2018-04-02T14:00:02+03:00

Настя и Катя хотели, чтобы пришел Дед Мороз. И чтобы война скорее закончилась

Работу режиссера Виктора Эйсымонта «Жила-была девочка» наградили латунной медалью на международном кинофестивале в итальянской Венеции в 1946 году
Поделиться:
Комментарии: comments1
Изменить размер текста:

Блокада - одна из самых трагических и в то же время героических страниц истории. «Комсомольская правда» вспоминает киноленты, посвященные этим событиям.

Правдивых фильмов о тех страшных днях, при просмотре которых комок подступает к горлу, на самом деле не так уж и много. «Жила-была девочка» - один из них.

Сражения тогда еще шли

Виктор Эйсымонт рассказывает историю двух маленьких жительниц Ленинграда - Насти и Кати, переживших голод и холод и выстоявших в те невероятные девятьсот дней. Совсем недетские трудности пришлось им пережить. В картине есть эпизод, когда взрослые, ослабев от голода, становятся беспомощными, а девочки за ними ухаживают. И рассказывают им на ночь сказки. Но дети всегда дети, даже когда нечего есть и рвутся бомбы. Одной из героинь снится новогодняя елка и Дед Мороз, приносящий в подарок письмо от отца с фронта. И она изо всех сил верит в победу. И ее вера передается зрителям.

Ленту начали снимать в январе 1944 года, незадолго до полного прорыва кольца. Съемки проходили в Ленинграде, потому что изобразить детали блокадного города не могла ни одна декорация в Ташкенте или Алма-Ате, где во время войны снималось большинство отечественных кинокартин.

И детали в фильме потрясают - они подлинные: обледенелые трамваи, ствол дерева, в который попал осколок, лед на Неве, ведра с водой, свечи в бомбоубежище…

Режиссер Виктор Эйсымонт - одна из легенд «Ленфильма».

Режиссер Виктор Эйсымонт - одна из легенд «Ленфильма».

Наташа выбрала профессию в пять лет

Перед юными актрисами стояла непростая творческая задача. Режиссеру удалось найти (во время войны!) таких талантливых девочек.

Пятилетняя Наташа Защипина вместе с бабушкой гуляла в Москве по Тверскому бульвару. Там-то их и заметила помощник, выражаясь современным языком, режиссер по кастингу. Вот что рассказывала о том времени журналистам «Театральных новых известий» сама Защипина:

- О тех съемках я помню мало. Маленькая была. Знаю, что в кино попала случайно - мы с бабушкой гуляли неподалеку от дома, в котором жили. Три года, как не было в живых отца. Он погиб в 1941 году, защищая Москву. Я была веселой и шумной заводилой. Помреж попросила у бабушки номер телефона. После этой встречи прошел, наверное, месяц, но я никому не давала покоя. Все время твердила, что, мол, хочу сниматься в кино. Мама меня отговаривала, а я мечтала, чтобы меня увидело как можно больше народу.

Это была первая роль Наташи в кино. Потом она еще снимется в фильмах «Слон и веревочка» вместе с Фаиной Раневской и «Первоклассница» Ильи Фрэза.

А после школы поступит во ВГИК. Но работать будет не в кино, а в театре. Главный режиссер Московского академического театра сатиры Валентин Плучек взял в труппу молодую актрису с условием, что она все силы отдаст театру, а про кино забудет. Так и произошло. Защипина почти не снималась в 70-80-е годы. Можно вспомнить лишь «Малыша и Карлсона», где она играла маму Малыша. Но в то время она много озвучивала.

И, кстати, последний фильм «Игрушки», в котором снялась актриса, вышел в прошлом году.

Не хотела связывать судьбу с кино

Там же, в столице, нашли и вторую девчушку - Нину Иванову. Девочке было десять лет, и ее родители переживали, что она будет плохо учиться.

Сниматься ей понравилось. И школу трудолюбивая Нина окончила на отлично, но возвращаться в кино не думала, а поступила в медицинский. И однажды ей предложили сыграть эпизодическую роль в дипломной короткометражке. Там ее увидел Марлен Хуциев. Он взял девушку на главную роль в знаменитую «Весну на Заречной улице». Она, что называется, проснулась знаменитой…

Потом было еще несколько работ в кино, в том числе и у Василия Шукшина, но актерская судьба не сложилась. Те фильмы и Иванову никто не запомнил. Тогда она оставила кинематограф. И в последние годы работала простой медсестрой в онкологической больнице. С журналистами не встречалась…

Кино про советско-финскую войну отметили Сталинской премией.

Кино про советско-финскую войну отметили Сталинской премией.

В Ленинград - по Ладожскому озеру

Вот еще одно воспоминание о тех днях Натальи Защипиной. Оно было опубликовано в журнале «Театрал».

- В Ленинград ехали на поезде, перед нами разбомбили состав, железная дорога была разрушена, нас пересадили на грузовики, и мы поехали по Дороге жизни, по Ладожскому озеру. Мы жили в «Астории», но во время бомбежек никогда не спускались в бомбоубежище. Мама боялась, что нас там засыплет. В Москве война чувствовалась совсем не так, как в Ленинграде. Здесь я увидела весь этот ужас наяву. Поход к Неве за водой, голод, обледенелые трупы…

Не каждый ребенок сможет работать у камеры. В этом смысле Виктору

Эйсымонту с юными звездами несказанно повезло. Но он оказался талантливым педагогом. Режиссер сумел расположить к себе юных героинь. Было понятно, что Нине Ивановой подходит драматическая роль, а вот Наташе Защипиной - характерная, даже комедийная. Для нее, кстати, специально поставили танцевальный номер из «Сильвы».

НАГРАДА

Фильм оценили в послевоенной Европе

Знаменитый Венецианский кинофестиваль во время войны, конечно же, не проходил. Но стоило отгреметь последним залпам, как отборочная комиссия, засучив рукава, принялась просматривать картины, присланные на конкурс. Это сейчас мы несказанно радуемся тому обстоятельству, что сокуровского «Фауста» включили в официальную программу МКФ Венеции, и он заслуженно получил там главный приз. А в 1946 году от Советского Союза в программе приняло участие аж семь картин: «Чапаев», «Депутат Балтики», «Каменный цветок», «Непокоренные», «Клятва», «Без вины виноватые» и «Жила-была девочка».

Картину Виктора Эйсымонта в Италии приняли на ура. Зал аплодировал стоя, а жюри в последний день наградило ленту латунной медалью.

Нина Иванова, пионерка, отличница, актриса. Потом она сыграет главную роль у Марлена Хуциева и станет знаменитой.

Нина Иванова, пионерка, отличница, актриса. Потом она сыграет главную роль у Марлена Хуциева и станет знаменитой.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Виктор Эйсымонт окончил Ленинградский институт сценического искусства и пришел работать на «Ленфильм», когда он еще назывался «Росфильмом». На студии тогда работали Сергей Юткевич, Фридрих Эрмлер, Лео Арнштам. Молодой режиссер работал с мэтрами на таких картинах, как «Златые горы», «Встречный», «Подруги», «Друзья».

Первой его самостоятельной работой стал «Четвертый перископ» - о кознях врагов Советского Союза во время учений подводных лодок.

Вторая его работа - «Фронтовые подруги», рассказывающая о героизме советских людей во время финской кампании. Эту ленту отметили Сталинской премией и заметили даже за океаном: «Новый советский фильм настолько правдив и убедителен, что его значение далеко выходит за рамки сюжета… Это исключительно интересное зрелище… Русский режиссер показал мастерство и острое чутье в плане кинематографического воздействия». В другой нью-йоркской газете говорится, что по сравнению с картиной Эйсымонта «голливудские фильмы с Флоренс Найтингейл выглядят дешевыми пестрыми плакатами».

Потом были «Крейсер «Варяг» (Сталинская премия), «Александр Попов» (Сталинская премия), «Огни на реке».

И вдруг известный постановщик перестал делать патриотические фильмы, а переключился на детское кино. Не одно поколение выросло на его «Судьбе барабанщика» и «Приключениях Толи Клюквина».

Виктор Эйсымонт прекрасно понимал, что его работы не назвать гениальными. Он просто снимал кино, живое и человечное. В котором, как в зеркале, отразилась целая эпоха.

НАША СПРАВКА

● Выход фильма «Жила-была девочка» на экран состоялся 18 декабря 1944 года.

● В первом номере популярного журнала «Огонек» за 1945 год о картине напечатали большую статью.

● Помимо Нины Ивановой и Натальи Защипиной в фильме снимались известные в ту пору Ада Войцик, Лидия Штыкан, Александр Лариков, Николай Корн.

● Хронометраж этой черно-белой ленты - 74 минуты.

● Хотя ее снимали в Ленинграде, в выходных данных стоит киностудия «Союздетфильм».

Еще больше материалов по теме: «Блокада и кино»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также