нет морального права вмешиваться в творческий процесс, диктовать условия и так далее. Я доверию режиссерам, которые работают в нашем театре.

- Так почему вырезали сцену со священником?

- А дело вот в чем. После премьеры мы получили письмо от одной монахини, - вспоминает Нина Лемеш. - Автор послания выступила категорически против сцены, где происходит диалог между отцом Паисием и Ксенией, поскольку диалог этот весьма оскорбителен для священнослужителей. Это первое. Второе – эта сцена ничего общего не имеет с житием святой Ксении Петербургской. Безусловно, я, как руководитель, сразу связалась с Павлом, объяснила ситуацию, спросила: возможно ли как-то смягчить? У Павла не было категоричности, напротив, он сразу пошел навстречу, сказала, что без этой сцены вполне можно обойтись. И мы убрали ее. И я была совершенно спокойна - мы решили эту ситуацию по-доброму. Если бы режиссер выступил категорически против, я бы пошла другим путем - пригласила бы на беседу священнослужителей, попыталась разобраться в их позиции.

Тем не менее, Павел Зобнин попросил убрать его имя из афиши спектакля.

ПОЗИЦИЯ РЕЖИССЕРА

Сам Павел Зобнин, к сожалению, от комментариев отказался. Однако на своей странице в социальной сети он разместил комментарий Нины Лемеш со своими коррективами. Поправки у режиссера получилась весьма красноречивыми. Приводим пост режиссера с небольшими сокращениями.

«По словам директора «Тильзит-театра» Нины Лемеш, купюра была сделана ПО ПРЕДЛОЖЕНИЮ (не «по предложению», а «с ведома» - Павел Зобнин) режиссера-постановщика спектакля Павла Зобнина. Монахини Свято-Елисаветинского женского монастыря обратились в министерство культуры Калининградской области, а оно апеллировало к театру, чтобы решить этот вопрос более-менее безболезненно для всех сторон. Мы долго решали, как сделать так, чтобы всем сторонам было хорошо, но режиссер Павел Зобнин САМ РЕШИЛ (не «сам решил», а «сам предоставил решать директору как владельцу спектакля и лицу, прямо зависимому от произвола чиновников» - П.З.) убрать сцену, которая в карикатурном обличии показывает попа и попадью. Эта сцена проходная, и он пожертвовал ею БЕЗ СОЖАЛЕНИЯ («с сожалением - забавная была» - П.З.). ОДНАКО (не «однако», а «и» - П.З.) после этого он убрал свое имя с афиши, - пояснила директор».

Конец цитаты.

ЧТО ГОВОРЯТ В МИНКУЛЬТЕ

«За репертуарную политику отвечает директор театра»

Светлана КОНДРАТЬЕВА, министр культуры Калининградской области:

- За репертуарную политику и творческую составляющую театра отвечает, прежде всего, директор учреждения. Поэтому министерство культуры не могло принять решение о творческой доработке спектакля «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии» театра юного зрителя «Молодежный» (так официально называется Тильзит-театр – Ред.). Руководитель действовал в соответствии с ключевым положениям «Основ культурной политики в Российской Федерации», утвержденных Указом Президента РФ. Добавлю, что официальное письмо от Совета театральных деятелей России в министерство культуры Калининградской области пока не поступило.

ДОСЛОВНО

Что вырезали из спектакля

Возле церкви апостола Матфея на Петербургской стороне важно шествует отец Паисий с попадьей.

КСЕНИЯ. Дяденька, а дяденька, дай денежку!

о. ПАИСИЙ. Иди с миром, блаженная! Какой я тебе дяденька? Не видишь, что я духовного звания? КСЕНИЯ. А я Андрей Федорович, певчий хора Ея Императорского Величества Елисаветы Петровны. Дай мне копеечку! о. ПАИСИЙ. Ну, поди, поди от меня, нечего тут… КСЕНИЯ. Дай мне копеечку, Божий слуга! У тебя много божьих денег. Дай Андрею Федоровичу денежку. о. ПАИСИЙ. Пошла прочь! Не вводи во грех! КСЕНИЯ. А тебя, дяденька, во грех вводить нечего. Ты во грехе, аки в дегте весь целиком. Ты ж и в пост скоромишься – блины с маслом да баранью лопатку кушаешь, к попадье своей под подол лезешь, и на стороне блудишь, мздоимствуешь… о. ПАИСИЙ. Ты что?.. Что городишь?! КСЕНИЯ. Бог, дяденька, не Микишка, у него своя книжка. о. ПАИСИЙ. Ах ты, сатана, Тьфу! Анафема этакая! ПОПАДЬЯ. А ну, пошла отсюда, курва, дрянь, дура, побирушка, голь перекатная, рвань подзаборная… КСЕНИЯ. А ты, матушка, зря серчаешь. У тебя тоже рыльце в пушку. Не блуди с дьяконом, да с регентом, да с певчими! ПОПАДЬЯ. Да ты!.. Да я!.. Собака бешеная! Полоумная! Я тебя в каторгу, в батоги! В остроге сгниешь! В Сибирь тебя!.. КСЕНИЯ (с поклоном). И тебе Господь воздаст, матушка…

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Святая блаженная Ксения Петербуржская - русская православная святая, юродивая. Родилась между 1719 и 1730 годами, скончалась в Санкт-Петербурге не позднее 1806 года. После внезапной кончины мужа 26-летняя Ксения избрала путь юродства. Она пожертвовала свой дом одной из знакомых, облачилась в одежды мужа и стала отзываться только на его имя, говоря, что он жив, а Ксения умерла. После многолетнего народного почитания была причислена к лику святых.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также