Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество6 декабря 2010 13:37

Как Кущевская превратилась в криминально-фермерское хозяйство

Пока Сергей Цапок сидит под стражей, его мать купила 300 австралийских коров для своего агрокомплекса

Кто стоит за убийством двенадцати человек в станице Кущевской пока неясно. Очень многим хочется думать, что к бойне причастны именно те, кто сегодня сидит под стражей. То есть, уже хорошо всем известный Сергей Цапок и его вассалы.

Конечно же, эти Цапки далеко небезгрешны перед станичниками. Если даже окажется, что массовая резня не их рук дело, то наверняка им придется ответить за прежние преступления, которые ранее покрывали милиция, прокуратура, суды.

В Кущевке, чтобы богато жить, надо работать в охране или в правоохранительных органах

В Кущевке, чтобы богато жить, надо работать в охране или в правоохранительных органах

Вовсе не собираюсь никого убеждать в непричастности их по нынешнему убийству, которое открыто приписывают Цапкам и молва народная, и разные СМИ, но сдается мне, что в этом деле как-то все против логики.

Например, озвучена версия, что резня в доме Серевера Аметова могла быть местью за убийство в 2002 году старшего из братьев Цапков – Николая. Однако, еще в 2006 году, когда я работал по криминалу в станице Кущевской, народная молва приписывала это убийство либо отцу одной изнасилованной бандитами девушки (сразу после убийства этот отец пропал из станицы и жив ли он, неизвестно), либо приписывали милиции. Незадолго до кончины своей Николай Цапок лично избил двух сотрудников Управления собственной безопасности по Краснодарскому краю. Да так, что оба попали в реанимацию. Николай же, благодаря своим криминальным связям с прокурорами и судом, как всегда, не был наказан. Потому версия мести со стороны краевой милиции (Цапок был профессионально застрелен) вроде бы самая подходящая.

Двенадцать свечей перед домом Аметовых напоминают о трагедии

Двенадцать свечей перед домом Аметовых напоминают о трагедии

Но враждовал Николай Цапок и с Серевером Аметовым еще со времен их юности. Серевер был лидером татарской шпаны и старался не уступать Цапкам. Но когда Серевер женился, перестал возглавлять юнцов, а сроднился с миром больших деловых людей. Любил, если верить слухам, по крупному поиграть в картишки. И еще, по словам одному известного человека из районной администрации, после трагедии в доме Аметова была найдена серьезная партия якутских алмазов, озадачившая оперативников. А мама Цапков – Надежда обвиняет Аметова и в торговле наркотиками.

ЗАЧЕМ БАНДИТАМ ПОДСТАВЛЯТЬ ДРУЗЕЙ ИЗ МИЛИЦИИ?

Но, предположим, убийство Аметова все ж таки было местью за смерть Николая. Чего тогда ждали «кровники» целые восемь лет?!

А когда, наконец, подготовились, то почему все проделали столь бестолково, что сразу же были схвачены чуть ли не на месте расправы? Все же заказчик, имея деньги, следовательно, имеет и немного мозгов, чтобы не нанимать для убийства полных дебилов, как в данном случае, и продумать как не попасться в первый же день убийства. А заказчики (ежели это те, на которых думает население) должны бы прежде посовещаться со своими друзьями из правоохранительных органов, ведь последним потом прикрывать и отмазывать убийц. Разве заказчики не понимали, что милиция обязательно пострадает, что полетят погоны?

Дом Серевера Аметова, в котором произошла трагедия

Дом Серевера Аметова, в котором произошла трагедия

Повторяю, не ищу оправдания тем, на которых показывают. Просто пытаюсь порассуждать в относительно здравом смысле. Вполне допускаю, что эту резню совершили подонки из группировки Цапков. И вроде они там сейчас под следствием признаются и каются. Только большой вопрос: кто им заказывал и проплачивал преступление? Может тот, кому захотелось одним ударом расправиться и с Аметовым, и с Цапками, и с продажной милицией, правосудием?

Кубань, как и соседняя Ростовская область, просто кишат бандитами разных мастей. Сужу по тому, что вещают люди, приехавшие отовсюду на прием к московским следователям. Их принимают в Кущевской районной администрации. Народу прибывает все больше и больше, все с жалобами на произвол отморозков и правоохранительных органов. Чего только тут не наслушаешься в очередях! Но основные жалобы таковы: пришли бандиты и под угрозой расправы заставили отписать им (продать за гроши) хозяйство, дом, технику и т.д. ...Заставили взять кредит под залог имущества, деньги забрали. ...Пожаловался в милицию. Бандиты пришли опять, избили, сказали, если еще раз, сволочь, надумаешь куда пожаловаться, убьем! Запомни, гад, что в ментовке и в прокуратуре сидят наши люди! Или еще вариант: бандиты убили человека, а осудили и посадили моего сына – студента-очкарика. Следствию был нужен виновный, а милиция бандитами куплена.

Контора мадам Цапко закрытая для журналистов КП

Контора мадам Цапко закрытая для журналистов КП

Конечно, все эти люди писали ранее и своим губернаторам, и в Москву, но никто не вникал в их жалобы. Несомненно – хотя бы часть из этих историй правдива. И не могу представить как москвичи в погонах, всех внимательно ныне выслушивая, собираются разбираться с такой кучей дел? Так вот людей послушаешь и может сложиться мнение, что «ростовско-кубанским» краем управляют исключительные подонки – от участковых сержантиков и... страшно вымолвить – до кого! К тому же здесь всякий предприниматель, фермер... тоже по сути своей бандит. В противном случае он, не вписываясь в систему. Не умеющий красть, грабить, делиться – просто не может являться предпринимателем.

Убитый Серевер, говорят, не делился со здешней мафией, хотя и жил на широкую ногу. Но за это не расправляются со всею семьей, включая грудных детей...

Особняк районного милиционера Александра Ходыча далеко не соизмерим с его милицейской зарплатой

Особняк районного милиционера Александра Ходыча далеко не соизмерим с его милицейской зарплатой

Неподалеку от дома убитого Серевера стоит его прежний шикарный дом, в котором ныне живет семья украинского офицера в отставке Владимира. При доме большая баня с комнатой отдыха. Стены украшены охотничьими трофеями. На столике игральные карты. Владимир спокойный вежливый человек. Его называют банщиком. Но при его спортивной фигуре и интеллекте гуманитария можно предположить, что Владимир занимался куда более серьезной работой. В ту роковую ночь Владимира не было в станице. А про какие-то неприязни Серевера с Цапками или еще с кем-то ему ничего ни ведомо.

Дом двоюродного брата Серевера – Алика большой, но далеко не новый.

- Я ни о чем с вами говорить не буду! - заявил на пороге Алик, - потому что не хочу туда за бугор! - указал он перстом в сторону мусульманского кладбища и захлопнул двери.

В ХОЗЯЙСТВЕ ЦАПКОВ НЕ ЛЮБЯТ «КОМСОМОЛЬСКУЮ ПРАВДУ»

Зато сама Надежда Цапок – хозяйка фермерского хозяйства, которую называют тут крестной матерью, раздает интервью прессе и, естественно, отрицает участие своих близких в кровавой бойне. Отрицает, что она и ее сыновья когда-то кого-то насиловали и грабили. А главным рэкетиром района Надежда Цапок называет бывшего начальника кущевской милиции Павла Корниенко, который служил в девяностые годы. Интересно, что раньше Цапки никогда не дружили с прессой. И даже местных корреспондентов из газеты «Вперед» не жаловали рассказами о своих трудовых подвигах.

В конторе мадам Цапок меня встретили неприветливо:

- А-а, «Комсомольская правда»! Которая больше всех врет про нас! - затрещали женщины на несколько голосов.

На вопросы: что конкретно газета врет и какова есть Истина? - никто ничего не сумел ответить:

- Идите-идите, не мешайте работать! Надежда Алексеевна все равно не будет разговаривать с «Комсомольской правдой»! И нету ее в конторе.

В Цапковской столовой женщины оказались еще сердитей:-

- Покиньте немедленно помещение!

Даже тракторист ошарашил меня меня ответом:

- Я не даю комментариев прессе!

Похоже, что все работники в хозяйстве Цапок получили команду – не разговаривать с журналистами, по крайней мере – из «Комсомолки». Боится видно хозяйка, что скажут лишнего.

Дисциплина в сей агрофирме, как потом удалось узнать, суровая. Чуть что – увольняют безжалостно. Зарплаты хоть и невысокие – доярки, кухарки получают около 7 000 рублей, механизаторы до 12 000, но в условиях безработицы люди держатся за места зубами.

Сама Надежда Цапок, оказалось, поехала в Новороссийск встречать корабль-скотовоз из Австралии с тремя сотнями австралийских коров для своего хозяйства. Как рассказали мне в районной администрации Цапок самолично принимает, ощупывает и скота, и всякую заграничную технику, и заморских специалистов. Несмотря на солидный возраст (Надежде под шестьдесят) хорошо владеет компьютером, космическим навигатором и следит за прогрессом. Привезла и содержит голландских, немецких ветеринаров и агрономов. Все оборудование только заграничное. В коровниках звучит музыка Моцарта, Чайковского, Дебюси..., что якобы повышает надои. Возможно, там даже стоит рояль, и лабухи во фраках давят клавиши, пилят скрипки под палочку дирижера во время дойки.

В районной управе по сельскому хозяйству о надежде Цапок отзываются в превосходной степени: талантлива и умела!

Бизнес она начала творить в начале двухтысячных, скупая разорившиеся хозяйства. А по рассказам того же бывшего начальника районной милиции Павла Корниенко - «Цапки под руководством своей мамаши заставляли окрестных фермеров переписывать на них свои хозяйства. К особенно несговорчивым применяли насилие».

А еще Цапки арендуют у частников земельные паи, которые бывшие колхозники получили при дележе колхозов. Так, например, за один пай 6,6 гектара старушка колхозница получает от Цапков за год 25 кило сахара, 30 литров масла подсолнечного и 1,5 тонны зерна. В рублях это –

8 000. Цапки же с такого пая старушки имеют примерно – 180 000 рублей от продажи зерна. Минус, конечно, расходы на зарплату, солярку и прочее.

Пайщики плачутся «грабят Цапки!», но других вариантов у пайщиков нету.

Интересно, что в огромном хозяйстве Цапков числится всего-то 307 человек. Но, согласно молве, многие тут работают нелегально. В Кущевской, как и во всем регионе, трудно найти работу. Заработки у мужиков максимум до 15 тысяч рублей. А где нищета, безработица, там-то и криминал. Куда податься молодым, здоровым парням, кроме как не к бандитам? Казалось бы – юг, земля плодородная, выращивай урожай и живность. Но кто разрешит конкурировать с уже создавшимися криминально-фермерскими хозяйствами? Вот молодежь и идет бойцами, например, в частное охранное предприятие все тех же Цапков с пугающим названием «Центурион». По мнению бывшего начальника кущевской милиции Павла Корниенко – этот «Центурион» и есть основное разбойное сборище, которое собирало дань со всей станицы. И почти все ныне задержанные по убийству - из этого охранного предприятия.

Фирма «Артекс-Агро» выдавала рекордные урожаи зерна и надои молока. На фото - награждение лучших фермеров района. Надежда Цапок - вторая слева в первом ряду.

Фирма «Артекс-Агро» выдавала рекордные урожаи зерна и надои молока. На фото - награждение лучших фермеров района. Надежда Цапок - вторая слева в первом ряду.

ГРАБЕЖ ПО-МИЛИЦЕЙСКИ ЭТО – БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Как получилось, что правоохранительные органы столь тесно сплелись с бандитами, особенно здесь на юге? Известно, что в девяностые годы, когда в милиции платили мизерные зарплаты (впрочем, им и сейчас платят мизер), милиционерам было разрешено заниматься рэкетом – грабить предпринимателей. Чтобы картина не выглядела слишком пошло, ее закрасили под идею благотворительных фондов.

Каждый районный отдел милиции, областное ли управление могли создать такой фонд под названием «Закон и порядок» и запросто обирать богатых. Конечно, считалось, что люди богатые несут рубли в эти фонды исключительно добровольно, из чистой любви к милиции, из благого намерения поддержать сотрудников. И правда, силою никого ведь не принуждали.

Просто звонили из РОВД такому-то, например, лесозаготовителю: а не желаешь ли ты, Василий Иванович, пожертвовать в милицейский фонд? Мы тут затеяли прокуратуру отремонтировать и автопарк милицейский подновить нам надо... Разумеется, никто не отказывал, может, за исключением редчайших кретинов. Как там потом эти деньги использовали и делили, догадаться несложно.

И если потом щедрый предприниматель попадался на воровстве леса, или даже на изнасиловании, его, понятно, часто отмазывали. Не убивать же дойную корову! А если предприниматель платит милиции , то, значит, сама судьба велит ему воровать и грабить, не боясь наказания. Так быстро по всей стране и объединились жулики в погонах и без погон. Не знаю, осталась ли где-то еще эта практика благотворительных милицейских фондов, но в Кущевской она пробыла до середины двухтысячных. На добровольные пожертвования от предпринимателей здесь строились квартиры для милиционеров, закупалась техника. Потом фонд закрыли, но традиция, полагаю, полюбилась и прижилась.

Бывший начальник кущевской милиции Павел Корниенко, которого мадам Цапок обвинила в рэкете, тоже много чего построил на деньги с такого фонда, включая спортивные сооружения. Но, как он сам утверждает, себе не брал ни копейки! А если кто-то из фермеров пытался передать деньги лично ему, минуя фонд, таких негодяев он гнал в шею и кабинета! Охотно верю. Да и народ твердит, что Корниенко был жутко честным милиционером, за что его якобы и уволили. А вот ученик Павла Владимировича - Александр Ходыч, начальник местного отдела по борьбе с экстремизмом, уже не гнушался взятками.

Он сразу же был арестован после резни в Кущевке и его обвиняют за вымогательство в особо крупных размерах. Глядя на шикарный особняк Ходыча (смотрите фото), понимаешь, что обвинения не беспочвенны. Почему мелкие районные милиционеры не боятся строить особняки, цена которых значительно превышает даже доходы их краевых начальников? Ответ, по-моему, очевиден – делятся со своим начальством. И в данном случае, когда зашатались кресла под задницами краевых начальников, они, первым делом того Ходыча и подставили как крайнего взяточника и покровителя местной мафии. Интересно, что вина его была установлена аккурат через пару дней после убийства...

- Что будет с хозяйством Цапков, если и управляющая - мать Надежда, скажем так, отойдет от дел? - спросил я в районной управе. Меня заверили, что хозяйству пропасть не дадут. Уж больно много вложено в него сил и денег. Что обязательно найдутся руководители, которые продолжат дело Цапков!

PS. Президент поручил в кратчайшие сроки расследовать трагедию в казачьей станице. Потому здесь не сомневаются, что имена злодеев со дня на день будут озвучены.

Патриарх Кирилл

Патриарх Кирилл

ДОСЛОВНО «То, что произошло в Кущевской, - это страшный образ того, что происходит в человеческом обществе, когда смещаются приоритеты, когда люди забывают о вере. Бог иногда нам делает очевидными все ужасы человеческого бытия, чтобы мы поняли: так жить нельзя! Это и есть плод того, что сегодня прививается нашему народу: бери от жизни все, удовлетворяй свою плоть - и на этом пути нет преград, и человек превращается в зверя. Церковь на каждом шагу кричит, что не может человеческая цивилизация основываться на человеческом инстинкте, тогда она становится звериной, и даже не цивилизацией, а волчьей стаей, где все законы хороши». (Патриарх Кирилл - во время визита на Кубань 6 декабря.)

А В ЭТО ВРЕМЯ В ИНТЕРНЕТЕ Следователь Кущевского ОВД выложила в Сеть видеообращение к президенту Екатерина Рогоза уверяет, что прикрывать дела против цапков ее заставляло начальство «Комсомолка» уже писала о следователе из Кущевского района Екатерине Рогозе. Именно она рассматривала обращение местного бизнесмена, который жаловался, что цапки Владимир Алексеев (Беспредел) и Сергей Цеповяз вымогают у него 2 миллиона рублей. Однако девушка дважды заворачивала дело. А теперь выложила в Интернете ролик, где заявляет: - Есть опасения, что вину за ситуацию в Кущевской свалят на рядовых сотрудников. Им придется отвечать за то, что, не имея выбора, они выполняли волю вышестоящего руководства. Когда мне поступило то самое дело, прокурор района вызвал меня и моего руководителя к себе. Из его кабинета вышли посетители, один из них - Сергей Цапок. Потом прокурор дал мне устное указание вынести решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления. Он утверждал, что заявитель просто не хочет выплачивать долг уважаемым людям. После этого я вынесла постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. - Я боюсь за свою жизнь, но отступать не намерена. - Это Екатерина уже сказала нашим корреспондентам вчера по телефону. Видео, конечно, вызвало большой шум. - По этому заявлению мы проведем проверку, в том числе в отношении экс-прокурора Кущевского района Юрия Закройщикова, - пообещал Иван Сенгеров, старший помощник руководителя СУ СКП РФ по краю.

Подробнее. Татьяна ВОЛКОВА, Ольга ЛУКИНА («КП» - Краснодар»)

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА Следователь нарушила закон молчания. Но почему только сейчас? Ай молодца, черноглазая казачка! Рассказывает как на духу - да, мол, это я закрыла уголовное дело на того самого Алексеева, которого подозревают в убийстве 12 человек.

Екатерина Рогоза рассказала, как закрывались уголовные дела против бандитов.

Екатерина Рогоза рассказала, как закрывались уголовные дела против бандитов.

Приказали закрыть - закрыла. И молчала. Через год случается прокурорская проверка, Катя честно пишет объяснение, как ее заставили пойти против совести. Но и тут не судьба! Ее просят переписать документ, убрать имя прокурора. Она переписывает. И снова молчит. И вот наконец прорвало. Но не хочется петь песню этому «безумству храбрых». Потому что ни храбрости тут, ни безумства нет. Просто 2 декабря в Кущевской началась тотальная проверка всей станичной системы, сильно напоминающей уклад сицилийских деревень времен расцвета итальянской мафии. Конкретно следователю Рогозе светит уголовное дело. И вот тут она немедленно нарушила свою «омерту» (закон молчания). Что мешало сделать это раньше? Смелый ролик можно было выложить год назад - глядишь, и не было бы резни в доме фермера. Люди были бы живы. Ну хорошо, тогда было страшно. Ну а месяц назад, когда резня уже случилась и в Кущевскую набежала тьма корреспондентов, - почему они бились в двери ОВД как мухи о стекло? Следователь Екатерина Рогоза просто-напросто «сдала» своих начальников, когда поняла, что они вознамерились сдать ее. Да просто рухнула круговая порука - один из краеугольных камней любой мафии. Елена ДУДА В ТЕМУ На чиновников, выдавших кредит матери Цапка, завели дело По статье «мошенничество» могут ответить работники «Артекс-Агро» - компании, принадлежащей матери организатора банды Сергея Цапка. Прокуратура заинтересовалась, как в прошлом году фирма по поддельным документам получила на развитие бизнеса более 15 млн. рублей из федерального и краевого бюджетов. И завела уголовное дело. - А еще по нашему поручению следователи кубанской милиции возбудили уголовные дела по статье «халатность» в отношении сотрудников департамента сельского хозяйства Краснодарского края, а также кущевских налоговиков, - сообщили нам в Генеральной прокуратуре России. - То и другое дела находятся на контроле у Генерального прокурора. Жители Кущевской, узнав новость, сразу же вспомнили знаменитого чикагского мафиози Аль Капоне. Его не могли посадить за реальные злодеяния - не было доказательств, поэтому упекли в тюрьму за неуплату налогов.

Подробнее. Ольга ЛУКИНА («КП» - Краснодар»)