Премия Рунета-2020
Пермь
+12°
Boom metrics
Спорт19 декабря 2011 10:30

Главный тренер «Молота-Прикамье» Александр ГУЛЯВЦЕВ: Лучше снизу подняться, чем сверху опуститься

Легендарный пермский хоккеист, а теперь главный тренер рассказал «Комсомолке» про свою работу и семью [интервью]

Пермякам представлять Александра Гулявцева не нужно. Пожалуй, самый лучший игрок в истории «Молота», а теперь его главный тренер, символ и легенда пермского хоккея. Мы встретились с ним, чтобы поговорить о работе и о личном.

«КАК ТРЕНЕР Я ТОЛЬКО УЧУСЬ»

- Александр, вы закончили карьеру игрока в этом году. Вы планировали это или так получилось?

- Планировал заранее. Меня беспокоило колено. Играть еще мог бы, но уже и скорость не та была. Считаю, что нужно выходить на площадку и отдаваться полностью. Если бы продолжал играть, на меня была бы надежда, а колено могло подвести. Можно, конечно, играть, пока ноги не откажут, но хромать всю оставшуюся жизнь мне не хочется.

- Расскажите, как возник вариант вернуться в «Молот-Прикамье» и возглавить его.

- Когда я закончил играть (в феврале 2011 года в составе екатеринбургского «Автомобилиста». - Ред.) и вернулся домой в Пермь, появилась масса свободного времени. А так как всю жизнь играю в хоккей, то хотелось в нем и дальше оставаться. Герман Юрьевич Третьяков (президент ХК «Молот-Прикамье». - Ред.) предложил возглавить молодежную команду «Октан». Мне было интересно поработать с молодыми. Затем по стечению обстоятельств («Молот» расторг контракт с главным тренером Юрием Новиковым. - Ред.) Герман Юрьевич предложил работать в главной команде. Для меня это было неожиданно, но это мой родной клуб, поэтому долго не раздумывал. Да, опыта тренерской работы у меня мало, но согласился. Нужно использовать этот шанс.

- И как вы оцениваете свою работу спустя 2,5 месяца после назначения?

- Как тренер я еще в стадии развития, поэтому пригласил в помощники моего давнего друга Александра Смагина (на протяжении 5 сезонов возглавлял «Ижсталь. - Ред.). У него большой опыт. И он помогает мне расти как тренеру. Я не обращаю внимания на слова недоброжелателей и стараюсь придерживаться принципа: делай, что должно, и будь, что будет.

- Свое ли место занимает «Молот» в турнирной таблице на данный момент (сейчас седьмое место в Восточной конференции)?

- На каком месте сейчас находимся, значит, такое и есть. Мы поднялись с последнего места, прогресс есть. Цыплят по осени считают, а в нашем случае - по весне. Тогда и сделаем выводы. Чтобы подняться, надо прилично упасть. Лучше снизу подняться, чем сверху опуститься. Задача у нас - выйти в плей-офф. Это не значит, что надо занять 8-е место в последней игре, вырвав это место у другой команды. Нужно подняться выше, и нам это по силам. Атмосфера в коллективе налаживается. Так что посмотрим.

- Как вы объясните неровное выступление команды? То серия выигрышей, то серия проигрышей.

- В командных видах спорта большое значение имеет психологический фактор. Из личного опыта: проводишь хорошую серию игр с хорошими командами, обыгрываешь их, а проигрываешь тем, кто идет ниже тебя в таблице. Это все психология, настрой на игру. Нужны командные действия. Если кто-то выпадает, то уже тяжело. Это хоккей, тут без поражений не бывает, а то не из чего будет делать выводы.

- Николай Ванин за плохие матчи мог лишить команду выходного, а у вас есть какие-то дисциплинарные меры?

- В каких-то случаях необходимо держать команду в ежовых рукавицах, но каждому игроку в голову не залезешь. Может, у него проблемы в семье, и он не будет это показывать, а на игре сказывается. Если проиграли, нужно делать правильные выводы. После поражения команда находится в подавленном состоянии, и не нужно ее до конца «додавливать», «закручивать гайки». Я сам не любил этого, когда был хоккеистом. Нагнетание обстановки ни к чему хорошему не приводит. С ребятами мы разговариваем, заранее договариваемся, что не подводим друг друга. Если за игроком будет «косяк», то пусть для него не будет сюрпризом, что к нему будут приняты меры. И наши хоккеисты это понимают. Пока применять дисциплинарные взыскания нужды не было.

- В перерывах между периодами матча в раздевалке вы разговариваете на повышенных тонах или спокойно объясняете?

- Все зависит от того, как идет матч. Не хочется повышать голос, но иногда это необходимо. В Орске, когда мы проигрывали 0 : 2, пришлось встряхнуть команду, и мы выиграли 3 : 2. В Нижнем Тагиле матч был сделан в первом периоде («Молот» забил за этот отрезок 4 шайбы, а выиграл со счетом 5 : 1. - Ред.), поэтому в перерыве мы лишь вносили коррективы по тактике.

- Вы возглавили уже скомплектованную команду. В следующем сезоне костяк оставите или будете начинать селекцию «с ноля»?

- У нас неплохая команда, и мы с ней работаем. Стараемся направлять ее в нужное русло. Игры показывают, что если команда выполняет задания на 80 - 90%, то положительный результат есть. Еще рано говорить о новой команде. Поработаем, посмотрим.

- Многие хвалят молодых воспитанников «Молота» братьев Ушениных. За ними уже начали охоту другие клубы?

- На наш матч с «Мечелом» приезжал селекционер из «Трактора». Слухи разные есть, но ребятам сначала нужно доказать свое мастерство. Их взяли из юниорского хоккея только что, и сейчас они показывают приличный уровень игры. Они не зазнайки. Да, иногда эмоции у них перехлестывают, но такое есть у любого молодого спортсмена. Мы с ними периодически разговариваем, ребята критику грамотно воспринимают. Они растут от игры к игре.

- Давно на площадке не появлялся канадец Брэтт Парнхэм. Что с ним случилось?

- У него было серьезное инфекционное заболевание. Он лечился здесь, в Перми. Но возможны осложнения. Парнхэм с командой, но пока ему вообще нельзя получать нагрузки. Он очень сильно похудел. Ему нужно набирать снова форму. Нам бы хотелось, чтобы он быстрее восстановился, но конкретно о сроках возвращения сказать ничего не могу. Нам его не хватает.

Тренерскому штабу "Молота-Прикамье" есть над чем работать.

Тренерскому штабу "Молота-Прикамье" есть над чем работать.

«СВАДЬБУ ОТМЕЧАЛИ ТРАДИЦИОННО, В СТОЛОВКЕ»

- Александр, расскажите о своей семье.

- У меня жена Татьяна и двое детей: старшая Юля, ей семнадцатый год, и младшая, Мария, ей всего три месяца. Старшая ходит в гимназию, занимается танцами.

- Расскажите, как познакомились со своей женой?

- (Смеется.) Я уже не помню точно год. Мне было лет 18. Познакомились на дискотеке. Здесь же, во Дворце «Молот». Тут бывали раньше дискотеки. Года два дружили, потом стали жить вместе. Родилась Юля. Вот так, потихонечку.

- Жена знала, что вы хоккеист?

- Конечно. Я жил через дорогу от стадиона, она чуть подальше. В Мотовилихе все знали, кто чем занимается.

- А свадьба когда была?

- Это был 94-й год, мне тогда был 21 год. 23 декабря поженились, вот скоро будет 17 лет как женаты. Отметили скромненько, без лимузинов. Типичная свадьба в столовке. (Смеется.)

- Хоккей забирает у вас все время или остается на хобби?

- С такой работой устаешь сильно. Вот сейчас поеду домой, повожусь с маленькой дочкой, может быть, фильм посмотрю… Кто-то календарики копит, марки, а у меня нет такого увлечения. Была мысль играть на гитаре. Жена ее даже подарила, но опять же надо с учителями, репетиторами заниматься. Как-то руки не доходят. Больше охота в свободное время больше поваляться на диване. (Смеется.) Летом на даче более активный отдых, катаюсь на водных лыжах, баню очень люблю.

- Где собираетесь праздновать Новый год?

- Все будет зависеть от погоды. Если будет не очень холодно, то поеду с семьей на дачу. Лес, банька. Тут же елка живая. А если будет очень холодно, то останемся все дома. Семейный же праздник. Уезжать далеко точно не собираюсь, потому что 2 января у команды уже восстановительная тренировка, а третьего – полноценная.

P.S. Уважаемые болельщики, обращаем ваше внимание на то, что во вторник, 20 декабря, в 19.00 пермский «Молот-Прикамье» дома принимает возрожденный ярославский «Локомотив». В этом сезоне команда участвует не в КХЛ, а рангом ниже – в ВХЛ. Всего неделю назад ярославцы начали участие в чемпионате. Матч этот должен получиться интересным.