Деревянный парусник пролежал на дне более полувека
Зеленые водоросли вместо белоснежных парусов, морские рыбы вместо бравого экипажа – таким увидели мурманские дайверы неизвестный парусник, покоящийся на дне Кольского залива. Старинное судно вряд ли хранит на своем борту пиратские сокровища, чай, не Карибское море, а Баренцево, но уж тайны у него есть точно.
- Мы были просто поражены, когда наткнулись на этот парусник. Я никогда еще не встречал полностью сохранившегося деревянного корабля. Видел китобойное судно в заливе Ура-Губа, но от него остался лишь остов. А у парусника даже мачты целы, и смотровая корзинка есть, куда матрос поднимался, чтобы высматривать землю, - восхищается инструктор мурманского дайвинг-клуба «Нордвал» Валерий Темпераментов. О деревянном судне, затонувшем в бухте Белокаменка, дайвер знал уже дано, но вот найти его точное месторасположение до этого года не удавалось.
Сейчас дайверы собираются работать с архивами госинспекции по маломерным судам, выяснять, по какому проекту он был построен, зачем шел в Мурманск и из-за чего погиб. Уже сейчас понятно, что парусник пролежал на дне много десятилетий, а построен был, скорее всего, в начале прошлого века. Дайверы спорят и о его предназначении: лебедка на корме говорит о том, что судно могло быть грузовым, но небольшие размеры трюма свидетельствуют о том, что главной его задачей все-таки была перевозка пассажиров.
- Мы даже пока не знаем, кому он принадлежит, - говорит Валерий Темпераментов. - Но намерены вплотную заняться исследованием судна.
«Сталелитейщик» из полярного конвоя
Парусник для Кольского залива действительно находка редкая. Куда больше на его дне находится судов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Мурманск был основным портом, принимавшим грузы по ленд-лизу. Самолеты, танки, зенитки, боеприпасы, паровозы, автомобили, станки, медикаменты и даже консервы – все это союзники доставляли нам с огромным риском на судах арктических конвоев.
Немецкая авиация умудрялась топить транспорты даже на подходе к Мурманску. Увы, подобраться к этим судам, даже зная их примерное расположение, невозможно без специальных батискафов и роботов.
- У нас очень много судов, затонувших на глубинах, недоступных для любительского дайвинга, то есть глубже 40 метров. Эти суда очень тяжело обследовать! - сетует Валерий Темпераментов.
Поэтому на карте «доступных» дайверам военных транспортов, погребенных близ Мурманска под толщей воды, пока можно отметить всего две точки.
Наиболее исследованный экспонат этого подводного музея – транспортное судно «Steel Worker» (можно перевести как «стальной рабочий» или «сталелитейщик»). Оно пришло в порт Мурманск 30 мая 1942 года в составе каравана PQ-16. За месяц до конвоя PQ-17, чьей горькой участи посвящено много книг и фильмов. Напомним, этот караван, брошенный английским эскортом, потерял 22 судна из 35. Судьба 16-го конвоя была менее трагичной. Он хоть и потерял 7 из 35 судов из-за атак немецких подлодок и самолетов, но все-таки дошел до столицы Заполярья.
Вот и транспорт «Steel Worker» даже успел начать разгрузку, спустив на берег около 300 тонн груза. После этого, взяв на борт лоцмана, судно направилось к основному причалу. Внезапно в кормовой части раздался взрыв и транспорт начал тонуть. Экипаж успел спастись, а вот груз – запчасти для самолетов и танков - пошел ко дну. Спустя некоторое время водолазам удалось поднять его большую часть.
- Транспорт лежит в Мишуковской бухте (западная сторона Кольского залива – Ред.), его неоднократно обследовали, - рассказывает Валерий Темпераментов. - В 2002 году экспедиция подводного клуба МГУ проникла внутрь трюмов, провела фото- и видеосъемку судна.
Интересно, что тем же летом 1942 года возле мурманских причалов во время налета немецкой авиации затонул английский пароход типа «Empire». В 1944 году наши портовые службы его подняли, отремонтировали и, поскольку союзники отказались от прав на судно, передали в состав Мурманского морского пароходства. И этот транспорт, получивший название «Мурманск», находился в строю аж до 1978 года!
Танк извлекли из-под воды
Еще один интересное судно лежит на выходе из Кольского залива - в районе острова Кильдин. Это «Томас Дональдсон» проекта Liberty. Транспорт следовал из Америки в составе конвоя JW-65 и был торпедирован немецкими подлодками в марте 1945 года - за полтора месяца до победы.
Танк пролежал на дне более полувека.
Первым «Томаса Дональдсона» обследовали в 2005 году водолазы Северного флота. Потом подтянулись и любители подводного плавания. И профессионалы, и дайверы рассказывали, что на борту судна есть техника, которую в 1945-м так и не дождались в военном Мурманске: танки, паровозы, самолеты. Однако поднять их из под воды было невозможно.
Но на прошлой неделе специалисты Управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота в ходе специального учения провели уникальную операцию по подъему танка «Шерман» с борта транспорта.
- Поднятие 30-тонного танка с 60-метровой глубины стало возможно благодаря применению необитаемых телеуправляемых подводных аппаратов «Пантера +» и «Тайгер» и плавающего крана, - рассказал капитан 2 ранга Евгений Кириллов. - Танк «Шерман» находился в трюме затонувшего корабля. Поэтому его сначала извлекли из трюма, а затем подняли на поверхность.
***
Еще одно белое пятно карты «подводного музея» - затопленная немецкая подводная лодка, которая покоится на выходе из Кольского залива. Обследовать ее дайверы намерены в этом году, правда, поиски могут затянуться. Ведь исследователи не знают ни точного месторасположения объекта, ни глубины, на которой он лежит.
- Надо проводить поиск со специальным гидролокатором, брать катер. Это довольно серьезное исследование, - считает Валерий Темпераментов.
Но отступать дайверы не намерены!
КСТАТИ
Крейсер «Эдинбург» отдал не все сокровища
Но какая история о затонувших кораблях может обойтись без своего золотого галеона? Есть на Баренцевом море и такой.
Английский крейсер «Эдинбург» вышел из Мурманска 28 апреля 1942 года. Его официальной задачей была охрана конвоя QP-11. Но груз, который тайно вез корабль, был, пожалуй, ценнее всего конвоя. Это примерно 5,5 тонн золота (465 слитков в 93 деревянных ящиках) и несколько тонн серебра. Большая часть драгметалла предназначалась для оплаты советских закупок в Великобритании и США, произведенных сверх программы ленд-лиза. Меньшая – на золочение контактов навигационного и радиооборудования, производимого союзниками для Красной Армии. Но в ночь на 1 мая, находясь в 187 милях к северу от Мурманска, «Эдинбург» погиб во время боя с немецкими эсминцами и подлодкой U-456.
Золотой крейсер "Эдинбург" во время последнего боя. На снимке видно, что немецкая торпеда оторвала ему корму.
Почти 40 лет спустя, в сентябре 1981 года, началась операция по подъему золота «Эдинбурга». Крейсер лежит на глубине 250 метров и достать груз с такой отметки – дело технически очень сложное и дорогостоящее. За работу взялась британская компания «Джессон Марин Рикавериз», а партнерами выступили советский Минфин и английское Министерство торговли. По контракту компания получала 45% от стоимости поднятого золота, остальное делилось между СССР (2/3 золота) и Британией (1/3).
Водолазы работали круглосуточно, практически на ощупь, ни один фонарь не рассеивал темноту артиллерийского погреба, где хранилось золото. Первым драгоценный слиток обнаружил 28-летний Джон Россье. Всего за месяц работы подняли 431 слиток - стоимостью более 40 миллионов фунтов стерлингов. Продолжению работ помешал сезон штормов. Потом возникли и бюрократические неурядицы. Только пять лет спустя операцию возобновили и подняли еще 29 слитков золота. А 5 золотых слитков (это примерно 60 кг) и партия серебра так и остались на дне Баренцева моря. Операция по их поиску и подъему себя не окупит, но… есть люди, которые верят, что золота на самом деле было больше. Ведь адмирал Арсений Головко, командовавший Северным флотом в годы войны, в своих мемуарах писал, что на борт «Эдинбурга» погрузили 10 тонн золота. То есть в два раза больше, чем по официальным документам!
А В ЭТО ВРЕМЯ С борта Thomas Donaldson подняли 30-тонный танк Долгое время затонувший на глубине около 60 метров корабль оставался доступным только для водолазов. Первым его обследовали в 2005 году водолазы Северного флота. Потом подтянулись и любители подводного плавания. И профессионалы, и дайверы рассказывали, что на борту "Томаса Дональдсона" есть техника, которую в 1945-м так и не дождались в военном Мурманске. Однако поднять танки из под воды до сегодняшнего дня было невозможно. Читать далее.
А В ЭТО ВРЕМЯ
С борта Thomas Donaldson подняли 30-тонный танк
Долгое время затонувший на глубине около 60 метров корабль оставался доступным только для водолазов. Первым его обследовали в 2005 году водолазы Северного флота. Потом подтянулись и любители подводного плавания. И профессионалы, и дайверы рассказывали, что на борту "Томаса Дональдсона" есть техника, которую в 1945-м так и не дождались в военном Мурманске. Однако поднять танки из под воды до сегодняшнего дня было невозможно. Читать далее.