2018-04-02T14:25:15+03:00

Внимание, в кадре – Заполярье!

Мы решили посмотреть, как выглядели Мурманск и Кольский полуостров в фильмах других режиссеров.
Фото: Елена КОВАЛЕНКО
Изменить размер текста:

Недавно состоялась мировая премьера фильма американского режиссера Ренни Харлина «Тайна перевала Дятлова». Роль Северного Урала в нем сыграли Хибины. Опытный глаз северянина легко найдет в кадре знакомые пейзажи. А мы решили посмотреть, как выглядели Мурманск и Кольский полуостров в фильмах других режиссеров. Благо кино в Мурманской области за ее 75-летнюю историю снимали часто.

20-е годы

Сценарий к одной из первых «северных» лент написал сам Замятин

Летом 1927 года в Александровске, ныне Полярном, режиссер Александр Ивановский из плеяды классиков немого кино снимал фильм «Северная любовь» по повести Евгения Замятина «Север». Сам Замятин - автор знаменитого романа «Мы» - написал сценарий и лично приехал на съемки. «Вчера и позавчера было так жарко, что (с натяжкой) могло бы сойти и за Крым - если бы не снежные морщинки на берегах, - писал он жене. - А сегодня уж в Крым никак не поверишь: с утра, при солнце, задул сильный «полуночник», такой ледяной, что я пошел пройтись в свитере и в пиджаке - и замерз… Пришли в Александровск в 3 ночи – или дня, если угодно: ночи - никакой. Солнце минут на 15 укрылось за горой - и опять жарит вовсю… Места дикие и красивые, воздух - свежий, как семга». В массовке картины о жизни поморов снялись местные рыбаки. На фотографии двое из них - Александр Иванович и Владимир Александрович Синяковы. Этот снимок принес мурманскому архивисту Дмитрию Ермолаеву их потомок Владимир Владимирович Синяков.

30-е годы

Восстание рыбаков опознали по треске

Несколько лет спустя выдающийся немецкий театральный режиссер Эрвин Пискатор прибыл на Кольский полуостров для съемок первой (и, как оказалось позднее, единственной) в своей жизни художественной ленты «Восстание рыбаков» (1934). Пискатор лично выходил в море на судах Севгосрыбтреста, дотошно вникал во все стадии производственного процесса и старался со скрупулезной точностью зафиксировать все на пленку. На этом снимке из фондов Государственного центрального музея кино зафиксирован один из рабочих моментов съемки. Интересно, что долгое время историки кино гадали: мурманская это фотография или черноморская? Ведь в Одессе тоже шла работа над картиной. В самом деле, на фото корабль, смуглые люди – как тут определишь? Помогла – рыба. Снимок был передан специалистам ПИНРО, которые однозначно определили рыбу на фотографии как самую что ни на есть северную треску.

40-е годы

Кино про финскую войну сняли через год после ее окончания

Весной 1941 года в Кировске шла работа над фильмом «В тылу врага» (1941) о событиях советско-финляндской войны. Главную роль в ней играл замечательный актер Николай Крючков. «Николай Афанасьевич, - сообщала тогда газета «Комсомолец Заполярья», - приехал, не отдохнув после работы над музыкальной комедией «Свинарка и пастух», где он под руководством режиссера Пырьева снимался в новой комедийной роли вместе с Мариной Ладыниной». На фото из фондов историко-краеведческого музея города Кировска Крючков и его «боевые» товарищи.

60-е годы

Хибины стали Малороссией

Следующий снимок - со съемок «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (1961). Вторая слева девушка - Надежда Скворцова, уполномоченная кировской конторы по черным металлам (Чермет). В 1961-м, когда в Хибинах шла работа над этой лентой, Надежду заметил знаменитый режиссер-сказочник Александр Роу (он в центре), дал роль подруги Оксаны и прозвище «Бархатные глазки». Специально для этого фильма в поселке 13-й километр возвели «настоящую» малоросскую деревушку. Белые хаты и плетни тонули в сугробах пушистого снега, поодаль прогуливались, перешучиваясь меж собой, парубки и гарные дивчины, среди которых находились и участвовавшие в массовке кировские рабочие, студенты, самодеятельные артисты.

«Путь к причалу» – главный фильм о Мурманске

Еще одна мурманская картина – «Путь к причалу» (1962), поставленная по сценарию Виктора Конецкого. Главную роль - боцмана Росомаху - в ней сыграл один из самых популярных в ту пору актеров – Борис Андреев. Известность его была настолько велика, что командующий Северным флотом выделил лично для Бориса Федоровича свой адмиральский катер. Фильм получился очень реалистичным. И немудрено, ведь автор сценария Виктор Конецкий сам работал в аварийно-спасательной службе Северного флота и много лет ходил по арктическим морям, в том числе капитаном. «Путь к причалу» по сей день остается одной из самых любимых мурманчанами лент. А наш город в ней изображен с документальной точностью: дома, машины, моряцкая работа, быт и даже пьянки в кафе на морвокзале.

70-е годы

Кировск промышленный

Картина 1975 года выпуска «Лавина» была посвящена строительству Кировска, началу промышленной добычи апатита. Каким виделось кинематографистам начало города в Хибинах, видно на этом снимке из фондов историко-краеведческого музея города Кировска. У озера Малый Вудъявр воссоздали тогда палаточный городок, первые щитовые и рубленые дома, управление комбината «Апатит». В массовых сценах, повествовавших о работе в карьерах, митингах, прибытии новых партий поселенцев, спасении попавших в лавину, были задействованы тысячи кировчан.

80-е годы

Все звезды в гости к нам

Два фильма, снятых в Заполярье в 80-е годы, поражали своими звездными ансамблями. В «Торпедоносцах» Семена Арановича (1983) сыграли Родион Нахапетов, Алексей Жарков, Станислав Садальский, Вера Глаголева, Александр Филиппенко. А роль командира авиаполка стала первой в киношной биографии Юрия Кузнецова (Мухомор из «Улиц разбитых фонарей»). Сюжет «Торпедоносцев» трагический. Да и не может война быть иной. А кадры с горящим, но не выпускающим штурвал летчиком надолго врезались в память мурманских мальчишек.

В «Фактах минувшего дня» (1981) сыграли Александр Абдулов, Владислав Стржельчик, Михаил Ульянов, Леонид Куравлев, Валентина Талызина, Валентина Теличкина, Людмила Чурсина, Людмила Удовиченко, Александр Ширвиндт. Сюжет строится вокруг конфликта директора завода и главного инженера. Главный вопрос актуален до сих пор: как обеспечить безопасную работу горняков и не понизить производительность труда? Фильм снимался в Кировске и Апатитах.

XXI век

И снова о войне

В 90-е в Заполярье рисковали снимать кино только шведы. А российские режиссеры вспомнили о Мурманской области только в 2000-х. Особенно понравились северные пейзажи Сергею Рогожкину и Николаю Досталю.

Так, в 2005 году на Кольском полуострове шла работа над эпизодами картины Александра Рогожкина «Перегон», показывающей повседневную жизнь в годы войны маленького аэродрома на Чукотке, через который перегоняют на фронт лендлизовские «аэрокобры». В нашем крае снимались эпизоды с участием звезды современных сериалов Даниила Страхова. «Природа тех мест поразила мое воображение, - пояснял Страхов в одном из интервью, - там все другое. Другое небо. Другая земля. Другая вода. Другие люди». Ну а «главным героем» мурманской части ленты можно смело назвать директора Центра гражданского и патриотического воспитания молодежи, писателя, краеведа, поисковика Михаила Орешету, ставшего, по сути дела, организатором съемок в Мурманской области.

ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА

Николай Досталь снял на Севере три фильма

Журналисты же «Комсомолки» трижды побывали на съемочной площадке, иногда даже попадая в кадр, у режиссера, который полюбил Заполярье, сделав его своим «соавтором».

Для съемок «Раскола» отлично подошел участок Белого моря под Кандалакшей. Фото: Елена КОВАЛЕНКО

Для съемок «Раскола» отлично подошел участок Белого моря под Кандалакшей.Фото: Елена КОВАЛЕНКО

Зеки не могут быть упитанными

В 2006 году Николай Николаевич разглядел в Кировске Колыму. 12-серийное «Завещание Ленина» снимали по мотивам произведений Варлама Шаламова. Его автобиографические «Колымские рассказы» легли в основу сюжета телефильма с бюджетом в 3 миллиона долларов. Шаламов провел 17 лет в лагерях на Колыме, куда он попал за распространение письма Владимира Ленина съезду партии с критикой Сталина. Отсюда и название.

Для массовки Досталь подбирал местных жителей, чей размер одежды не больше 52-го (зеки не могут быть упитанными), а возраст - 25 - 62 года.

- В этом фильме не будет актеров, лица которых вы часто видите на экране, - предупредил нас режиссер, - чтобы не произошла путаница персонажей, сыгранных раньше.

Главная роль тут – Варлам Шаламов. Остальные персонажи появляются эпизодически, поэтому зачастую игравший его Владимир Капустин («Штрафбат», «Коля – перекати поле») даже не знает, кто его партнер по следующему эпизоду.

Тактика режиссера оказалась выигрышной, «Завещание Ленина» получило премию «Золотой орел» в номинации «Лучший телевизионный сериал».

Морозы пугают, но одежда все исправит

«Петю по дороге Царствие Небесное» Досталь снимал в Кандалакше в марте 2008-го. «Комсомолка» вновь на съемочной площадке. Журналисты «КП» играют зеков. Ранним утром два автобуса забирают актеров массовки и везут в Зеленоборский. Тамошние бараки и домишки, разбросанные посреди тайги, напоминают Кандалакшу полувековой давности. Как раз то, что надо.

- Действие происходит зимой 1952-53 годов, когда в марте умер Сталин. Фильм по одноименной повести Михаила Кураева. Для него эта история в общем-то биографическая, - рассказывал нам на площадке Досталь. - Михаил сам в ту пору жил в поселке Нива-3 под Кандалакшей, так как его отец был начальником подземной гидроэлектростанции. В те годы с местным парнем Петей приключилась история, которая потом будоражила поселок Нива-3 достаточно долго и легла в основу фильма. Я сам себе удивился, что вновь снимаю в Заполярье. Признаюсь, север России мне нравится больше, чем юг. Он мне интереснее для съемок – природа суровая, но впечатляющая и натура более выразительная, чем на юге. Морозы, конечно, пугают. Но что делать? Нет плохой погоды, есть плохая одежда.

Лента с мизерным для нынешнего времени бюджетом в районе 1,5 миллиона долларов получила главный приз Московского кинофестиваля.

Бородатым и волосатым - в кадр!

В 2010 году режиссер вновь возвращается в Кандалакшу. И вновь за основу берет сценарий Михаила Кураева. 20-серийный «Раскол» повествует о разногласиях русской православной церкви в XVII веке.

На съемочную площадку мы приехали в конце мая. Досталь похвастался, что второй раз отмечает день рождения в Заполярье.

- В 2006-м - в Кировске, теперь - в Кандалакше. Тогда было «Завещание Ленина», сейчас «Раскол».

- Приезжайте еще день рождения отмечать, будем рады, - с улыбкой подначиваем режиссера.

- Все зависит от проекта. Может, снова в Заполярье окажусь. Почему опять Кандалакша? Потому что здесь снова было именно то, что нам нужно: хорошая зима, хороший снег в апреле, зелень и почти круглосуточное солнце в мае. Плюс отличные водные пространства: залив, река. Все это в Кандалакше наличествует сполна.

Ключевые эпизоды Досталь снимал в детском лагере «Гандвиг» на берегу Белого моря. Часть эпизодов была сделана на Монастырском наволоке, небольшом мысе, находящемся в устье реки Нивы.

Главным пожеланием к участникам массовки (некоторые из них поучаствовали и в съемках «Пети») было наличие бороды, усов и длинных волос. В идеале. Но таких людей сейчас крайне мало. Поэтому «приходили в основном бритые, безбородые и безусые» (шутка Досталя. - Ред.). Приходилось долго подбирать им накладные волосы, делать специальный грим. Зато фильм о противостоянии протопопа Аввакума и патриарха Никона получился на славу!

Корреспондентам «Комсомолки» дважды довелось играть «сидельцев» в картинах Досталя. Фото: Сергей АНДРЕЕВ

Корреспондентам «Комсомолки» дважды довелось играть «сидельцев» в картинах Досталя.Фото: Сергей АНДРЕЕВ

А вам приходилось участвовать в киносьемках, дорогие читатели?

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также