Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
БАМ11 августа 2014 12:10

«БАМ научил работать с людьми, отстаивать правоту, следовать принципам»

Валерий Шмидт, главный инженер строительства первого и пока единственного железнодорожного моста через реку Лену вспоминает о своей работе на магистрали [фото]
Первомайская демонстрация в Усть-Куте, 1978 г.

Первомайская демонстрация в Усть-Куте, 1978 г.

Принято считать, что БАМ - это стройка молодых. И это так. Но все же, главной движущей силой проекта были профессионалы, опытные инженеры – транспортные строители. Условия на БАМе предлагались заманчивые: контракт на три года, на которые бронировалась квартира по старому месту жительства, должность не ниже прежней после возвращения и другие льготы. Кто же знал, что для многих из них трехлетняя «командировка» растянется на десятилетия? Вот что рассказал «Комсомолке» главный инженер строительства моста через Лену Валерий Шмидт, который вместе с женой Светланой Бреховой проработал на БАМе 20 лет.

ДОСЬЕ «КП»

Валерий Шмидт — один из руководителей Группы компаний «ИФСК «АРКС» (крупного генподрядчика на строительстве дорог и мостов в Москве). С его участием построены мосты через Урал в Орске и Оренбурге, на подъезде к космодрому «Байконур», ВАЗу, КамАЗу и более 1000 мостов на БАМе. Уже 20 лет работает в Москве, участвовал в реконструкции МКАД, строительстве третьего транспортного кольца и многих транспортных развязок.

Валерий Шмидт (справа) с управляющим трестом «Мостострой-9» Иваном Рассказовым, 1975 год. Смотрите фотогалерею.

Валерий Шмидт (справа) с управляющим трестом «Мостострой-9» Иваном Рассказовым, 1975 год. Смотрите фотогалерею.

«ПРОЙТИ МИМО ТАКОГО ШАНСА Я НЕ МОГУ»

Валерий Иосифович: - В 1960-м мы с женой окончили Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта, факультет «Мосты и тоннели». По стране переезжали вместе со стройками: Орск, Ульяновск, потом Саратов, где меня назначили главным инженером «Мостоотряда №8», построившего в 1965 году трехкилометровый мост через Волгу - визитную карточку Саратова. В то время самый большой в Европе мост из сборного железобетона!

Светлана Марковна: - В Саратове жили хорошо. Интересная работа, друзья, квартира на берегу Волги, сын ходил в школу, в бассейн. Но тут начался БАМ.

В.И.: - В 60-е - 70-е годы в Сибири было развёрнуто грандиозное строительство: строились города, заводы, железные дороги, гидростанции, ЛЭП-500, осваивались нефтяные, газовые месторождения. В 1972 году со станции Бамовская на Транссибе начали строительство железной дороги в Тынду.

Когда-то железная дорога здесь уже была проложена. Перед Великой Отечественной войной начались инженерно-геологические изыскания на БАМе, построили железную дорогу от станции Сковородино на Транссибе до станции Тында. Но во время войны ее разобрали - и рельсы, и шпалы отправили на строительство Волжской рокады Саратов - Сталинград. По этой дороге подвозили боеприпасы и технику во время Сталинградской битвы. В конце 60-х годов ХХ века страна вновь вернулась к строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали для освоения огромного перспективнейшего региона.

Мы – строители, следили и знали обо всех больших стройках. С бамовской тематикой я познакомился в августе 1973 года в Улан-Уде, где министерство транспортного строительства организовало встречу мостовиков - инженеров и руководителей подведомственных организаций. Разговор шел о строительстве БАМа, конкретно о работе над конструкциями опор и пролетных строений мостов в северных условиях. Мостовикам дали понять, что надо готовиться.

В 1974 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве БАМ. Позвонили из Москвы: «Вы хотите поехать на БАМ?». Предложение, от которого нельзя отказаться? Нет. Карьера и так шла вверх. Я был беспартийным, но при этом мне предлагали должность главного инженера треста. Пошел в библиотеку, посмотрел материалы по Сибири. Понял, что пройти мимо такого шанса я не могу: сформировать трест с нуля, а это шесть тысяч человек, принять участие в строительстве железной дороги длиной свыше 3000 км в экстремальных условиях – для профессионала - это дело всей жизни.

Собкорр Газеты «Известия» Леонид Шинкарев, поэт Евгений Евтушенко, главный инженер Мостотряда №5 Виталий Гребенцов на строительстве моста через Лену. Смотрите фотогалерею.

Собкорр Газеты «Известия» Леонид Шинкарев, поэт Евгений Евтушенко, главный инженер Мостотряда №5 Виталий Гребенцов на строительстве моста через Лену. Смотрите фотогалерею.

С.М.: - Пришел муж домой: «Мне предложили поехать на БАМ». Я онемела, но потом начала отговаривать: а как же школа, бассейн, Волга-речка, друзья, и там по тайге медведи бегают… Но он сказал, что для строителя –профессионала ничего интереснее и важнее быть не может, и что такого шанса может больше не представиться... Согласилась: «Ну, поедем».

«МОЯ ПЕРВАЯ ЗАДАЧА НА БАМЕ - МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ ЛЕНА»

В.И.: - На БАМ приехал в конце 1974 года без семьи, после утверждения в Москве на должность главного инженера Мостостроительного треста № 9, сформированного для строительства мостов на Западном участке БАМ. Добрался до города Усть-Кут – маленький сибирский деревянный городок, деревянные тротуары. Кругом тайга. Мороз под минус 40. Оплатил и получил со склада полушубок, унты. Надел привезенное с собой шерстяное белье от водолазного костюма, свитер, штаны теплые, сверху обычные брюки - вот теперь мороз не страшен. Приступил к исполнению своих новых обязанностей.

В постановлении ЦК КПСС по БАМу указывались общие сроки строительства железной дороги, и лишь по одному конкретному объекту - мосту через реку Лена, был установлен конкретный срок - сдать его надо было в третьем квартале 1975 года, то есть на строительство моста отводился один год. В самом начале трассы БАМ река Лена была главным барьером при движении на восток.

Мощная, полноводная, великая сибирская река, непокоренная – ни одного моста на Лене до БАМа не было. К мосту было очень большое внимание. Руководство постоянно приезжало - министерское, первый секретарь Иркутского обкома КПСС Банников, кстати, очень демократичный человек, корреспонденты с телевидения, из журналов и газет, в том числе и Владимир Сунгоркин из «Комсомольской правды» (сейчас - главный редактор «КП»).

Часто наведывался Леонид Шинкарёв, собкор «Известий». Что они видели? Ходит парень по льду с одного берега Лены на другой и «воздухом торгует» - рассказывает, что тут будет: и опоры, и пролетные строения, и рельсы по мосту пролягут. А ничего же не видно - все работы идут подо льдом, сверху все тепляками закрыто. Гостям оставалось только верить, что к апрелю все опоры моста будут стоять и начнется монтаж металлоконструкций пролетов. И мы-таки к ледоходу все опоры сделали. А потом пошел монтаж пролетных строений. Все лучшие монтажники – мостовики были собраны. Был очень жесткий график монтажа. И было соревнование – кто скорее смонтирует «панель», настоящее соревнование, очень азартное, ставили рекорды.

В конце лета нашу стройку посетил поэт Евгений Евтушенко, ходил по мосту, поражался работе монтажников (верхолазы – циркачи!), жил в общежитии с мостовиками – ребята его очень тепло принимали. А в сентябре 1975 года прошел первый поезд по мосту. И это был настоящий праздник. Как положено, на празднике были гости – бригада артистов из Московского театра Сатиры, с великой Татьяной Ивановной Пельтцер.

Валерий Шмидт (в центре), народная артистка СССР Татьяна Пельтцер и заместитель начальника дирекции строительства БАМа Гончаров на открытии рабочего движения по мосту через реку Лена, сентябрь 1975 года. Смотрите фотогалерею.

Валерий Шмидт (в центре), народная артистка СССР Татьяна Пельтцер и заместитель начальника дирекции строительства БАМа Гончаров на открытии рабочего движения по мосту через реку Лена, сентябрь 1975 года. Смотрите фотогалерею.

Как жилось без семьи? Легче, чем с семьей. Работал круглые сутки. В час ночи проводил планерку - за сутки подводили итоги. А в шесть утра начинал новую планерку. Поесть, поспать в вагончике - проблем не было. А если бы жил вместе с женой и сыном? Нужно было бы думать, как их жизнь обустроить.

«БА! ДА ЭТОЖЕ ОЛЕГ ЕФРЕМОВ!»

В.И.: - Одно из БАМовских воспоминаний: только прилетел из Москвы в Братск, знакомлюсь с новыми местами. Встретили коллеги, привезли в Вихаревку, осмотрели производственную базу. Я обратил внимание на постоянный собачий лай. Спрашиваю: «В чем дело?» Мне говорят: «Так мы - в центре зоны». Между двойным забором бегают собаки. А лагеря там еще с царских времен...

С.М.: - Существует миф, что БАМ строили зэки. Вот это неправда! Первоначально в проекте постановления ЦК КПСС по БАМу предусматривалось использование «спецконтингента». Но комсомол встал на дыбы: «Сами построим дорогу!». За 20 лет на строительстве БАМа мы не видели ни одного заключенного. Один из артистов, в то время бывавших на БАМе, как-то много позже сказал, что он встречал там комсомольцев, «в таких вот полосатеньких курточках». После этого бамовцы его разлюбили. Хотя артисты на БАМе были всегда желанные гости.

В.И.: - Причем ехали не только организованно делегациями, но и «дикарями». В 1975 году я провожал товарища в аэропорту Усть-Кута. Подходит небритый мужик к машине, спрашивает: «Вы в город не едете?» «Нет, пока», - отвечаю. А товарищу говорю: «Это же Олег Ефремов!» Проводил товарища в самолет, возвращаюсь к машине. Ефремов ждет. «Еду в город, куда вам надо?» - спрашиваю. А тот и сам не знает: «Может, в горисполком?..» А кого найдешь в горисполкоме в воскресенье? Говорю: «Я вас узнал, вы - Олег Ефремов. Давайте я вас отвезу в общежитие Мостоотряда №5, там много выходцев из Саратова, которые участвовали в съемках фильма «Строится мост» (одну из главных ролей сыграл сам Ефремов, также с ним снялись Галина Волчек и Олег Табаков - «КП»). Будут очень рады встрече с вами.

Ефремов был тронут, рассказал, что все как-то надоело в Москве, решили вот с драматургом Рощиным - махнем на БАМ. И полетели! Заселил гостей в общежитие. В понедельник их перехватили и горком, и горисполком - москвичей к тому времени искало пол-столицы.

Первый поезд по мосту через Лену, 1975 г. Смотрите фотогалерею.

Первый поезд по мосту через Лену, 1975 г. Смотрите фотогалерею.

КАК В СОВМИНЕ О БАМЕ ПОСПОРИЛИ

В.И.: - С самого начала и на протяжении более 10 лет строительством Байкало-Амурской магистрали руководил заместитель министра, начальник Главбамстроя Константин Владимирович Мохортов. Выдающийся транспортный строитель, профессионал, мудрейший человек.

Мохортов участвовал в подготовке постановления правительства по БАМу. Мы все, руководители, учились у него выдержке, целеустремленности и государственной мудрости.

Случай из его жизни, наверно, даже немного похожий на анекдот. В 1979 году завершалось строительство железной дороги от станции Тында до Нерюнгринского угольного месторождения, станции Беркакит. Эта дорога с января 1980 года должна была дать возможность начать отправку угля в Японию в погашение взятых кредитов. Очень тяжелая обстановка была. Косыгин проводит заседание Президиума Совмина СССР. Министр путей сообщения Иван Григорьевич Павловский доложил, что недавно был в Тынде, и его оценка очень негативная: низкая степень готовности объекта, низкое качество работ, и он сомневается, что строители сдадут дорогу в декабре 79-го.

Косыгин дает слово министру транспортного строительства Соснову: «Иван Дмитриевич, это так?». Соснов говорит: «Разрешите, доложит мой заместитель, начальник Главбамстроя товарищ Мохортов». Мохортов встает со словами: «Я, наверное, недостаточно опытный железнодорожник и транспортный строитель (хотя ему в то время было уже 66 лет и он всю жизнь строил железные дороги), и присутствующие здесь более опытные товарищи поправят меня, но я не знаю, как можно оценить темпы строительства и качество работ, не проезжая по железной дороге, а пролетая над ней на вертолете».

Косыгин: «Что, на самом деле?». Павловский отвечает: «Времени мало было, Алексей Николаевич, поэтому я пролетел на вертолете, но очень-очень низко, я все видел». Косыгин спрашивает: «Так вы в декабре сдадите? Мохортов: «Безусловно!» (акт о сдаче объекта был подписан 30 декабря 1979 года).

...Я приехал в Москву с многолетним опытом строительства мостов. И это была подготовка к тому, что меня ожидало в столице, потому что строить здесь мосты посложнее, чем на БАМе, но это отдельный разговор. Становление характеров, умение работать с людьми, уметь отстаивать свою правоту, твердо следовать своим принципам – все это была «школа БАМа». И все это очень востребовано в Москве.

СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ

БАМ: Строительство моста через великую сибирскую реку Лену