Премия Рунета-2020
Пермь
+8°
Boom metrics
Общество26 марта 2015 10:30

«Мы оперировали раненых сутками, а чтобы не упасть - пили ампулу кофеина»

Пермский врач рассказала, как в войну попала на фронт и встретила здесь своего мужа
Фото: из семейного архива

Фото: из семейного архива

На фронт 22-летняя Мария Трашкова попала, едва окончив Киргизский мединститут. Вместе с подружками записалась в добровольцы, и девушку отправили на западный фронт в стрелковую дивизию.

- Шел 43-й год, первые бои для меня начались под Ржевом, - вспоминает Мария Владимировна, сейчас ей 93. - Помню, главный хирург показал мне, как разрезать раны и доставать осколки, на второй день я уже ему ассистировала, а на третий он говорит: «Ну, теперь ты сама работай».

Фото: из семейного архива

Фото: из семейного архива

Первую операцию запомнила на всю жизнь: солдату нужно было ампутировать ногу, а я невысокая, хрупкая, и помощников нет. Но справилась, некогда было долго обучать новичков. Раненых привозили сотнями. Фельдшеры делали анестезию, а я оперировала - от стола к столу, по двое - трое суток без сна. Чтобы не упасть, мы выпивали ампулу с кофеином и продолжали работать.

Медсанбаты тогда подвозили очень близко к линии фронта. Мария Владимировна до сих пор вспоминает страшный гул от снарядов, которые летали прямо над головами.

- Обстановка была жуткая: раненые мечутся, санитары их держат, а я оперирую. Анестезия была только местной, каждого уговаривала: «Миленький, дорогой, потерпи!».

Там же на фронте Мария Владимировна познакомилась со своим будущим мужем Сергеем, он был начальником штаба.

- Сережа был моим товарищем. На фронте он оберегал меня от навязчивых ухажеров, а их было не мало. Помню, оперировала офицера из Ленинграда, а он потом мне письма писал, замуж звал. Я не ответила.

Всю войну военный хирург прошла без ранений. Только один раз ее зацепило, в 44-м под Псковом. Дивизия стояла на равнине, спрятаться было негде - весна, окопы затопило. От упавшего снаряда Марию контузило, но врач продолжала работать.

Из Пскова она направилась в Латвию, их дивизия освобождала Ригу.

- В Латвии я встретила победу, раненых было уже меньше, поэтому в медсанбат стали привозить солдат противника, - говорит Мария Трашкова. - Мы тогда не могли поверить, что нужно оперировать немцев. Но начальство выдало: «Наша страна гуманная, и медики тоже должны быть гуманны».

Фото:Елена СОФЬИНА

Фото:Елена СОФЬИНА

В год Победы в Ленинграде Мария и Сергей поженились, но для военного врача война еще не закончилась. Началась война с Японией, и ее отправили на Дальний Восток. Только в 46-м она вернулась к мужу, супруги поселились в Талине, там родилась дочь. В 50-м они всей семьей перебрались жить в Пермь.

30 лет ветеран войны проработала участковым терапевтом в больнице № 3, из которой позже был организован Институт сердца.